в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

каталог выставки группы художников Тринадцать
Художники группы «Тринадцать»

«Тринадцать» — группа художников, получившая свое название по числу участников выставки, состоявшейся в 1929 году в Москве. На ней свои работы показали О. Н. Гильдебрандт, Д. Б. Даран, Л. Я. Зевин, Над. В. Кашина, Н. В. Кашина, Н. В. Кузьмин, Т. А. Лебедева (Маврина), В. А. Милашевский, М. И. Надбайло, С. Н. Расторгуев, Б. Ф. Рыбченков, В. М. Юстицкий, Ю. И. Юркун. Членами организационного комитета первой выставки были Милашевский, Кузмин и Даран — впоследствии известные мастера станковой графики и книжной иллюстрации. Всего прошли две выставки группы — в 1929 и 1931 годах. Выставка, запланированная на 1930 год не состоялась, хотя ее каталог вышел в свет, как и каталоги двух других выставок. В общей сложности в них названы имена двадцати одного художника. В дополнение к вышеперечисленным, более известным мастерам и не очень, фигурируют фамилии Д. Д. Бурлюк, А. Д. Древин, С. Д. Ижевский, З. Р. Либерман, Р. М. Семашкевич, А. Ф. Софронова, Н. А. Удальцова.

В группу в основном входили художники-графики. Хотя сам факт организации художников в группу не сопровождался появлением каких-либо манифестов или деклараций, что было характерно для художественной жизни 1900-1920-х годов, тем не менее образовавшие ее художники ставили и решали вполне определенные задачи. Они выступали за живое, свободное рисование с натуры, не скованное установками академической системы. Стремились передать динамику жизни, ее ритмы, отсюда вошедшее в художественную лексику определение: рисовать «в темпе натуры». Для художников группы «Тринадцать» характерно эмоциональное, романтическое восприятие действительности. Стилистика рисунка отличается преобладанием живой, гибкой линии, передачей пространственной и воздушной среды. Сами художники определили главные особенности своего творчества как «здоровое и радостное восприятие жизни, чуждое готических изломов и душевной неуравновешенности». Хотя большинство членов группы составляли графики, после первой выставки появилась тенденция к проникновению сюда и живописцев: А. Д. Древин, Н. А. Удальцова и другие. Это свидетельствует не только о расширении платформы, но и о серьезной работе членов группы «Тринадцать» в области цвета. Группа существовала до 1932 года.

Каталоги

Участники Первой выставки

17 февраля 1929 года — 17 марта 1929 года, Москва.
Помещении Дома Печати, Никитский бульвар дом 8а

Гильдебрандт Ольга
Даран Даниил
Зевин Лев
Кашина Надежда
Кашина Нина
Кузьмин Николай
Лебедева (Маврина) Татьяна
Милашевский Владимир
Недбайло Михаил
Расторгуев Сергей
Рыбченков Борис
Юстицкий <Валентин
Юркун Юрий

Участники Второй выставки

Вторая выставка не состоялась. Однако, каталог ко второй выставке был выпущен.

Гильдебрандт Ольга
Даран Даниил
Кашина Надежда
Кузьмин Николай
Либерман Залман
Маврина Татьяна
Милашевский Владимир
Недбайло Михаил
Памятных (Кашина) Нина
Расторгуев Сергей
Рыбченков Борис
Семашкевич Роман

Участники Третьей выставки

18 апреля 1931 года — 30 апреля 1931 года, Москва.
Актовый зал № 1 МГУ, Моховая улица дом 11

Бурлюк Давид
Гильдебрандт Ольга
Даран Даниил
Древин Александр
Ижевский Сергей
Кузьмин Николай
Маврина Татьяна
Милашевский Владимир
Рыбченков Борис
Семашкевич Роман
Софронова Антонина
Стефанский Чеслав
Удальцова Надежда

Выставка художников группы «Тринадцать» в 1989 году

Спустя десятилетия состоялась четвертая выставка художников группы «Тринадцать». Отдел культуры Киевского райисполкома и Клуб коллекционеров при Советском фонде культуры организовали выставку произведений художников 20–30-х годов группы «Тринадцать». Открытие выставки состоялось 12 апреля 1989 года в выставочном зале «Арбат» Киевского района города Москвы по адресу Староконюшенный переулок дом 39.

Вступительная статья к каталогу выставки художников группы «Тринадцать» в 1989 году написана М. А. Немировской.


 


назадътитулъдалѣе