Пензенские часы
В тридцатых годах наша страна, по существу, не имела своего часового производства.
Задача выпуска часов, поставленная перед пензенским велозаводом, были одной из наиболее трудных задач, которые когда-либо приходилось решать коллективу.
Опыт массового производства часов малого калибра пришлось заимствовать у таких стран, как Швейцария, Франция.
Несколько групп инженеров и техников посылали за границу велозаводцы для изучения часового производства.
Первым в 1935 году поехал инженер-механик Виктор Николаевич Скорняков, ныне директор Пензенского часового завода.
Несколько позже в заграничную командировку выехал инженер И. Н. Калинкин, а еще позже, две группы специалистов.
В составе одной выезжали А. И. Лакейкин, ныне главный технолог часового завода, и А. Н. Марушин, в составе другой: инженер В. М. Ларионов, техник А. Ф. Калянин и другие.
Пензенские специалисты знакомились с технологией часового производства, изучали инструментальное дело и станочное оборудование, знакомились с конструкциями часовых механизмов ряда иностранных фирм.
Для освоения производства часов завод выделил наиболее квалифицированные кадры, в том числе токаря-инструментальщика высокой квалификации Б. Наквакина, одного из первых выпускников заводской школы ФЗУ-46
А. Ноева, талантливого слесаря-механика А. Хоренкова, замечательных наладчиков Н. Ефимова и В. Белякова, квалифицированного инструментальщика А. Ягупова и многих других.
Одна из групп выпускников механического техникума была направлена на часовое производство.
Для приобретения навыка в сборке часовых механизмов у фирмы «Lip» закупили большую партию полного комплекта деталей.
Правительство ассигновало значительные суммы на приобретение специального оборудования: токарных автоматов и полуавтоматов, зубофрезерных и шлифовальных станков, прессового оборудования, специальных станков для инструментального производства и так далее.
Сборка часов была освоена сравнительно быстро.
В 1937 году собрали уже около 5 тысяч часов типа «Т-18».
Это были женские наручные часы, получившие затем широкую известность под маркой «Звезда»*.
Одновременно шло освоение производства деталей.
Оно начиналось в экспериментальном цехе.
Инструментальщики готовили первую оснастку.
Это было связано с большими трудностями.
Слесари-механики научились изготовлять штампы с матрицами и пуансонами сложных конфигураций, обеспечивая при этом высокую точность.
Автоматчики осваивали точение еле видимых глазом винтов, трибов и осей.
Но наибольшие трудности встретились при изготовлении основной детали часового механизма — платины.
Технология ее изготовления включала в себя более 70 операций.
Все эти трудности были успешно преодолены.
В 1938 году изготовлены первые две тысячи пензенских часов.
Только часовой волосок, производство которого не удалось наладить, рубиновые камни да тончайшие шайбы для уравновешивания баланса приходилось покупать за границей.
Все остальные детали механизма, в том числе такие сложные детали, как платина и мосты, анкерная вилка и анкерное колесо, изготовлялись руками велозаводцев.
С этого года начался быстрый рост часового производства.
В 1939 году завод изготовил уже около 150 тысяч часов.
Часовое производство росло.
Оно насчитывало уже 7 цехов.
Был создан, укомплектован кадрами и набирал мощность прессо-корпусный цех.
Хорошо была налажена работа в механическом цехе, сложились кадры механосборщиков и сборщиков, работали зубофрезерный, отделочный и самостоятельный инструментальный цехи.
Всего в часовом производстве было занято более полутора тысяч человек.
В таком состоянии часовое производство выделилось 28 апреля 1940 года в самостоятельное предприятие — Пензенский часовой завод.
Его основные кадры рабочих высокой квалификации и инженерно-технических работников прошли большую школу воспитания, школу мастерства в коллективе велозавода.
Дальнейшее развитие часового производства в Пензе велозаводцы рассматривают как продолжение начатой ими работы.
Г. Вьюнов, А. Демидов
Пензенский велосипедный
Пензенское книжное издательство, 1958 год