в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

Сердобский часовой завод

Кварцевые часы

Рассмотрим механизм настольных электронно-механических часов с кварцевым резонатором. Механизм состоит из шагового двигателя, основной колесной системы, элемента питания и элекронного блока.


конструктивная схема кварцевых часов 59206
1 элемент питания; 2 клеммы; гайки крепления редуктора; 4 мост задний; 5 стопорное устройство; 6 винты крепления шагового двигателя; 7 триб шагового двигателя; 8 винты крепления катушки; 9 двигатель шаговый; 10 колесо вексельное; 11 колонки; 12 колесо часовое; 13 панель; 14 вал переводной; 15 колесо центральное; 16 пружина; 17 и 19 колеса промежуточные первое и второе; 18 мост передний; 20 колесо секундное; 21 блок электронный; 22 винты крепления электронного блока

Кварцевый генератор часов начинает работать при подключении элементов питания к электронному блоку. Для преобразования электрической энергии в механическую служит шаговый двигатель 9. С триба 7 через первое промежуточное колесо 17 вращение передается на секундное колесо 20. На оси секундного колеса находится секундная стрелка. Для того чтобы привести в движение минутную стрелку, вращение передается дальше, через второе промежуточное колесо 19 и центральное колесо 15, на втулке которого и закреплена минутная стрелка. Движение с центрального колеса передается на вексельное колесо 10, а оттуда на часовое колесо 12. Узел центрального колеса снабжен специальным устройством, которое позволяет скоординировать показания минутной и часовой стрелок. Для установки точного времени и перевода минутной и часовой стрелок используется переводной вал 14. Для установки секундной стрелки на точное время используется устройство стопорения секундной стрелки 5.

Разборка механизма

Снимите кожух и вытащите элемент питания и клеммы. Снимите электронный блок 21; для этого надо:
I. отвернуть два винта 22 крепления электронного блока, чтобы отсоединить его от колонок панели 13 и моста 4
II. отсоединить электрический разъем
Снимите шаговый двигатель 9: для этого надо отвернуть два винта 6 крепления шагового двигателя к колонкам панели. Отверните две гайки 3 крепления редуктора. Снимите задний мост 4, секундное колесо 20, первое 17 и второе 19 промежуточные колеса. Снимите устройство стопорения секундной стрелки 5, передний мост 18, центральное колесо 15, вексельное колесо 10, часовое колесо 12. Снимите пружину 16 и переводной вал 14. Снимите колонки 11, для чего отверните две гайки крепления колонок к лицевой стороне панели. При необходимости разберите шаговый двигатель. Для этого надо снять узел ротора шагового двигателя, отвернуть два винта крепления катушки и снять ее.

После разборки все детали шагового двигателя и редуктора, кроме катушки, надо промыть в бензине. Для промывания оси ротора двигателя нужно снять катушки и ротор, а само промывание проводить при собранных магнитопроводах.

Основной неисправностью шагового двигателя, как правило, бывает обрыв провода катушки. Ремонт при этом возможен только в том случае, если оборвался внешний конец провода. Процедура ремонта следующая: лак катушки растворите с помощью амилацетата около оборванного конца так, чтобы хватило длины вытянуть провод. Затем паяльником удалите остатки провода с клеммы. Сделайте вокруг этой клеммы 2-3 витка и припаяйте провод заново. Смочите щетку в смеси спирта с бензином и очистите место пайки, а затем покройте его лаком.

Наиболее часто встречающиеся неисправности электронного блока часов — это отказ интегральной микросхемы и кварцевого резонатора. Эти узлы лучше всего полностью заменить.

Дефекты основной колесной системы исправляются так же, как и в механических часах.

Сборка и регулировка механизма

Установите две колонки 11. На правую колонку наденьте пружину 16 и зафиксируйте ее положение штифтом подставки. Затем поставьте на эту же колонку передний мост 18, отгиб пружины должен входить в паз моста. Первое промежуточное колесо 17 вставьте в отверстие моста трибом вверх. На ось секундного колеса 20 наденьте шайбу и сферическую пружину и также вставьте секундное колесо в отверстие моста. Слегка приподняв секундное колесо, установите второе промежуточное колесо 19 и стопорное устройство.
Установите задний мост и заверните две гайки. Положите на задний мост узел основной колесной системы. Минутное колесо поставьте на трубку переднего моста, а переводной вал 14 закрепите в отверстиях переднего и заднего мостов. На ось переднего моста наденьте вексельное колесо, а на втулку минутного колеса — часовое колесо. На колонки сверху установите панель 13, заверните две гайки.
Поставьте катушку на основание узла шагового двигателя и закрепите винтами. Ротор двигателя установите на оси. Триб ротора введите в зацепление с первым промежуточным колесом. Установите шаговый двигатель и закрепите его двумя винтами. Установите электронный блок в соответствующие гнезда двигателя и закрепите его двумя винтами. В пазы панели вставьте две клеммы, проверьте контакт. Если это необходимо, язычки клемм можно подогнуть.

Чтобы проверить работу механизма, подключите его к источнику питания элемент C: типа R14, LR14.

Электронный блок

Электронный блок состоит из электронной схемы, состоящей из набора определенных радиодеталей, контроллера микросхемы и кварцевого резонатора. Кварцевый резонатор представляет собой генератор частоты, состоящий из кристалла кварца, который вырабатывает 32768 электрических колебаний в секунду, то есть 32768 Гц. Такая частоте обеспечивает хорошие показатели в точности измерения времени, с погрешностью ±15 секунд в месяц. Контроллер поддерживает частоту на выводах кварца при которой он резонирует опираясь на сопротивление при определенной частоте. Одновременно контроллер подсчитывает колебания кварца, равное одной секунде и подает напряжение на катушку статора шагового двигателя.

Шаговый двигатель состоит из статора, неподвижно закрепленной на нем катушки с обмоткой и ротора, постоянного магнита, насаженного на ось. При прохождении через катушку электрического импульса возникает магнитное поле, которое поворачивает ротор на пол-оборота. Вал ротора через систему зубчатых шестерен приводит в движение стрелки часов.

Вал ротора вылит из специальной пластмассы, одна из сторон вала имеет триб для зацепления с системой зубчатых колес. На центре вала насажен цилиндрообразный постоянный магнит, проворачивающийся в магнитном поле, созданном статором шагового двигателя, что позволяет прокручивать систему зубчатых колес.

На Сердобский часовой завод электронные блоки ККЧ поступали с предприятий изготовителей ОПЗ и ВПЗ /АПО «Сапфир»/ С момента первого выпуска электронно-механических часов с кварцевым резонатором электронная схема блока постоянно модернизировалась, количество элементов уменьшалось, повышалась надежность работы блока, соответственно улучшалось качество производимых часов. Изменялась и номенклатурная маркировка электронных блоков. Скорее всего разные по электрическим схемам блоки поступали одновременно.
Блок электронный 4Ю5.422.090 для крупногабаритных кварцевых часов
ВПЗ АПО Сапфир
ТУ 25—0773—016—83
ОКП 42 8914 4024 10
Номинальное напряжение питания — 1.5 В
Частота кварцевого генератора — 32768 Гц
Выходные импульсы разнополярные
Дата упаковки 14. IV. 89 год

Некоторые маркировки электронного блока ККЧ:
4Ю5.422.090 /предприятие изготовитель ОПЗ, конец 1980-х годов/
ГР5.422.000 /предприятие изготовитель ОПЗ, 1991 год/
IЦ5.422.336 /1999 год/
ГР5.422.002 модификация ГР5.422: 001.ТТ /предприятие изготовитель ВПЗ, 2000 год/

 


назадътитулъдалѣе