в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»



Часы, устанавливаемые на самолете, носят общее название бортовых. Использование ботовых часов в полете летчиком-наблюдателем и летчиком несколько различно. Летчику наблюдателю, летнабу, часы необходимы для точного измерения путевого времени, определения небольших промежутков времени, при промерах путевой скорости, и для точного определения того или иного момента времени, при астрономической ориентировке. Летчику часы необходимы, главным образом, для определения остающегося времени полета и учета расхода горючего.
В соответствии с этими разными назначениями на снабжение принято два типа часов: главные, устанавливаемые с особой тщательностью и предохранением от вибраций в кабине летчика-наблюдателя, и бортовые, укрепляемые на распределительной доске пилота.

Авиационные часы с электрообогревом, АЧО

Бортовые часы АЧО состоят из часового механизма карманных часов "тип 1", заключенных в корпусе, приспособленном для закрепления часов на приборной доске самолета. Основу работы механизма часов можно прочитать в статье «Описание и технической устройство механизма «тип 1»
Часы снабжены электрообогревом устроенным следующим образом: слюдяная пластинка размером 43 х 43 миллиметра, обмотана нихромовым проводом сечением 0.2 миллиметра и длиной 0.57 метра. Пластинка с обеих сторон прикрывается двумя другими такими же слюдяными пластинками, и полученный таким образом электрический подогреватель монтируется на внутренней стороне крышки корпуса часов посредством клемм и гаек.
Электрообогрев работает от 12-вольтовой сети самолета. Если часы с алюминиевым корпусом, то клеммы изолируются с помощью эбонитовых или фибровых втулок от крышки корпуса посредством гайки. Концы нихромового провода прикрепляются к клеммам. С внешней стороны клемм прикрепляют провода посредством гаек.

бортовые авиационные часы с электрообогревом АЧО бортовые авиационные часы с электрообогревом АЧО бортовые авиационные часы с электрообогревом АЧО
бортовые авиационные часы с электрообогревом АЧО

Часы технические, тип ТЧ

Часы технические в карболитовом корпусе

Предназначаются для измерения времени в часах, минутах и секундах.

Технические характеристики:
калибр механизма 43 мм
количество камней 15 шт
скачок секундной стрелки 0.2 с
габаритные размеры 76 х 88 х 23.8 мм
средний суточный ход при температуре 20 +5 по абсолютной величине 60 с
продолжительность работы механизма от одной полной заводки 30 ч
Порядок работы
Завод часов производить вращением заводной головки по ходу часовой стрелки до отказа.
Часы заводить раз в сутки примерно в одно и тоже время. В конце завода вращайте головку медленно и осторожно во избежание срыва заводной пружины.
Перевод стрелок производится заводной головкой. Заводную головку вытянуть до упора, вращая ее в направлении хода стрелок, установить стрелки в нужное положение. После перевода стрелок заводную головку легким нажимом возвратить в прежнее положение.
Техническое обслуживание
Запрещается вскрывать механизм и разбирать его неквалифицированным лицам.
Необходимо оберегать часы от ударов, падения, сильных сотрясений, от попадания в них влаги.
Оберегать часы от касания к горячим и холодным предметам во избежание порчи механизма.
Хранить часы в помещении с температурой от 10С ло 35С и относительной влажностью не более 80%.
Не допускается хранение часов в одном помещении с веществами.ю вызывающими коррозию
Гарантийные обязательства
Завод-изготовитель гарантирует безотказную работу часов в течении 15 месяцев со дня отгрузки с завода-изготовителя при условии соблюдения правил эксплуатации. Гарантийный ремонт производится при предъявлении непросроченного паспорта.

механизм ЗЧЗ 1980-х годов
механизм ЗЧЗ 1980-х годов

Наручные водолазные часы НВЧ 191-ЧС

Наручные водолазные часы 191-ЧС относятся к контрольно-измерительным приборам, предназначены для определения водолазом под водой текущего времени.
Водолазные часы 191-ЧС выпускались Златоустовским часовым заводом на базе механизма карманных часов на 15-ти камнях «тип 1». За время начала выпуска данного калибра сильно усовершенствовалась техническая база, качество механизма выросло не на один порядок. Однако, в виду сложных условий эксплуатации часов с механизмом «тип 1» не произведено ни одного усовершенствования. В некоторых технических часах ТЧ встречается стальное анкерное колесо, которое в обязательном порядке необходимо было устанавливать в водолазные часы. Отсутствие секундной стрелки затрудняет контроль над ходом часов, остановка которых могла привести к гибели водолаза.
Давление в 3 кг/см2 достигается на глубине в 30 метров.

Точность хода ±1 мин за 24 часа при температуре +20±5°C
Продолжительность работы часов от одного полного завода пружины не менее 30 часов
Корпус обеспечивает водонепроницаемость часов при давлении не более 3 кг/см2 при нахождении под водой до одного часа
Вес часов до 260 грамм

Инструкция
пользования наручными водолазными часами 191-ЧС

Описание
Водолазные часы предназначены для измерения текущего времени в часах и минутах и представляют собой механизм карманных часов на 15 камнях, смонтированный в водонепроницаемом корпусе из нержавеющей стали.
Водонепроницаемость корпуса осуществляется:
1. со стороны стекла — наличием специальной прокладки между стеклом и корпусом, стекло прижимается к прокладке ободком, имеющим резьбовое соединение с корпусом
2. со стороны заводной головки — наличием специальной прокладки между корпусом и колпачком заводной головки, имеющим также резьбовое соединение с корпусом
Поле циферблата черное матовое. Шкала состоит из 12-ти прямоугольных делений и цифр 2, 4, 6, 8, 10 и 12.
Стрелок две — часовая и минутная.
Цифры и деления циферблата, а также стрелки покрыты светящейся массой постоянного действия.

Завод часов и перевод стрелок
Для завода часов и перевода стрелок необходимо отвернуть внешний колпачок заводной головки.
После окончания завода часов или перевода стрелок внешний колпачок надежно до отказа завернуть на втулку корпуса.
Необходимо помнить, что не до отказа завернутый колпачок не обеспечит достаточное уплотнение между корпусом и колпачком и вода сможет проникнуть в механизмом часов.
1. Завод часов:
Завод часов производится вращением головки в правую сторону до отказа, но слишком затягивать заводную пружину, во избежание обрыва, не рекомендуется.
Вращение заводной головки влево — холостое.
Завод часов рекомендуется производить ежедневно в определенное время суток.
2. Перевод стрелок:
Перевод стрелок производится с помощью заводной головки. Заводную головку следует вытянуть до упора и, вращая ее, установить стрелки в необходимое положение.
После перевода и установки стрелок заводную головку путем нажима возвратить в прежнее положение.
Примечания:
1. При отвертывании завертывании внешнего колпачка следует предохранить цепочку колпачка от обрыва, для чего необходимо кольцо цепочки, к которому прикреплены один из концов цепочки, перемещать при отвертывании и завертывании в сторону, противоположную направлению вращения внешнего колпачка.
2. По мере завертывания внешнего колпачка возникает значительное противодействующее усилие со стороны сжимаемой резиновой прокладки.
Вследствие этого создается дополнительная нагрузка на резьбу колпачка и втулки корпуса.
Для облегчения условий работы резьбового соединения колпачок-втулка рекомендуется при завертывании колпачка одновременно нажимать на него, за счет чего обеспечивается плавное завертывание колпачка, а резьба предохраняется от излишнего износа.

Обращение
Часы — точный прибор и требуют аккуратного обращения с ними как в процессе транспортировки, так и во время эксплуатации. Не допускаются удары и резкие сотрясения, во избежание повреждения механизма.
В случае резкого удара о стекло, последнее может быть разбито.

Ремонт
Ремонт часов должен производится в специальных мастерских.
Для ремонта, замены стекла и прокладки требуется отвернуть ободок.
Для отвертывания ободка следует предварительно с помощью специального винтового приспособления, типа ручного пресса, обеспечить равномерный нажим на плоскость стекла для сжатия прокладки.
После того как осуществлено сжатие прокладки, ободок отвернуть усилием руки. Затем вынуть стекло, прокладку стекла и кольцо циферблата.
Для замены находящейся во втулке корпуса прокладки и внутреннего ремонта нужно повернуть на 1-2 оборота в направлении движения часовой стрелки винт переводного рычага, расположенный в отверстии циферблата около цифры «4», после чего вынуть заводной вал с головкой и механизм.
Сборка производится в обратном порядке, при этом следует помнить, что ободок надежно завертывается только при сжатой, находящейся под стеклом, прокладке.
Ни в коем случае не следует позволять разбирать часы неквалифицированным работникам, так как это может нарушить их действие и точность хода.
После ремонта часов необходимо их проверять на точность хода, безотказность работы и водонепроницаемость корпуса.
Категорически воспрещается вскрытие механизма и разборка часов до полного их согревания в течении 1-2 часов после внесения их из холодной среды в помещение с нормальной температурой.
Чистку, смазку и регулировку механизма рекомендуется производить не реже одного раза в два года.

Упаковка и транспортировка
Каждые часы укладываются индивидуальную картонную коробку.
В эту коробку вместе с часами укладывают и аттестат.
Коробки с часами должны быть уложены в прочную деревянную тару, выстланную внутри водонепроницаемой упаковочной битумной или дегтевой бумагой.
Укладка коробок с часами должна быть плотной, исключающей возможность произвольного их перемещения внутри тары при транспортировке. Материал тары не должен содержать влаги более 18 процентов.

***

СПД — светосостав постоянного действия, содержащий соли радия-226, так называемый СПД-226. Состав наносился на шкалы и стрелки различных приборов вплоть до 1970-х годов: часы, компасы, авиаприборы, вольтметры, амперметры, манометры, тумблеры, прицельные приспособления, военные приборы, новогодние игрушки и так далее. СПД имеет разные оттенки, чаще желтые.
Долгоживущий элемент с огромным временем полураспада, весьма вредный для организма человека.

 


назадътитулъ далѣе