Кутаясь в поднятый воротник, в мятель, при свете московских фонарей, я долго разыскивал по Кузнецкой номер нужного мне дома.
Мысленно я проклинал себя, свою уступчивость, заставившую меня, домоседа и книжника, претерпевать теперь налеты снежной вьюги.
Три дни тому назад, блокада моего кабинета в перевешивающемся музее Западного Искусства была нарушена энергичными незнакомцами, настоятельно звавшими меня осмотреть собираемую ими выставку графики.
При некоторой настойчивости не трудно добиться согласия, и вот расплата — холод, ветер, далекие улицы.
В ярко освещенной комнате, окрашенной в тона лимонного кадмия, меня встречают фигуры троих организаторов в черном и жена хозяина в ярком малиновом платье.
На полу, устланном большими белыми листами, мы раскладываем рисунки, бегло просматриваем материалы выставки.
Как в незнакомом пасьянсе карты, по неведомой вам логике, перекрывают одна другую, так быстро сменяются здесь художественные впечатления, уступая место все новым.
По мере развертывания игра приобретает вес большую привлекательность: сколько неизвестных фамилий, носителей новых художественных обликов.
В быстрой смене чередуются прочувствованные городские пейзажи Рыбченкова, останавливающие подчас своим зреющим мастерством;
смелые, исполненные в широкой манере наброски-воспоминания Недбайло;
эффектные пастели и акварели Надежды Кашиной запечетлевшей красочным мир Туркестана;
легкая сероватая гамма акварелей Лебедевой;
уверенные фигурные наброски и нежные "белокурые" акварели младшей Кашиной;
с блеском написанные работы Зевина, заставляющие вспомнить Дюфи;
легкие театральные зарисовки Дарана, этюды скачек Юстицкого — проблемы передачи движения, увлекавшие когда-то Дега и не перестающие волновать современных художников;
пейзажи и интерьеры Кузьмина, чья "пушкинская серия" сразу заставляет угадать былую учебу в Петербурге этого волжанина;
острые рисунки и акварели Милашевского;
широкие, мягкие пейзажи Расторгуева, серебристая синева которых напоминает Марке;
талантливое дилетантство литератора Юркуна, здесь крестные: Лотрек, Паскен, Гросс и артистки Гильдебрандт;
наивность, "детскость", сквозящая в рисунках последней лишь увеличивает их непосредственное воздействие на зрителя.
В чем можно искать оправдания возникновению новой художественной группировки?
Не в новом ли восприятии мира, не в желании ли выразить его, произнести невысказанное другими слово?
Не в живом ли и трепетном ощущении несущейся мимо нас жизни?
Если так, то не заслуживает ли внимания и эта молодая группировка, ибо в богатую, сложную, многообразную ткань искусства русского рисунка она вносит свою, свежую и красочную струю.
Пусть не покажется несправедливым утверждение, что в творчестве иных из наших общепризнанных, даровитых мастеров старшего поколения начинает проглядывать известное утомление, замыкание в себе, повторяемость уже выраженного образа;
эти явления развиваются на фоне все усиливающихся тенденций к протокольному реализму, столь мало, в сущности, отвечающему нашей активной и напряженной эпохе.
С тем большим интересом следует отнестись к зарождающимся группировкам молодежи, быстрый и возбужденный язык которой, не всегда, быть может, четок и внятен, но служит отражением своего, яркого и горячего восприятия жизни.
Еще другое наблюдение родилось во мне при первом беглом ознакомлении: ощущения общей культурности этой молодежи, тонкого, порой уверенного вкуса, воспитанного на знакомстве с мастерами Запада, в частности Парижа.
Нет нужды удлинятъ списки встающих ассоциаций, здесь важны не индивидуально выявляющиеся связи (впрочем, почти всегда остающиеся весьма свободными), а общий отблеск культуры и вкуса, счастливо отличающий иных из участников группы.
Влияние Запада, столь сильное в довоенном русском искусстве, чувствуется и здесь, но в формах не навязчивых, для нас вполне приемлемых: ибо оно ведет не к механическому повторению чужих приемов, не к восприятию мира через чужие очки, а к утончению вкуса, обогащению возможностей и подходов и, в конце концов, к свободе выбора и господству художника над хаотической полнотой жизненных впечатлений.
Возвращаясь обратно домой, я не заметил мороза и ветра: меня коснулось и согрело молодое дыхание жизни.
Б. М. Терновец
ГИЛЬДЕБРАНДТ, О. Н. Ленинград
1. Вокзал
2. От'езд
3. Лаун-теннис
4. Зиме в городе Соб. Н. В. Кузьмина
5. Две девочки Соб. Н. В. Кузьмина
6. Пейзаж с мостом Соб. В. А. Милашевского
7. Порт
ДАРАН, Д. Б. Гигаринский пер., д. 6, кв. 4; тел. 3-63-77
8. Большой театр
9. Портрет
10. На реке
11. Репетиция билета
12. —— // ——
13. —— // ——
14. —— // ——
15. —— // ——
16. Рисунки из серии «Балет»
17. —— // ——
18. —— // ——
19. —— // ——
20. —— // ——
ЗЕВИН, Л. Я. 1-я Тверская-Ямская, д. 26, кв. 12
21. Вечер в городе
22. Стройка
23. Старый дом
24. Улица
25. Завтрак
26. Завод
27. Копер
28. Рисунки
29. Рисунки
КАШИНА, НАДЕЖДА. Мясницкая, д. 21, кв. 36, тел. 46-49
Самарканд:
30. На улице
31. Чай-хане
32. В саду
33. Манифестация
34. Продажа клевера
35. Базар
36. На женской половине
37. Таки-тельпак
38. Арык
39. —— // ——
40. —— // ——
41. —— // ——
42. Рисунки
43. —— // ——
44. —— // ——
45. —— // ——
КАШИНА, НИНА. Мясницкая, д. 21, кв. 80
46. Лодки
47. На пляже
48. На пляже
49. На балконе
50. Дети
51. —— // ——
52. —— // ——
53. Наброски
54. —— // ——
55. —— // ——
56. —— // ——
КУЗЬМИН, Н. В. Ново-Кузнецкая, д. 23, кв. 15
57. Военный городок
58. Военный городок
59. Улица
60. Городской пейзаж
61. Окно
62. Купальщицы
63. Купальщицы
Из пушкинской серии:
64. Пушкин в Москве
65. Кишиневские дамы
66. «Город пышный...»
67. «Сводня грустно за столом...»
68. «Мой голос для тебя...»
69. *
ЛЕБЕДЕВА, Т. А. М. Сухаревская пл., д. 6, кв. 25, тел. 1-62-10
70. Ночное солнце
71. Порт
72. Коктебель
73. У моря
74. Извозчик
75. Шаболовка
76. Дом с красной крышей
77 – 78. Дождь
79. Улица
80. —— // ——
81. Город
82. —— // ——
83. —— // ——
МИЛАШЕВСКИЙ, В. А. М. Ново-Гиреево, дача Торлецкой, тел. 1-22
84. Улица в провинции
85 – 86. Моющаяся женщина
87 – 89. Натурщица
90 – 91. Портрет девушки
92 – 93. Молотьба
94. Веятель
95. Укладка скирд
96. Девочки
Сердобск:
97 - 98. В овраге
99. Прачка
100. Мостик
101. Солдатская улица
102 – 103. Заречная слобода
104. Путник
105 – 106. Окраина
НЕДБАЙЛО, М. И. Мясницкая, д. 21, кв. 80
107. Триумфальная арка
108. Товарный поезд
109. Рождественский бульвар
110. Набережная Москва-реки
111. Портрет
112. На Москва-реке
113. Белый дом
114. Московский мотив
115 – 120. Ярославль
РАСТОРГУЕВ, С. Н. Ново-Царицыно, дача Прказчикова
121. Мост
122. Исаакий после дождя
123. Городской пейзаж
124. Канава
125. Петровка
126. Нева
127. Нева
РЫБЧЕНКОВ, Б. Ф. Вятская ул., д. 28, кв. 4
128. Чистые пруды
129. Покровка
130. Страстная площадь
131. У Бутырской заставы
132. Трамвайная остановка
133 – 136. Окраина Москвы
137 – 139. На бульваре
ЮРКУН, Ю. И. Ленинград, ул. Рылеева, д. 17, кв. 9
140. Прогулка
141. Драма
142. Зеленая лампа
143. Пляж
144. Летом в лесу
ЮСТИЦКИЙ, В. М. Саратов, Александровская ул., д. 8 Художественный техникум
145 – 148. Скачки
Комитет выставки
* В. А. Милашевский *
* Н. В. Кузьмин *
* Д. Б. Даран *
пригласительный билет на выставку рисунков Тринадцать, 1929 год
|
в зале во время открытия первой выставки группы «Тринадцать», фото Б. Рыбченков, 17 февраля 1929 года
|