в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»


Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника
Собор Михаила Архангела город Сердобск


Открытый урок

Цели урока:
– подготовить учащихся к сочинению-описанию памятника архитектуры;
– познакомиться с лексикой, необходимой для описания архитектурного памятника;
– совершенствовать умение подбирать и использовать специальные языковые средства для сочинения-описания в научно-популярном стиле речи;
– способствовать формированию интереса и уважения к русской культуре; культурным памятникам родного города.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, фотографии собора Михаила Архангела, словарики-иллюстрации некоторых архитектурных терминов.
Подготовка к уроку:
составить словарик к уроку, обратившись к толковым словарям: зодчий, храм, возводить здание. Записать в словарике, какая стилистическая помета дается к этим словам.

Ход урока

Архитектура — это каменная летопись мира
Н. В. Гоголь
1. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы будем готовиться к описанию памятника русского зодчества, русской архитектуры. Мы будем говорить об известном в Пензенской области соборе Михаила Архангела, который украшает наш город и привлекает внимание каждого, кто попадает к нам впервые.
— Где расположен собор Михаила Архангела?
На центральной Братской площади.

Многие из вас не раз бывали в соборе. Какое впечатление произвел иа вас собор Михаила Архангела, когда вы впервые увидели его? Поделитесь своими впечатлениями.

Мы выяснили, что собор Михаила Архангела знают и любят все. А теперь представьте себе такую ситуацию. Ваши младшие сестренки и братишки видели собор, но ничего о нем не знают. Что вы можете рассказать об этом архитектурном памятнике?

Думаю, что вам нелегко справиться с этим заданием, потому что не хватает знания фактов: когда был построен собор, кем и почему он так называется. Но изображение храма перед вашими глазами, и это вам поможет описать его.

Наша задача — собрать необходимые сведения о соборе Михаила Архангела и описать его, используя в речи специальные термины. Итогом урока будет сочинение-описание этого памятника архитектуры.

Помогут вам справиться с этой задачей материалы урока, которые я прошу записывать в тетради, а также специальные словарики с иллюстрациями, ксерокопии словариков лежат у вас на партах.

2. Сбор фактического материала к сочинению

Просмотр фотографий на слайдах.
— Храм Михаила Архангела в Сердобске существовал с первых лет основания слободы. В 2010 году Михаило-Архангельскому собору в Сердобске исполнилось 105 лет. Церковь Михаила Архангела изначально была деревянной и в таком виде простояла практически всю вторую половину XVIII века. В 90-х годах XVIII века она была сломана, а на ее месте построена новая каменная, с таким же названием: соборная церковь во имя Архистратига Божия Михаила.

К концу XIX века соборная церковь уже не могла вместить всех прихожан, поэтому потребовалось строить новый храм. Архитектором был приглашен Алексей Маркович Салько.

Строительство нового здания храма началось весной 1895 года, и спустя 10 лет оно было успешно закончено. Храм получился громадный — высотой более 50 метров. По плану строительства в новом соборе у входа должны быть три портика, один из которых построен с западной стороны в 1907 году.

В 1909 году московские художники закончили роспись внутренних стен. Для украшения храма были использованы художественное литье, резное дерево и золоченые купола. Средства дали купцы.

В 1937 году, во времена «воинствующего атеизма», собор был приспособлен под воинский склад, благодаря чему и сохранился.

После Великой Отечественной войны собор возвратили верующим. Внутренний вид храма приводил в ужас: настенная роспись повреждена пулями; крыша главного купола раскрыта, в храм залетали птицы.

К столетию, 1995 год, собор Михаила Архангела отреставрировали.

Вспомним, как мы называли храм в нашей беседе о его истории?
Собор Михаила Архангела, соборная церковь во имя Архистратига Божия Михаила, Михаила-Архангельский собор.

Познакомимся с текстом словарной статьи «Архангел Михаил» из «Православной энциклопедии». «Архангел Михаил — один из высших ангелов <...>. Священное Писание учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово ангел на греческом языке значит вестник. <...> Бог нередко через них сообщает людям Свою волю.

Имя Михаил на еврейском языке значит «Кто как Бог». Священное Писание <...> собственным именем называет только тех из ангелов, которые несут особую миссию. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания.

«Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается как главный борец против дьявола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», то есть «старший воин, вождь». На иконах архангела Михаила изображают с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим дьявола».

— Итак, теперь мы знаем, когда и как строился храм, почему он так назван. Можно ли уже описать собор? Каких знаний нам не хватает? Послушайте два описания собора.

I. Старое издание «Клировые ведомости» приводит следующее описание внешнего вида Михаило-Архангельского собора:
«Крыт железом, главный купол — белым железом, остальные —обычным. По его углам — 4 купола-башни; две западных — под колокола, а восточные — без всякого назначения. На нижнем этаже — духовые печи. Собор может вместить около 3000 человек. Деревянная ограда построена в 1907 году».

II. Описание собора, составленное в 1988 году архитектурной комиссией:
«Собор монументальный, кирпичный, двухэтажный, пятиглавый, объем в центре композиции доминирует в застройке города. Над средокрестием здания крестово-куполь-ного типа возвышается мощный световой барабан с луковичной главой. Углы закрестья организованы в самостоятельные восьмигранные столпы, завершенные шатрами. Центральный двусветный объем расчленен широким карнизом на два яруса. Окна первого яруса с лучковой перемычкой, второго — полуциркульные, барабан глав с двойной аркой и гирькой. Навершия их наличников выполнены в виде кокошников. Кокошники декорированы так же, как и главы. Широко применен поребрик, пояса сухариков и щипцов. Угловые лопатки в первом ярусе рустованы. Интерьер расписан. В архитектуре собора использованы приемы композиции и убранства древнерусского зодчества».

Во втором описании, составленном специалистами, много непонятных слов, много терминов. Попробуйте понять их, обратившись к нашему словарю.

3. Работа с иллюстрированным словарем

Познакомьтесь с определениями архитектурных элементов храма. Рассмотрите иллюстрации словаря, смотрите презентацию на диске.

Арка — дугообразное перекрытие между двумя опорами, колоннами, столбами и так далее
Барабан — опирающийся на своды цилиндрический объем, завершающийся главой
Восьмерик — объем, имеющий восьмигранную форму
Глава, главка — наружное завершение барабана в виде луковицы или шлема
Гульбище — от слова гулять: крытая галерея, расположенная вокруг храма
Кокошники — особые украшения, напоминающие женский головной убор
Луковица — завершение церковной главы, луковка, напоминающее по форме луковицу
Портал — дверной проем, вход в здание церкви, собора, обычно нарядно оформленный
Свод — тип перекрытия каменных построек
Шатер — четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное завершение башни, церкви, колокольни
Ярус — убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания

— Найдите в словаре, а затем на рисунке, смотрите презентацию на диске), портал, шатер, главу, главку, барабан.
— Рассмотрите иллюстрации, данные к архитектурным терминам в словарике. Найдите эти элементы на рисунке храма, смотрите презентацию на диске.
— Все слова в нашем словарике представляют собой архитектурные термины. Скажите, для какого стиля речи характерно активное употребление терминов?
— Будем ли мы пользоваться этими терминами в сочинении?
— Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что сочинение мы будем писать в научном стиле речи. Но научный стиль также имеет свои разновидности. Вспомнить эти разновидности вам поможет следующая таблица.

Собственно научный — используется в монографиях, научных статьях, диссертациях
Научно-учебный — используется в учебниках, учебных пособиях, лекциях
Научно-популярный — используется в рецензиях, отзывах, очерках, школьных сочинениях

Какую разновидность, иначе — подстиль, научного стиля речи можно выбрать для нашего сочинения? Научно-популярный подстиль близок по своим особенностям к художественному и публицистическому стилям речи. Он рассчитан на людей, которые не являются специалистами в той или иной области. Главная задача этого подстиля — занимательно и просто рассказать о чем-то слушателям или читателям. Давайте подберем синонимы к таким словам, как
зодчие — строители, архитекторы;
храм — собор, церковь;
возводить здание — сооружать, строить;
увенчать что? чем? — завершить, закончить.


— Посмотрите еще раз на собор Михаила Архангела. Подберите слова, характеризующие этот храм, его облик. Какие слова-определения вы назвали бы в первую очередь?
Оригинальный, непохожий на другие, неповторимый, монументальный, удивительный, уникальный, своеобразный, величественный, сказочный... Эти определения помогают передать чувства людей, видящих эту красоту.
— Наша задача заключается в том, чтобы, описывая храм, передать также и свои чувства при виде этого величественного памятника зодчества. Какие средства художественной выразительности можно использовать при описании собора? И сравнения, и метафоры, и олицетворения сделают ярче ваше сочинение.

Итак, сделаем выводы:
1. чтобы описать памятник архитектуры, нам необходимы слова терминологического характера;
2. сочинение будем писать в научно-популярном подстиле, где возможно употребление терминов;
3. в сочинении будут уместны средства художественной выразительности. Видеофильм.

4. Беседа с классом об архитектурных особенностях храма

Неповторимый архитектурный памятник родного города — собор Михаила Архангела, «как прекрасный цветок, как песня, запечатленная в камне». Давайте вместе рассмотрим детали и фрагменты собора. Мы выяснили, что центральный объем, который завершается куполом, господствует или доминирует в застройке города.
— Какова форма купола, что она напоминает?
Луковицу.
Что называют барабаном, световым барабаном? Как вы понимаете эти слова?
— Рассмотрим четыре угловые башни, расположенные по сторонам света. Чем завершается каждая из четырех угловых башен?
Шатром.
— Что напоминает их форма?
Восьмигранник или восьмерик.
— Какие элементы использовались для их украшения?
Кокошники.
Вы правильно заметили, что кокошники здесь украшают башни. Это был излюбленный декоративный прием строителей каменных церквей. Красота и функциональность — главные принципы, которым следовал зодчий. Особое внимание архитекторы уделяли отделке порталов.
— Что такое портал? Мы видим на фотографии один из порталов. Опишите его.
Портал украшен каменным орнаментом. Венчает портал шатер, украшенный куполом в форме луковицы. К порталу ведет лестница.

— Итак, мы рассмотрели храм, описали и центральную башню, и башни, расположенные по сторонам света. Теперь нам необходимо составить план будущего сочинения. Напомню, что тема нашего сочинения звучит так: сочинение-описание архитектурного памятника «Собор Михаила Архангела города Сердобска».

Примерный план сочинения

I. Собор Михаила Архангела — часть истории нашего города
II. Почему собор так называется?
III. Архитектурные особенности храма:
а) пятиглавый собор, центральный купол, угловые башни-купола;
б) портал собора;
в) декоративные украшения собора
IV. «Песня, запечатленная в камне»

И. П. Забродина
учитель русского языка и литературы, школа № 10
журнал «Русский язык» № 15
октябрь 2011 года

 


назадътитулъдалѣе