в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»


Отрывокъ изъ разсказа «Бурлаки»

...На другой день я принесъ свой чемоданъ изъ сосѣднихъ номеровъ Голяшкина, излюбленныхъ актерами. Ѳедоръ вынулъ черную пару и бѣлую полотняную и повѣсилъ въ гардеробъ.
Увидѣлъ какъ-то Бурлакъ мои ​бѣлыя​ штаны.
— Пожалуй, ​они​ мнѣ впору будутъ. Дай-ка ​померяю​… Хорошо, что увидалъ, а то бы никогда не собрался… Ѳедя, давай мѣрить.
Оказались впору.
— ​Широковаты​ немного, да это еще лучше!
Бурлакъ вышелъ въ свой кабинетъ, а я разговаривалъ съ Ѳедей, который брился у окна въ своей комнатѣ. Онъ брился ежедневно, чисто, оставляя только маленькіе бачки, ​разрѣзанные​ пополамъ бѣлымъ полумѣсяцемъ, что очень шло къ его строгому, еще свѣжему лицу съ большимъ лбомъ, съ наползшимъ мысомъ густыхъ, коротко остриженныхъ сѣдыхъ волосъ. Сухой, стройный, онъ красиво донашивалъ ​старые​ костюмы Бурлака, какъ будто ​они​ были на него сшиты.
— Матушка, пожалѣй о своемъ бѣдномъ дитяткѣ! — вдругъ раздался вопль сзади меня.
Я вскочилъ и ошалѣлъ. Въ двери кабинета стоялъ ​вѣсь​ въ бѣломъ человѣкъ, поднявъ руки кверху. Изъ за его ладони мнѣ не видно было лица. — Ну вотъ, Володя… Сейчасъ поѣдемъ къ ​Конарскому​ сниматься. Давно собирался, да ​все штановъ не было!..
Мы поѣхали въ Газетный переулокъ, къ фотографу ​Конарскому​. Тамъ Бурлакъ переодѣлся, загримировался и снялся въ десяти позахъ въ «Запискахъ сумасшедшаго». Жутко было смотрѣть. Бурлакъ подарилъ мнѣ съ разными надписями эту коллекцію кабинетныхъ портретовъ, ​которые​ пропали во время моей бродяжной жизни. Помню одну карточку, на оборотѣ ​ея​ было написано: «Спасибо за твои штаны, получи ихъ изображеніе, а штановъ не отдамъ — въ нихъ всегда читать буду».

Владимiръ Алексѣевичъ Гиляровскiй
Люди театра, 1935 годъ


 


назадътитулъ далѣе