|
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии. Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»
«Записки сумасшедшего»
Тема помешательства была в русской
литературе не новой, но помешанный
герой появляется обычно в эпилоге.
У Пушкина — Германн в «Пиковой даме»,
Евгений в «Медном всаднике», Мария в
«Полтаве», Мельник в «Русалке». У Лермонтова — Арбенин в «Маскараде».
Пушкин писал:
Не дай мне бог сойти с ума,
Нет, легче посох и сума,
Нет, легче труд и глад.
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку, как зверька,
Дразнить тебя придут.
Существует догадка, что стихи эти
написаны после посещения Пушкиным
сошедшего с ума поэта Батюшкова.
Кроме помешательства клинического,
существовало еще в ту эпоху сумасшествие, к которому «приговаривали» по высочайшему повелению или по усмотрению начальства.
Так, в 1826 году в московском сумасшедшем доме
встретились: разжалованный штабс-капитан 48-го егерского полка Д. Брандт, посаженный сюда «за объявление о неудовлетворении ротным командиром нижних
чинов провиантом», и портупей-юнкер Иркутского гусарского полка В. Зубов.
Он был прислан по распоряжению Николая Первого
«впредь до повеления» за написанные «в духе злобы»
против правительства стихи*.
Поэтому надо думать, что не все «бритые гранды»
из «Записок сумасшедшего» бросились доставать луну
по зову Поприщина: иные из них были здоровешеньки
и только числились в сумасшедших.
Это стало системой устрашения.
Николай Первый на «Философическое письмо»
П. Я. Чаадаева, напечатанное в «Телескопе», отозвался
резолюцией: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной — смесь дерзостной бессмыслицы, достойной
умалишенного»**.
Автор был вызван к обер-полицмейстеру для объявления ему царского приказа о призвании его умалишенным. После этого каждую субботу к Чаадаеву приезжали доктор и полицмейстер,
свидетельствовали его и составляли донесение для
представления по начальству.
Так, подобно карающему Юпитеру, отнимающему
разум, Николай Первый лишал рассудка строптивых
подданных: «Захочет наказать — отнимет разум».
Я и изобразил его в рисунке наверху страницы и
суперобложки — небожителем в облаках с мечущим
молнии взором, а в колесницу, то есть в царские сани,
впряжен фальконетовский конь его пращура, продолжающий топтать змею крамолы.
Был в ту пору некий достойный внимания старожил
московского сумасшедшего дома — этот даже прославился и получил особые привилегии: имел собственную
келью и постоянного опекуна-смотрителя. Е. Я. Дорош
в одной своей статье вспомнил о нем, усмотрев в образе моего Поприщина сходство с этим московским
юродом — Иваном Яковлевичем Корейшей, «студентом
холодных вод», тех вод, которыми врачевали в то время
душевные болезни***.
Иван Яковлевич на фоне гоголевской Москвы явление знаменательное. Его прорицаниям верили не только
замоскворецкие купчихи. Его бессмысленному бормотанию внимали приезжавшие к нему государственные
чиновники, известные ученые и государственные лица
и находили в этой бессмыслице пифийскую многозначительность.
И самое поразительное — перед своим трагическим
концом, в предсмертном томлении Гоголь ездил
к И. Я. Корейше в сумасшедший дом. Возможно, что
посещение не состоялось. Но ведь Гоголь-то, значит,
думал об Иване Яковлевиче, держал его в памяти и
в отчаянии решился прибегнуть к его помощи и совету.
Гоголь на «приеме» у Ивана Яковлевича — какая невообразимая ситуация!
На некоторых рисунках мой Поприщин затянут
в смирительную рубаху.
Фасон ее я нашел на страшном рисунке А. Бейдемана и Л. Жемчужникова, изображающем посещение ими
Федотова в сумасшедшем доме. В таком одеянии был
и несчастный художник: с бритою головой, босой,
в темноте подвала, который едва освещает фонарь посетителей. Еще один сумасшедший николаевской эпохи!
Нет, недаром Гоголю пришла в голову эта тема.
Конечно, конечно, — это тема маленького человека
с его «мечтою в щелку». Так же как и в «Шинели»,
повесть заканчивается крушением этой мечты. Действительно, Акакий Акакиевич Башмачкин и Аксентий
Иванович Поприщин — родные братья. Но в «Записках
сумасшедшего» на фоне петербургских улиц вдруг
мелькнул грозным призраком сам государь-император.
Аксентий Иванович даже не почувствовал верноподданнического трепета: ведь он и сам король испанский,
только не объявленный, — да это вольномыслие, это
бунт, милостивый государь!
А этот вопль из застенка: «Боже! Что они делают со
мной!.. Спасите меня! возьмите меня! дайте мне
тройку быстрых, как вихорь, коней!» Нет, у «Записок»
совсем иной музыкальный ключ, чем у «Шинели».
Довольно часто иллюстратору приходится противоборствовать традиционному театральному штампу, который иногда приобретает литературное произведение
в актерской интерпретации. Я с детства наслушался
этих «монологов сумасшедшего» в исполнении профессионалов и в любительском исполнении. Упор делался
на патологию, рычание, завывание, закатывание глаз —
надо было прежде всего совсем забыть об этом привычном смолоду образе Поприщина.
В «Записках сумасшедшего» нет той
осязательно-живописной лепки портретов, как в «Мертвых душах». Пропущенные сквозь призму патологического восприятия Поприщина, персонажи «Записок» — Софи, папа, камер-юнкер, начальник отделения — живут эфемерной жизнью марионеток и лишены объемности
Собакевичей, Плюшкиных, Коробочек.
Поэтому для этого произведения я избрал линейный стиль с легкой, прозрачной штриховкой, памятуя, что для самого
Гоголя и его современников очерковая
манера была самой привычной. Таковы,
например, рисунки Дмитриева-Мамонова, которому приписывают теперь известные рисунки к «Ревизору», раньше считавшиеся рисунками Гоголя.
Впрочем, боюсь, что я теперь изображаю здесь как сознательный выбор то,
что оформилось бессознательно в процессе
работы: первые эскизы были более «черными», более тяжелыми по штриховой
нагрузке.
_____________________________
* М. А. Цявловский, Статьи о Пушкине, Госполитиздат, Москва, 1962 год, страницы 29, 30
** М. Гершензон, П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление. Санкт-Петербург, 1908 год, страница 137
*** смотри послесловие к этому сборнику: Е. Дорош, «Художник и книга»
|
~ 6 ~
|
|