в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

каталог выставки рисунков Тринадцать, 1929 год
каталог выставки рисунков Тринадцать, 1929 год

Кутаясь в поднятый воротник, в мятель, при свете московских фонарей, я долго разыскивал по Кузнецкой номер нужного мне дома. Мысленно я проклинал себя, свою уступчивость, заставившую меня, домоседа и книжника, претерпевать теперь налеты снежной вьюги.

Три дни тому назад, блокада моего кабинета в перевешивающемся музее Западного Искусства была нарушена энергичными незнакомцами, настоятельно звавшими меня осмотреть собираемую ими выставку графики. При некоторой настойчивости не трудно добиться согласия, и вот расплата — холод, ветер, далекие улицы.

В ярко освещенной комнате, окрашенной в тона лимонного кадмия, меня встречают фигуры троих организаторов в черном и жена хозяина в ярком малиновом платье. На полу, устланном большими белыми листами, мы раскладываем рисунки, бегло просматриваем материалы выставки.

Как в незнакомом пасьянсе карты, по неведомой вам логике, перекрывают одна другую, так быстро сменяются здесь художественные впечатления, уступая место все новым. По мере развертывания игра приобретает вес большую привлекательность: сколько неизвестных фамилий, носителей новых художественных обликов.

В быстрой смене чередуются прочувствованные городские пейзажи Рыбченкова, останавливающие подчас своим зреющим мастерством; смелые, исполненные в широкой манере наброски-воспоминания Недбайло; эффектные пастели и акварели Надежды Кашиной запечетлевшей красочным мир Туркестана; легкая сероватая гамма акварелей Лебедевой; уверенные фигурные наброски и нежные "белокурые" акварели младшей Кашиной; с блеском написанные работы Зевина, заставляющие вспомнить Дюфи; легкие театральные зарисовки Дарана, этюды скачек Юстицкого — проблемы передачи движения, увлекавшие когда-то Дега и не перестающие волновать современных художников; пейзажи и интерьеры Кузьмина, чья "пушкинская серия" сразу заставляет угадать былую учебу в Петербурге этого волжанина; острые рисунки и акварели Милашевского; широкие, мягкие пейзажи Расторгуева, серебристая синева которых напоминает Марке; талантливое дилетантство литератора Юркуна, здесь крестные: Лотрек, Паскен, Гросс и артистки Гильдебрандт; наивность, "детскость", сквозящая в рисунках последней лишь увеличивает их непосредственное воздействие на зрителя.

В чем можно искать оправдания возникновению новой художественной группировки? Не в новом ли восприятии мира, не в желании ли выразить его, произнести невысказанное другими слово? Не в живом ли и трепетном ощущении несущейся мимо нас жизни? Если так, то не заслуживает ли внимания и эта молодая группировка, ибо в богатую, сложную, многообразную ткань искусства русского рисунка она вносит свою, свежую и красочную струю. Пусть не покажется несправедливым утверждение, что в творчестве иных из наших общепризнанных, даровитых мастеров старшего поколения начинает проглядывать известное утомление, замыкание в себе, повторяемость уже выраженного образа; эти явления развиваются на фоне все усиливающихся тенденций к протокольному реализму, столь мало, в сущности, отвечающему нашей активной и напряженной эпохе. С тем большим интересом следует отнестись к зарождающимся группировкам молодежи, быстрый и возбужденный язык которой, не всегда, быть может, четок и внятен, но служит отражением своего, яркого и горячего восприятия жизни.

Еще другое наблюдение родилось во мне при первом беглом ознакомлении: ощущения общей культурности этой молодежи, тонкого, порой уверенного вкуса, воспитанного на знакомстве с мастерами Запада, в частности Парижа. Нет нужды удлинятъ списки встающих ассоциаций, здесь важны не индивидуально выявляющиеся связи (впрочем, почти всегда остающиеся весьма свободными), а общий отблеск культуры и вкуса, счастливо отличающий иных из участников группы.

Влияние Запада, столь сильное в довоенном русском искусстве, чувствуется и здесь, но в формах не навязчивых, для нас вполне приемлемых: ибо оно ведет не к механическому повторению чужих приемов, не к восприятию мира через чужие очки, а к утончению вкуса, обогащению возможностей и подходов и, в конце концов, к свободе выбора и господству художника над хаотической полнотой жизненных впечатлений.

Возвращаясь обратно домой, я не заметил мороза и ветра: меня коснулось и согрело молодое дыхание жизни.

Б. М. Терновец

ГИЛЬДЕБРАНДТ, О. Н. Ленинград

    1. Вокзал
    2. От'езд
    3. Лаун-теннис
    4. Зиме в городе Соб. Н. В. Кузьмина
    5. Две девочки Соб. Н. В. Кузьмина
    6. Пейзаж с мостом Соб. В. А. Милашевского
    7. Порт

ДАРАН, Д. Б. Гигаринский пер., д. 6, кв. 4; тел. 3-63-77

    8. Большой театр
    9. Портрет
  10. На реке
  11. Репетиция билета
  12. ——  //  ——
  13. ——  //  ——
  14. ——  //  ——
  15. ——  //  ——
  16. Рисунки из серии «Балет»
  17. ——  //  ——
  18. ——  //  ——
  19. ——  //  ——
  20. ——  //  ——

ЗЕВИН, Л. Я. 1-я Тверская-Ямская, д. 26, кв. 12

  21. Вечер в городе
  22. Стройка
  23. Старый дом
  24. Улица
  25. Завтрак
  26. Завод
  27. Копер
  28. Рисунки
  29. Рисунки

КАШИНА, НАДЕЖДА. Мясницкая, д. 21, кв. 36, тел. 46-49

  Самарканд:
  30. На улице
  31. Чай-хане
  32. В саду
  33. Манифестация
  34. Продажа клевера
  35. Базар
  36. На женской половине
  37. Таки-тельпак
  38. Арык
  39. ——  //  ——
  40. ——  //  ——
  41. ——  //  ——
  42. Рисунки
  43. ——  //  ——
  44. ——  //  ——
  45. ——  //  ——

КАШИНА, НИНА. Мясницкая, д. 21, кв. 80

  46. Лодки
  47. На пляже
  48. На пляже
  49. На балконе
  50. Дети
  51. ——  //  ——
  52. ——  //  ——
  53. Наброски
  54. ——  //  ——
  55. ——  //  ——
  56. ——  //  ——

КУЗЬМИН, Н. В. Ново-Кузнецкая, д. 23, кв. 15

  57. Военный городок
  58. Военный городок
  59. Улица
  60. Городской пейзаж
  61. Окно
  62. Купальщицы
  63. Купальщицы

Из пушкинской серии:

  64. Пушкин в Москве
  65. Кишиневские дамы
  66. «Город пышный...»
  67. «Сводня грустно за столом...»
  68. «Мой голос для тебя...»
  69. *

ЛЕБЕДЕВА, Т. А. М. Сухаревская пл., д. 6, кв. 25, тел. 1-62-10

  70. Ночное солнце
  71. Порт
  72. Коктебель
  73. У моря
  74. Извозчик
  75. Шаболовка
  76. Дом с красной крышей
  77 – 78. Дождь
  79. Улица
  80. ——  //  ——
  81. Город
  82. ——  //  ——
  83. ——  //  ——

МИЛАШЕВСКИЙ, В. А. М. Ново-Гиреево, дача Торлецкой, тел. 1-22

  84. Улица в провинции
  85 – 86. Моющаяся женщина
  87 – 89. Натурщица
  90 – 91. Портрет девушки
  92 – 93. Молотьба
  94. Веятель
  95. Укладка скирд
  96. Девочки

Сердобск:

  97 - 98. В овраге
  99. Прачка
100. Мостик
101. Солдатская улица
102 – 103. Заречная слобода
104. Путник
105 – 106. Окраина

НЕДБАЙЛО, М. И. Мясницкая, д. 21, кв. 80

107. Триумфальная арка
108. Товарный поезд
109. Рождественский бульвар
110. Набережная Москва-реки
111. Портрет
112. На Москва-реке
113. Белый дом
114. Московский мотив
115 – 120. Ярославль

РАСТОРГУЕВ, С. Н. Ново-Царицыно, дача Прказчикова

121. Мост
122. Исаакий после дождя
123. Городской пейзаж
124. Канава
125. Петровка
126. Нева
127. Нева

РЫБЧЕНКОВ, Б. Ф. Вятская ул., д. 28, кв. 4

128. Чистые пруды
129. Покровка
130. Страстная площадь
131. У Бутырской заставы
132. Трамвайная остановка
133 – 136. Окраина Москвы
137 – 139. На бульваре


ЮРКУН, Ю. И. Ленинград, ул. Рылеева, д. 17, кв. 9

140. Прогулка
141. Драма
142. Зеленая лампа
143. Пляж
144. Летом в лесу

ЮСТИЦКИЙ, В. М. Саратов, Александровская ул., д. 8 Художественный техникум

145 – 148. Скачки

 

Комитет выставки

* В. А. Милашевский *
* Н. В. Кузьмин *
* Д. Б. Даран *

пригласительный билет на выставку рисунков Тринадцать, 1929 год
пригласительный билет на выставку рисунков Тринадцать, 1929 год

в зале во время открытия первой выставки группы «Тринадцать», фото Б. Рыбченков, 17 февраля 1929 года
в зале во время открытия первой выставки группы «Тринадцать», фото Б. Рыбченков, 17 февраля 1929 года

 


назадътитулъдалѣе