в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

усадьба Зубриловка


Художникъ В. Э. Борисовъ-Мусатовъ въ Зубриловкѣ

Говоря о Зубриловкѣ, нельзя не вспомпить объ извѣстномъ художникѣ саратовцѣ Викторѣ Эльпидифоровичѣ Борисовѣ-Мусатовѣ. Зубриловку Борисовъ-Мусатовъ началъ посѣщать съ 1901 года, онъ провелъ здѣсь лучшіе годы своеи жизни.

Въ 1899 году художникъ написалъ управляющему усадьбой Зубриловка Н. В. Соколову письмо, съ просьбой посмотрѣть старинноѣ имѣнiе. Просьба была удовлетворена и въ 1901 году художникъ приѣхалъ въ Зубриловку. Уже тогда усадьба пребывала въ запустение, редко посѣщаемая тогдашними хозяевами. Въ 1902 году Борисовъ-Мусатовъ вновь посѣтилъ усадьбу вмѣсте съ сестрой Еленой и художницей Еленой Владимiровной Александровой, будущей женой.

Елена Эльпидифоровна вспоминала:
«Глубокая осень въ Зубриловкѣ также увлѣкла брата по своимъ блеклымъ тонамъ красокъ умирающей природы. Возлѣ дома, гдѣ онъ насъ писалъ въ солнечные лѣтнiя дни, краски уже были печальные серые, все гармонировало съ темнымъ осеннимъ небомъ покрытымъ тучами. Казалось, что и домъ замеръ съ окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки». Онъ лично пояснялъ намъ, какъ я помню, будто съ окончанiемъ жизни опустевшаго помещичьяго дома «все уходило въ прошлоѣ», какъ изображены имъ на первомъ планѣ картины удаляющиеся призрачныя фигуры женщинъ».

Еще въ 1890 году, желая имѣть возможность возсоздать во всехъ подробностяхъ творческiя идеи не упускать ни одной детали, запечатлѣть живую мысль художника, В. Э. Борисовъ-Мусатовъ обратился къ фотографiи. Онъ покупетъ фотографическiй аппаратъ фирмы «Кодакъ» и начинаетъ терпеливо обучаться. Многiя фотографическiя этюды отображены въ работахъ художника. Благодаря снимкамъ мы имѣемъ вiды дворца въ Зубриловкѣ и другихъ имѣнiяхъ, а также замѣчатльныя портреты.

Въ Зубриловкѣ онъ задумалъ свои лучшія картины. Вотъ какъ описываеть эти картины одинъ изъ біографовъ Борисова-Мусатова баронъ Н. Н. Врангель:
«Въ паркѣ подъ сѣнью деревьевъ гуляютъ двѣ дѣвушки. Онѣ свѣтлыя, свѣтлыя, такія же бѣлыя какъ Зубриловскій домъ, который виденъ въ отдаленіи. Онѣ грустныя какъ грустны эти деревья, завороженныя знойной тишиной. Онѣ милы, какъ милъ этотъ домъ и ихъ нѣтъ также, какъ нѣтъ теперь этого дома».
Эта картина называется «Гобеленъ». Другая картина «Водоемъ» написана подъ впечатлѣніемъ Зубриловскаго пруда-водоема. Эту картину считаютъ однимъ изъ лучшихъ произведеній Борисова-Мусатова, а прудъ и сейчасъ существуетъ въ Зубриловскомъ паркѣ.

Слѣдуетъ отмѣтить довольно странное совпаденіе: В. Э. Борисовъ-Мусатовъ умеръ въ октябрѣ 1905 года, а черезъ нѣсколько дней сгорѣлъ Зубриловскій домъ. И тѣнь поэта потеряла свой пріютъ. Художникъ не былъ оцѣненъ достаточно при жизни, а только послѣ смерти о немъ заговорили. Зубриловскій домъ, къ сожалѣнію, только послѣ пожара обратилъ на себя вниманіе.

В. Э. Борисов-Мусатов, Гобелен, 1901 год
В. Э. Борисов-Мусатовъ «Гобеленъ», акварель, 1901 годъ
В. Э. Борисов-Мусатов, Водоем, 1902 год
В. Э. Борисов-Мусатовъ «Водоемъ», темпера, 1902 годъ
В. Э. Борисов-Мусатов, Усадьба, 1902 год
В. Э. Борисов-Мусатовъ «Усадьба», темпера, 1902 годъ
В. Э. Борисов-Мусатов, Прогулка при закате, 1903 год
В. Э. Борисов-Мусатовъ «Прогулка при закатѣ», темпера, 1903 годъ
В. Э. Борисов-Мусатов, Призраки, 1903 год
В. Э. Борисов-Мусатовъ «Призраки», темпера, 1903 годъ
В. Э. Борисов-Мусатов, Усадьба в Зубриловке, 1903 год
В. Э. Борисов-Мусатовъ «Усадьба въ Зубриловкѣ», темпера, 1903 годъ

Письмо изъ Парижа

Выставки, отрывокъ
Въ картинахъ Боннара нѣтъ ничего яркаго, страстнаго, сильнаго, тихая нѣжность, мягкая женственность разлита въ его intérieurs'ахъ и садахъ. Не зрѣлыя и чувственныя женщины Дегаза, а нѣжныя и смуглыя дѣвушки-подростки моются въ его будуарахъ съ нѣжно-розовыми обоями и нѣжно-жемчужнымъ бѣльемъ. Мягкій, уютный свѣтъ лампы ласкаетъ его «Salle à manger», и даже свѣже-весенняя зелень его садовъ завуалена меланхолично-серебристымъ налетомъ. Иногда чудится въ Боннарѣ что-то родное намъ, русское; иногда кажется, что имъ владѣютъ чары Борисова-Мусатова. Но нѣтъ, это сходство лишь внѣшнее. Лиризмъ Мусатова — цѣлый міръ, цѣлая поэма увядающаго быта. Лиризмъ Боннара не идетъ дальше современныхъ спаленъ и столовыхъ и жалкихъ городскихъ садовъ. Въ немъ нѣтъ мусатовской дымки прошлаго, въ немъ нѣтъ мусатовскихъ далей души. Но, быть можетъ, современная французская дѣйствительность, современная французская женщина и не могутъ вдохновить на большее...

Яковъ Александровичъ Тугендхольдъ
«Аполлонъ», № 6, Москва, 1909 годъ

 


назадътитулъдалѣе