в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

В. А. Милашевский

Владимир Алексеевич Милашевский

30.10.1893. Тифлис — 07.01.1976. Москва

Российский художник, график.
Член объединений «Мир искусства», «Четыре искусства», один из организаторов группы художников «Тринадцать» 1929&ndash1931 годы; участник выставок с 1921 года. Учился в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове, 1906–1907 годы у В. В. Коновалова, школе-студии А. Н. Грота и Э. А. Штейнберга в Харькове 1911–1913 годы. В 1913 году поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при петербургской Императорской Академии художеств, где занимался под руководством Н. А. Бруни, И. И. Творожникова, Г. Р. Залемана и А. В. Маковского, курс не окончил. Занимался в Новой художественной мастерской 1915–1916 годы у М. В. Добужинского, Е. Е. Лансере, А. Е. Яковлева. Жил в Петербурге-Петрограде с 1913 года и Москве с 1924 года.

Работал в области станковой живописи и графики в техниках акварели и туши в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта и бытовой сцены. Получил известность как книжный график.

С начала 1920-х сотрудничал с детским журналом «Воробей», 1921–1922 годы, с издательствами Academia, Молодая гвардия, Детгиз, Государственным издательством. Среди его работ: иллюстрации к книгам «Что такое театр» Н. Н. Евреинова, 1921 год, «Занавешенные картинки» М. Кузмина, 1921 год, «Бег» П. Скосырева, 1930 год, «Страница большой книги» Л. Аргутинской, 1932 год, «Кара-Бугаз» К. Г. Паустовского, 1933 год, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского, 1935 год, «Мадам Бовари» Г. Флобера, 1947 год и другие. Иллюстрировал также произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, А. П. Чехова, О. Бальзака, Э.-Ф. А. Гофмана и других. Вершиной иллюстраторского искусства Милашевского стали рисунки к «Посмертным запискам Пиквикского клуба» Ч. Диккенса, созданные в 1933 году по заказу издательства Academia, издания 1933–1934 годов. Иллюстрации художника к этому изданию отличаются намеренной эскизностью, точностью характеристик и остротой деталей. В 1949 году к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина художник исполнил рисунки к пушкинским сказкам, другой его несомненной удачей были рисунки к «Коньку-Горбунку» П. П. Ершова, издание 1964 года. Среди других его работ: «Мои звери» В. Л. Дурова,1930 год; Уральские сказки П. Бажова, 1953 год; «Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина, издания 1963 и 1969годов; «В стране дремучих трав» В. Г. Брагина, 1967 год; «Синяя свита наизнанку сшита», 1973 год и многие другие. Всего для детей и юношества В. А. Милашевский художественно оформил и проиллюстрировал около 100 книг.
Выполнял эскизы экслибрисов.

Автор мемуаров «Вчера, позавчера…», Ленинград, 1972 год, «Моя раблота в издательстве Academia», Израиль, 1992 год.

Летом 1926 и 1928 годов, по приглашению художника Н. В. Кузьмина, Милашевский приезжал в Сердобск. . В этюдах в Сердобске художнику удалось найти технику еще более «реактивную»: работу тушью — спичкой вместо пера. Между впечатлением и трансформацией его на бумаге как будто нет временного разрыва: Милашевский мгновенно отзывается на действие натуры, и мгновенно же, в нескольких штрихах и пятнах, выдает эмоциональный экстракт увиденного. В Сердобске и его окрестностях он открыл для себя тему покоса и жатвы. Позднее пейзажи Сердобска он взял для иллюстраций к повести М. Горького «Городок Окуров».

Милашевский, о Милашевском

Рисунки художника В. А. Милашевского из серии «Сердобск»

По многим косвенным признакам рисунки датированные 1926 и 1928 годами дают уверенность в предположении отнести их к серии "Сердобск"

***


В. А. Милашевский, автопортрет, 1932 год
В. А. Милашевский, автопортрет, 1932 год

 


назадътитулъдалѣе