в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

механизм часов тип 1

Описание и технической устройство механизма «тип 1»

Механизмы более поздних лет выпусков имеют некоторые различия от выпущенных ранее, принцип же устройства механизмов не отличается. Пояснение устройства часов, указанных в данной статье, вполне обеспечивает усвоение часов выпуска последующего типа.

Основным двигателем механизма является спиральная пружина, заключенная в барабан, причем одним из своих концов она крепится к внутренней стенке барабана, а другим — к его вертикальной оси.
Пружина заводится с помощью заводной головки 1 через посредство промежуточных колес 2 и 3 и удерживается в заведенном состоянии кликером 4.
При заведенной пружине барабан поворачивается и с помощью зубцов, расположенных на нем, вращает трибку среднего колеса 5. Колесо 5 тем же путем передает вращение колесу-петидраме 6, секундной трибке 7 и анкерной трибке 8.
Для придания равномерности вращения в систему ходовых колес введен маятник 9, который представляет собой круглый балансир в виде колеса, наглухо закрепленного на оси.
К той же оси прикреплен одним своим концом волосок 10, другой конец которого прикрепляется неподвижно к основанию всего механизма.
Включение маятника в систему ходовых колес осуществляется с помощью анкерной вилки 11, которая укреплена на вертикальной оси и может поворачиваться вокруг этой оси на некоторый угол в обе стороны. На одной стороне анкерной вилки 11 имеются два штифта, скобка, на другой — сделан вырез, вилка, в который входит палец балансира, неподвижно с ним скрепленный. Колебания балансира передаются при помощи этого пальца анкерной вилке, штифты которой попеременно входят и выходят между зубцами анкерного колеса 8, чем и осуществляется равномерность вращения механизма часов. Передача энергии главной пружины в систему маятника балансира происходит путем последовательных ударов анкерного колеса 8 о скобку анкерной вилки 11. Эти удары посредством качающейся анкерной вилки передаются на палец балансира, сталобыть на баланс, благодаря чему последний сохраняет величину своих колебаний постоянной.
Изменение хода часов достигается регулятором 12, называемым градусником. Последний представляет собой стрелку, вращающуюся в плоскости, параллельной плоскости качания балансира. Короткий конец стрелки имеет на себе вилку 13, через которую проходит один из витков волоска. Регулятор монтируется на глобане балансира 14, где помещена шкала, разбитая на деления с буквами П и У, Прибавить и Убавить. Если длинный конец регулятора подвинем к букве У, то есть увеличим длину рабочей части волоска, то часы пойдут медленнее, и наоборот.

устройство механизма часов тип 1 устройство механизма часов тип 1
устройство механизма часов «тип 1»

При правильной регулировке часового механизма среднее колесо 5 делает один оборот в течение часа. Ось этого колеса служит одновременно и осью минутной и часовой стрелки. С помощью.специального добавочного механизма часовая стрелка вращается вокруг того же центра, что и минутная. Кроме того, этот механизм позволяет переводить минутную и связанную с ней часовую стрелки часов независимо от работы всех остальных деталей часового механизма. Это получается следующим образом.
На ось среднего колеса надета трибка, оканчивающаяся втулкой 15, которая называется минутником. Перевод стрелок производится посредством шестерен 16 и 17. Шестерня 17 также имеет втулку, которая в свою очередь надета на минутник 15. Минутник 15 несет на себе минутную стрелку, втулка 17 — часовую. Втулка 17 короче минутника 15.
Передача между трибкой минутника 15 и шестерней 17 подобрана так что одному обороту шестерни 17, то есть часовой стрелки, соответствует двенадцать оборотов трибки минутника 15, то есть минутной стрелки.
Преодолевая силу трения между осью среднего колеса 5 и минутником 15, можно вращать минутную и связанную с ней часовую стрелки на любой угол циферблата часов. Перевод стрелок совершается с помощью заводной головки и рычагов.

основные детали механизма тип 1
основные детали механизма «тип 1»
1. заводная коронная шестерня, 2. барабан с пружиной, 3. крышка барабана, 4. заводное колесо, 5. среднее колесо, 6. часовое колесо с трубкой, 7. колесо петидраме, 8. анкерное колесо, 9. секундное колесо, 10. репеек с трибкой, 11. глобан анкерного и секундного колеса, 12. минутник, 13. анкерная вилка, 14. заводной ключ, 15. кликерная пружина, 16. маятник с глобаном, 17. шестерня для перевода стрелок, 18. кликер, 19. бочонок, 20. коронное колесо, 21. переводной рычаг, 22. накладка колеса для перевода стрелок

В заводную головку ввинчен заводной ключ. Заводной ключ 18 имеет выточку 26, в которую входит пятка 20 пластинчатого рычага включения 21.
Таким образом, для перевода стрелок мы должны потянуть головку часов к себе. Тогда пятка 20 поднимется кверху, а рычаг 21 опустит рычаг 19 книзу, соединит боченок 26 с переводной шестерней 25. Вращая затем головку против часовой стрелки, можно производить перевод стрелок часов. Завод часов производится следующим образом: надавливают на заводную головку часов, отчего заводной ключ опустит книзу пятку 20 пластинчатого рычага 21. Под действием пружины 23 переводной рычаг 19 поднимется тогда кверху, передвигая боченок от зубцов переводной шестерни 25 к коронной шестерне 24. Последняя передает вращение на ось барабана через заводную коронную и заводную шестерни, натягивая своим вращением пружину часов. На рисунке показано положение для завода пружины часов.
Часы имеют завод на 30 час. Точноcть хода ±45 секунд в сутки. Для более точного хода часов рекомендуется заводить пружину в одно и то же время каждые сутки.

 


назадътитулъ далѣе