Художникъ В. Э. Борисовъ-Мусатовъ въ Зубриловкѣ
Говоря о Зубриловкѣ, нельзя не вспомпить объ извѣстномъ художникѣ саратовцѣ Викторѣ Эльпидифоровичѣ Борисовѣ-Мусатовѣ.
Зубриловку Борисовъ-Мусатовъ началъ посѣщать съ 1901 года, онъ провелъ здѣсь лучшіе годы своеи жизни.
Въ 1899 году художникъ написалъ управляющему усадьбой Зубриловка Н. В. Соколову письмо, съ просьбой посмотрѣть старинноѣ имѣнiе.
Просьба была удовлетворена и въ 1901 году художникъ приѣхалъ въ Зубриловку.
Уже тогда усадьба пребывала въ запустение, редко посѣщаемая тогдашними хозяевами.
Въ 1902 году Борисовъ-Мусатовъ вновь посѣтилъ усадьбу вмѣсте съ сестрой Еленой и художницей Еленой Владимiровной Александровой, будущей женой.
Елена Эльпидифоровна вспоминала:
«Глубокая осень въ Зубриловкѣ также увлѣкла брата по своимъ блеклымъ тонамъ красокъ умирающей природы.
Возлѣ дома, гдѣ онъ насъ писалъ въ солнечные лѣтнiя дни, краски уже были печальные серые, все гармонировало съ темнымъ осеннимъ небомъ покрытымъ тучами.
Казалось, что и домъ замеръ съ окружающей его увядающей зеленью.
Это и дало настроение брату написать картину «Призраки».
Онъ лично пояснялъ намъ, какъ я помню, будто съ окончанiемъ жизни опустевшаго помещичьяго дома «все уходило въ прошлоѣ», какъ изображены имъ на первомъ планѣ картины удаляющиеся призрачныя фигуры женщинъ».
Еще въ 1890 году, желая имѣть возможность возсоздать во всехъ подробностяхъ творческiя идеи не упускать ни одной детали, запечатлѣть живую мысль художника, В. Э. Борисовъ-Мусатовъ обратился къ фотографiи.
Онъ покупетъ фотографическiй аппаратъ фирмы «Кодакъ» и начинаетъ терпеливо обучаться.
Многiя фотографическiя этюды отображены въ работахъ художника.
Благодаря снимкамъ мы имѣемъ вiды дворца въ Зубриловкѣ и другихъ имѣнiяхъ, а также замѣчатльныя портреты.
Въ Зубриловкѣ онъ задумалъ свои лучшія картины.
Вотъ какъ описываеть эти картины одинъ изъ біографовъ Борисова-Мусатова баронъ Н. Н. Врангель:
«Въ паркѣ подъ сѣнью деревьевъ гуляютъ двѣ дѣвушки.
Онѣ свѣтлыя, свѣтлыя, такія же бѣлыя какъ Зубриловскій домъ, который виденъ въ отдаленіи.
Онѣ грустныя какъ грустны эти деревья, завороженныя знойной тишиной.
Онѣ милы, какъ милъ этотъ домъ и ихъ нѣтъ также, какъ нѣтъ теперь этого дома».
Эта картина называется «Гобеленъ».
Другая картина «Водоемъ» написана подъ впечатлѣніемъ Зубриловскаго пруда-водоема.
Эту картину считаютъ однимъ изъ лучшихъ произведеній Борисова-Мусатова, а прудъ и сейчасъ существуетъ въ Зубриловскомъ паркѣ.
Слѣдуетъ отмѣтить довольно странное совпаденіе: В. Э. Борисовъ-Мусатовъ умеръ въ октябрѣ 1905 года, а черезъ нѣсколько дней сгорѣлъ Зубриловскій домъ.
И тѣнь поэта потеряла свой пріютъ.
Художникъ не былъ оцѣненъ достаточно при жизни, а только послѣ смерти о немъ заговорили.
Зубриловскій домъ, къ сожалѣнію, только послѣ пожара обратилъ на себя вниманіе.