Иконы из собрания Н. В. Кузьмина и Т. А. Мавриной
в отделе личных коллекций ГМИИ имени А. С. Пушкина
Аннотация
М. А. Важкая
|
В 1994 — 1997 годах в отдел личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина поступило 25 икон из собрания художников Николая Васильевича Кузьмина / 1890 — 1987 / и Татьяны Алексеевны Мавриной / 1900 — 1996 /.
Особенностью данной коллекции является творческий подход при ее формировании.
Наибольшая часть икон носит народный характер, прекрасно сочетаясь с сохраняющими древнерусские традиции русскими прялками XIX века или акварельными работами, выполненными Т. А. Мавриной.
В исследовании представлено несколько икон из собрания художников Н. В. Кузьмина и Т. А. Мавриной, позволяющих увидеть стремление коллекционеров собрать яркие образцы древнерусской иконописи XV — XVII веков.
Некоторые иконы ранее упоминались в искусствоведческих исследованиях, поясные изображения архангелов Михаила и Гавриила из деисусного чина, икона «Битва новгородцев с суздальцами», тогда как икона «Богоматерь на престоле и Никола Можайский с избранными святыми на полях» подробно описана впервые.
Данная статья затрагивает лишь часть исследования иконописи из собрания Н. В. Кузьмина и Т. А. Мавриной, необходимой для введения в научный оборот образцов русской иконописи XV — XVII веков.
Abstract
25 icons from the collection of the artists Nikolay Vasilevich Kuzmin / 1890 — 1987 / and Tatyana Alekseevna Mavrina / 1900 — 1996 / entered the Department of Private Collections of the Pushkin State Museum of Fine Arts in 1994 — 1997.
The collection is distinguished by a creative approach in its formation.
Most of the icons are of a folk character, perfectly combined with the Russian spinning wheels of the 19th century, which preserve ancient Russian traditions, or watercolor works by T. A. Mavrina.
The study presents several icons from the collection of the artists N. V. Kuzmina & T. A. Mavrina.
They allow you to see the collector’s desire to collect bright examples of ancient Russian icon painting of the 15th — 17th centuries.
Some of the icons were before mentioned in art research, belt images of the archangels Michael and Gabriel from the Deesis Rank, the icon «The Battle between Novgorod and Suzdal», while the icon «Mother of God enthroned and Nikola Mozhaisky with some saints on the fields» is described in detail for the first time.
This article covers only part of the study of iconography from the of N. V. Kuzmin & T. A. Mavrina collection necessary for the introduction to the scientific circle of the samples of Russian icon painting of the 15th — 17th centuries.
Введение
Среди коллекционеров икон 1940 — 1980-х годов особое место занимают удивительные художники Николай Васильевич Кузьмин и Татьяна Алексеевна Маврина.
Ее жизнелюбие, умение найти прекрасное в самых обычных вещах и непрекращающийся поиск идеала в сочетании с нижегородским происхождением, вхутемасовским художественным образованием и увлечением импрессионистами создали необыкновенный стиль Мавриной-художника.
Ее работы несут в себе сказку, как она сама говорила по этому поводу: «Когда я делаю сказки, мне и их хочется привязать к чему-нибудь реальному, что-бы не только в тридесятом царстве, но и среди нас жили бы и были бы все эти Иваны-царевичи и Котофеи Ивановичи и разговаривающие зайчики».
Иконы как произведение искусства Маврина открыла для себя случайно, зайдя после посещения выставки «Бубновый валет» в зал древнерусской иконописи и обнаружив «другой мир.
Другие оценки.
Лучше ли?
Хуже ли?
Даже вопроса не возникало.
Другое.
Новое...».
С этих пор Татьяна Алексеевна Маврина вместе с мужем, художником Николаем Васильевичем Кузьминым, начинает собирать свою коллекцию.
В 1994 году Татьяна Алексеевна Маврина передала 23 иконы в отдел личных коллекций ГМИИ имени А. С. Пушкина.
Еще две иконы были пе-реданы наследниками в 1997 году.
Из дневниковых записей и статей Т. А. Мавриной можно почерпнуть сведения о некоторых иконах.
Также отдельные иконы упоминались в работах М. В. Алпатова, Г. И. Вздорнова, А. Б. Рудневой.
В настоящее время ведется исследовательская работа по изучению всех икон из коллекции Николая Васильевича Кузьмина и Татьяны Алексеевны Мавриной, находящихся в собрании музея, для будущей публикации.
В исследовании также использованы сведения альбомов и каталогов древнерусской живописи.
Обзор икон из коллекции Н. В. Кузьмина и Т. А. Мавриной в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Самое главное место в коллекции Татьяна Алексеевна отводила двум иконам XVI века из деисусного чина — «Архангел Михаил» и «Архангел Гавриил», отмечая их «большие цветовые куски», простотой и сочностью напоминающие Матисса и являющиеся для нее «камертоном на всю жизнь».
Иконы, каждая размером 66 х 61 сантиметров, представляют традиционное поясное изображение архангелов.
Архангел Михаил изображен в красно-розовом плаще поверх синего хитона с охристой каймой у ворота и поручей.
В левой руке держит посох, открытая ладонь правой руки поднята на уровне груди.
Повязка в волнистых волосах и подпапоротки крыльев также синего цвета.
Архангел Гавриил изображен в зеленом плаще поверх красно-розового хитона с охристой каймой у во-рота и поручей.
В правой руке держит посох, открытая ладонь левой руки поднята на уровне груди.
Повязка в волнистых волосах и подпапоротки крыльев также красно-розового цвета.
Фон — зеленого цвета.
Ранее обе иконы находились в коллекции врача Валериана Вадимовича Величко1, в квартире которого Татьяна Алексеевна впервые их увидела и полюбила.
Уникальной иконой в собрании Н. В. Кузьмина и Т. А. Мавриной является «Битва новгородцев с суздальцами», повествующая о событиях 1170 года у стен города Великий Новгород и чуде от иконы «Богоматерь Знамение».
Иконописец XVI века отошел от традиционного трехъярусного изображения событий и создал двухъярусное изображение: верхний — вынос иконы «Богоматерь Знамение» из церкви Преображения на Ильине улице, перенос ее по мосту через Волхов на Софийскую сторону, встреча молящимися, выходящими из новгородского кремля; нижний — вынос иконы «Богоматерь Знамение» на городскую стену, град стрел из толпы суздальского войска и смятение в их рядах, победа защитников во главе со святыми Глебом и Борисом на черном и белом конях.
Изображения святых с нимбами вокруг голов и в шапках с меховой оторочкой легко узнаваемы: святой Борис изображен с бородой, святой Глеб — безусым юношей.
Еще одной особенностью иконы является разное положение рук Богоматери: верхний ярус — руки опущены к младенцу; нижний — руки подняты вверх, согласно традиционной иконографии «Богоматерь Знамение».
Таким образом показан момент взятия Пресвятой Богородицей города под свою защиту.
Благодаря двухъярусному изображению данное событие ярко выделено, ведь икона посвящена не битве между суздальцами и новгородцами, а чуду, произошедшему в 1170 году у стен Великого Новгорода.
В собрании Н. В. Кузьмина и Т. А. Мавриной есть икона московской школы XV века — «Сретение».
Она небольшого размера, и несмотря на значительную утрату красочного слоя на нижнем поле живопись в хорошей сохранности.
Здесь представлена традиционная иконография с изображением праведного Иосифа, Богоматери, Симеона Богоприимца с младенцем Христом на руках и Анны Пророчицы.
Иосиф Обручник держит в руках двух птиц, принесенных в Иерусалимский храм по древнееврейской традиции, каждый приносил по возможности — горлицу или агнца: одна птица — очистительная жертва, за грехи; вторая—в благодарность за рождение сына.
Младенец на руках склонившегося Симеона Богоприимца лежит, повернув лицо к Богоматери.
Позади них стоит Анна Пророчица с поднятой правой рукой в благословляющем жесте.
Архитектура на заднем плане также выполнена в традиционном стиле: здание с треугольной крышей, открытый шатер с круглой крышей на резных ножках и сооружение полукруглой формы.
Стилистически икона аналогична иконам XV века из собрания Русского музея2 и Кирилло-Белозерского музея-заповедника3.
На вертикальных полях изображено четверо святых: апостолы Петр и Павел, Василий Великий и Николай Чудотворец.
Т. А. Маврина пишет, что «икона писана по заказу какой-то семье, для богатого дома, в столичной мастерской, где ценилось тонкое и изящное письмо».
Но, в отличии от Н. В. Кузьмина, Татьяна Алексеевна Маврина была не просто коллекционером древнерусского искусства, она вдохновлялась им.
Древнерусская архитектура вовлекалась в иллюстрацию детских сказок, городецкая игрушка соседствовала с букетом цветов в натюрмортах, страшные звери из иконописи оказывались побежденными богатырями на страницах детских книжек.
Татьяна Алексеевна даже «переносила» отдельные элементы из иконы на свои полотна: ангел над букетом4 или городецкие кони5.
В собрании отдела личных коллекций находится икона «Богоявление»6 и работа Т. А. Мавриной «Натюрморт с иконой «Богоявление»7.
Интересно, что Т. А. Маврина использовала много оттенков розового цвета, но, как сама отмечала, «иконно-розовый» так и не удалось никогда получить.
Икона «Богоявление» создана в XV веке, предположительно, новгородскими мастерами.
Стилистически самыми близкими ей являются двухсторонние таблетки середины XV века, Новгородская школа, и иконы праздничного чина, около 1476 года, Новгородская школа, из собрания Павла Корина.
Как и на иконе из собрания Н. В Кузьмина и Т. А. Мавриной, фигура пророка Иоанна Предтечи изображена согнутой в глубоком поклоне, нога широко отведена вправо, рука протянута к голове стоящего в воде Христа.
На правом берегу изображены склонившиеся к Христу три ангела.
Изображения лещадок на горках и растительности имеют сходство с изображениями на новгородских иконах XV века.
На вертикальных полях помещены изображения святого Николая Мирликийского, левое, и великомученика Георгия, правое.
И еще одна икона, которая обращает на себя внимание в контексте данного исследования, — «Богоматерь на престоле и Никола Можайский с избранными святыми на полях».
Написанная в XVI веке мастерами из новгородской провинции, тесно соприкасающимися с народным искусством, икона имеет ряд характерных особенностей.
Например, свободное пространство между медальонами с изображениями пророков на верхнем поле заполнено восьмилистниками, похожими на бабочек.
Примечательно, что на самом краю справа и слева «бабочки» не уместились полностью, поэтому иконописец поместил лишь часть из трех листиков.
Такой узор ни ранее, ни позднее не встречается на иконах, но традиция украшать поля узором существует на иконах, выполненных народными мастерами Русского Севера и Новгорода8.
Интересен уникальный фон позади Николы Чудотворца, особо почитаемого мореплавателями, покрытый узором в виде рыбьей чешуи.
Одет святой Николай Можайский в темную ризу, украшенную крупным узором по краю ворота, полиставрий, в XIV — XVI веках ставший одним из обязательных атрибутов в изображении Николая Чудотворца, омофор с трехполосным украшением спускающегося к ногам края, епитрахиль с узором из драгоценных камней, на правом бедре висит палица, ромбовидная ткань, символизирующая духовное оружие слова Божия.
Святитель изображен стоящим фронтально, немного отставив правую ногу, обе руки, поднятые на уровне груди, разведены в стороны.
Подобные изображения встречаются на иконах святого Николая XV — XVI веков9.
В правой руке святитель держит поднятый вверх меч, левой рукой — держит белоснежный град: традиционная иконография святого Николая Можайского.
Справа от святого Николая Можайского изображена Богоматерь с младенцем на престоле.
Одним из самых ранних подобных изображений является фреска монастыря святой Екатерины на Синае.
Богоматерь изображена держащей сидящего у нее на коленях младенца Христа, сложившего правую руку в двуперстном благословляющем жесте.
Нимб Богоматери украшен ромбовидным узором с рядом жемчужин по краю.
На вертикальных полях помещены традиционные изображения столпников Симеона, слева, и Даниила, справа.
Есть ряд особенностей, характерных для икон XV — XVI веков, в изображениях столпников, жития которых стали особо популярными в это время: навершие над столпом в виде шатрового кивория на тонких резных ножках, часто встречается на иконах «Сретение» или «Благовещение», лестница внутри открытого проема, символизирующая стремление к духовной аскезе.
Еще одной интересной особенностью данной иконы является выбор святых, изображения которых помещены на нижнем поле.
Между медальонами помещены изображения святых мучеников: князей Бориса и Глеба, пророка Иоанна Предтечи и первомученика Стефана.
Традиционная иконография позволяет без надписи узнать святых.
Но нас в данном случае интересует выбор иконописцем преподобных, изображения которых помещены в медальоны: Зосима и Савватий Соловецкие, Александр Свирский, Евфимий и Кирилл.
Все они являются основателями монастырских обителей на Русском Севере, канонизированы Собором 1547 года: Зосима и Савватий — Соловецкий монастырь, Александр — Троице-Свирский монастырь, Евфимий — Николо-Корельский монастырь, Кирилл — Кирилло-Белозерский монастырь.
Это еще один аргумент в пользу «северного» происхождения иконы.
Вывод
В рамках данной статьи рассмотрена малая часть икон из коллекции художников Николая Васильевича Татьяны Алексеевны Мавриной, тем не менее позволяющая составить представление о любви и особом отношении художника к древнерусской живописи, а также умении найти икону с самобытным характером, сочетающим иконописные каноны и народный быт.
В постоянной экспозиции отдела личных коллекций, до временного закрытия на реставрацию, иконная часть собрания Николая Васильевича Кузьмина и Татьяны Мавриной находилась в соседстве с предметами декоративно-прикладного искусства: прялками, резьбой, игрушками, вышивкой, выполненными русскими мастерами, и живописными работами Т. А. Мавриной, — и вместе они составляли единую гармоничную картину.
В заключение необходимо отметить следующие особенности собрания Н. В. Кузьмина и Т. А. Мавриной, 25 икон из которого находятся на хранении отдела личных коллекций ГМИИ имени А. С. Пушкина:
1. художественный подход к подбору икон коллекционерами — по словам Т. А. Мавриной, «иконы предпочитали живописные, с рассказом, с «рукой мастера», любопытной композицией, с налетом народности.
Провинциальные школы, где больше вольностей»
2. особое отношение к цвету на иконах и окружающему их свету — как Татьяна Алексеевна говорила о себе сама, она всю жизнь прожила «ушибленная цветом», подбирая иной раз лучшее время для «поглядения» икон, чтобы подчеркнуть «волшебство» красок
3. постоянное изучение и осмысление каждого предмета коллекции — «и собрались на стенах: иконы и донца.
Одно с другим не спорит и в цвете, и в самой манере письма с оживками»
Мария Александровна Важкая
ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва
«Искусство Евразии», № 2, 2022 год
Список источников
1. Т. А. Маврина, Цвет ликующий, Дневники. Этюды об искусстве, Молодая гвардия, Москва, 2006 год
2. Т. А. Маврина Наша коллекция, Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология, Ежегодник 1979, Наука, Ленинград, 1980 год
3. М. В. Алпатов, Древнерусская иконопись, Искусство, Москва, 1978 год
4. Г. И. Вздорнов, Реставрация и наука. Очерки по истории открытия и изучения древнерусской живописи, Индрик, Москва, 2006 год
5. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина : альбом, научный редактор В. Н. Тяжелов, Москва: Красная площадь, 2013 год
6. Древнерусская живопись, Новые открытия, из частных собраний, каталог выставки, редактор С. Ямщиков, составитель А. Логинова, Советский художник, Москва, 1975 год
7. Музей личных коллекций, Путеводитель по залам музея, составитель Н. Б. Автономова, Художник и книга, Москва, 2004 год
8. Л. Л. Петрова, Н. В. Петрова, Е. Г. Щурина, Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника, Северный паломник, Москва, 2005 год
9. В. И. Антонова, Древнерусское искусство в собрании Павла Корина, Искусство, Москва, 1966 год
10. А. Анисимов, Этюды о новгородской иконописи, София, № 3, март 1914 года
11. В. Г. Пуцко, Иконописание как форма традиционной культуры Русского Севера, Рябининские чтения – 2007. Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера, ответственный редактор Т. Г. Иванова, Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Петрозаводск, 2007 год
12. Nikolai Kusmin und Mawrina Tatjana, Frühe russische Ikonen, VEB E. A. Seemann Verlag, Leipzig, 1978
_______________________________
1 Валериан Вадимович Величко /1874 — 1956/ — врач, коллекционер
2 «Сретение», Андрей Рублев, около 1408 года Государственный Русский музей
3 «Сретение», около 1497 года, Кирилло-Белозерский музей-заповедник
4 Т. А. Маврина, «Натюрморт, букет на фоне иконы Ильи-пророка», музей А. С. Пушкина
5 Т. А. Маврина, «Егорий храбрый», 1965 год, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Отдел личных коллекций ГМИИ имени А. С. Пушкина
6 икона «Богоявление», XV век, Новгород, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Отдел личных коллекций ГМИИ имени А. С. Пушкина
7 Т. А. Маврина, «Натюрморт с иконой «Богоявление»» 1947 год, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Отдел личных коллекций ГМИИ имени А. С. Пушкина
8 икона «Святые Илия пророк, Никола, Иоанн Предтеча с Богоматерью Знамение», конец XV век, Заонежье, Государственный Русский музей; складень трехстворчатый «Святые Флор, Никола, Власий, Анастасия», конец XIV — начало XV века, Новгород, Государственная Третьяковская галерея
9 икона «Никола Можайский», XV век, Государственная Третьяковская галерея; икона «Николай Зарайский», XVI век, Архангельский областной музей изобразительных искусств
|
References
1. T. A. Mavrina, The color is exultant. Diaries. Etudes about art., Molodaya gvardiya, Moscow, 2006
2. T. A. Mavrina, Our collection, Nauka, Leningrad, 1979
3. M. V. Alpatov, Old Russian icon painting, Iskusstvo, Moscow, 1978
4. G. I. Vzdornov, Restoration and Science. Essays on the History of Discovery and Study of Medieval Russian painting, Indrik, Moscow, 2006
5. V. N. Tyazhelov, The Pushkin State Museum of Fine Arts, album, Krasnaya ploshchad’, Moscow, 2013
6. A. Loginova, compiler, S. Yamschikova, editor, Old Russian painting. New discoveries, from private collections, Exhibition catalog, Sovetskiy khudozhnik, Moscow, 1975
7. N. B. Avtonomova, compiler, Museum of private collections. Guide to the halls of the museum, Khudozhnik i kniga, Moscow 2004
8. L. L. Petrova, N. V. Petrova, E. G. Shchurina, Icons of the Kirillo-Belozersky museum-reserve, Severnyy palomnik, Moscow, 2005
9. V. I. Antonova, Old Russian art in the collection of Pavel Korin, Iskusstvo, Moscow, 1966
10. A. Anisimov, Etudes on Novgorod icon painting, Sofia, № 3, murch 1914
11. V. G. Putsko, Icon painting as a form of traditional culture of the Russian North, in T. G. Ivanova, editor, Ryabininsky readings – 2007, Conference proceedings, Kizhi Museum-Reserve, Petrozavodsk, 2007
12. N. V. Kuzmin, T. A. Mavrina, Early Russian icons. Catalog, VEB E. A. Seemann, Leipzig, 1978
Information about the author
Maria Alexandrovna Vazhkaya
Researcher, Curator of the Department of Private Collections, Pushkin State Museum of Fine Arts, Moscow, Russian Federation
The author declares that there is no conflict of interest.
***
Икона «Рождество Христово»
Доска цельная, с ковчегом, ранее находилась в собрании В. В. Величко.
До поступления в музей была подвергнута нескольким реставрациям в XVII, XIX, XX веках.
При одной из реставраций провели раскрытие иконы, в результате которого красочный слой на одежде и фоне был перемыт.
В середине XX века реставратор М. И. Тюлин освободил икону от застарелой олифы, сохранив поновления XVII века с кусками живописи XVI века.
На фоне остались небольшие участки позолоты.
Представляет собой развернутую иконографию Рождества Христова со сценами избиения младенцев воинами Ирода, бегства в Египет.
Центральное место в композиции отводится ложу Богоматери и яслям, вокруг которых волнообразно изображена смена событий: путешествие волхвов, путешествие в Вифлеем, сомнение Иосифа, отправление Иродом воинов на избиение младенцев, само избиение младенцев и плач матерей, укрытие святой Елизаветы с Иоанном Предтечей в горе, усомнившаяся Саломея с младенцем Христом на руках, бегство в Египет, сон волхвов, склонившиеся ангелы над яслями с младенцем Христом.
Т. А. Мавриной композиция напоминала «кубистический» букет.
Действительно, можно усмотреть некое сужение, уплотнение силуэтов в нижней части.
Иконописец изобразил происходящие почти в одно время события без свободного пространства между сценами — изображения находят друг на друга.
Тогда как в верхней части иконы силуэты распределены более свободно, с неким свободным пространством между событиями.
Краски на иконе очень яркие, контрастные, сочетание изумрудно-зеленого и красного в одеждах ангелов, волхвов, Иосифа, матерей погибших детей, в сочетании с темным цветом пещер: путешествие волхвов, младенец Христос в яслях, Елизавета с младенцем Иоанном в пещере, привлекают к себе внимание.
В иконе есть любимый Татьяной Алексеевной Мавриной «иконно-розовый» цвет: конь среднего волхва, сосуд с водой и чаша возле Саломеи, покрывала на головах матерей, архитектура в нижней правой части иконы.
Икона «Никита Бесогон с Праздниками и Святыми на полях»
Доска цельная, липовая, с двойным ковчегом.
Имеются незначительные потертости красочного слоя, старые чинки.
До поступления в музей была реставрирована М. И. Тюлиным.
Икона создана новгородскими иконописцами в XVI веке.
В среднике изображено событие из жития святого Никиты Бесогона.
Святой попирает тело страшного двуглавого змия, держа в левой руке беса, вылезающего из одной раскрытой пасти зверя, а из второй раскрытой пасти змия исходит красный язык пламени.
В верхнем углу ангел спускается с небес к святому.
На верхнем поле изображены три сцены: Сошествие во ад, Богоматерь Знамение, Троица ветхозаветная.
На правом и левом полях изображения: пророков Иоанна Предтечи и Илии, святых Николы Мирликийского, Василия Кесарийского, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.
На нижнем поле написаны святые Стефан, Анастасия, Екатерина и Варвара.
Между ними изображены в небольших круглых медальонах — святые Симеон с младенцем, Варлаам и Феофил.
Икона выполнена яркими, сочными красками, много сочетания темно-зеленого и красного на фоне охристого цвета.
Фон в среднике золотой.
Всё это вполне могло вдохновлять Татьяну Алексеевну Маврину на создание ее сказочных иллюстраций.
Икона «Благовещение»
Доска цельная, с двойным ковчегом.
Покороблена, имеются утраты золота на полях, красочного слоя и левкаса по краям, потертости, сколы и выщерблины.
Ранее икона была под басмой или окладом — на полях и в среднике следы от гвоздей.
До поступления в музей подвергалась реставрации.
Несмотря на утраты по краям иконы, средник имеет хорошую сохранность, позволяющую оценить мастерство художника.
Стилистически сопоставима с иконами XV века.
В. И. Антонова относит ее к московской школе, М. В. Алпатов считает иконописцем мастера из круга Андрея Рублева.
Ранее находилась в собрании В. В. Величко.
Традиционное изображение Благовещения: архангел Гавриил возвещает благую весть Богородице, сидящей на возвышении с ниткой в руке и с покорно опущенной головой.
На иконе из коллекции Н. В. Кузьмина и Т. А. Мавриной между архангелом и Богородицей изображена третья фигура — пряха, сидящая у ног Марии, спиной к ней, но повернув к Богородице голову.
Правая рука поднята с ниткой к гребню прялки, стоящей справа от нее, левая рука лежит на колене, покрытом покрывалом.
Иконе свойственны спокойные цвета, без резких контрастов, плавные силуэты, мягкие складки одежды, миниатюрное письмо.
Татьяна Алексеевна Маврина очень любила эту икону, говоря, что ее «хочется взять в руки, приласкать глазами, мысленно погладить за совершенство, достигнутое так незаметно, без нажима и подчеркивания, как будто этот ангел не только возвещал Марии благую весть, а также незримо водил и рукой художника».
Есть в собрании Н. В. Кузьмина и Т. А. Мавриной две иконы, особо любимые Татьяной Алексеевной, являющиеся «камертоном» ее коллекции: изображения архангелов Михаила и Гавриила.
Иконы с ковчегом, состоящие из трех досок.
Отмечены потертости красочного слоя, многочисленные, частичные тонировки, утраты красочного слоя по всей поверхности.
Поясное изображение архангелов, одетых в хитон с украшенными жемчугом оплечьем и поручами, поверх — гиматий.
Фигуры написаны крупно, во всё пространство средника, с лаконичным использованием цветов на каждой иконе.
У архангела Гавриила — зеленый гиматий; красные хитон, лента в волосах и подпапоротки крыльев, охристого цвета — личное, крылья, оплечье и поручи.
У архангела Михаила — красно-розовый гиматий; синего цвета — хитон, лента в волосах и подпапоротки крыльев, охристого цвета — личное, крылья, оплечье и поручи.
Спокойный зеленый фон гармонично сочетается с другими цветами на иконе.
Историк искусства М. В. Алпатов относит икону к Северной школе, реставратор Н. Н. Померанцев — к Владимирской.
Ранее иконы находились в собрании доктора В. В. Величко, Т. А. Маврина много лет восхищалась ими, бывая у него в гостях: «Их крупные формы, большие цветовые куски напоминали Матисса и этим сплетались с современностью, с моими вхутемасовскими вкусами и очень были привлекательны...».
Часто иконы или особо понравившийся элемент Татьяна Алексеевна переносила на свои полотна.
Например, икона «Богоявление» полностью изображена на картине Т. А. Мавриной «Натюрморт с иконой «Богоявление»».
Икона большая, доска с ковчегом.
Отмечены незначительные потертости красочного слоя, старые чинки по полям и краям.
До поступления в музей была подвергнута реставрации.
Предположительно выполнена в XV веке в новгородских землях.
На иконе представлена сцена Богоявления, или Крещения Господня.
В центре стоит обнаженный Христос на фоне вод Иордана, у его ног три рыбы.
На одном берегу — пророк Иоанн Предтеча склонился к Христу и правой рукой дотрагивается до его головы, на другом — три ангела склонились к Христу с одеждой в руках.
На вертикальных полях помещены поясные изображения святых Николая Мирликийского с Евангелием в левой руке и благословляющей правой рукой — левое поле, Георгия Победоносца с крестом в правой руке и щитом в левой — правое поле.
Одежды зеленые и красно-розовые.
Воды Иордана, лучи, исходящие с небес, растительность — также зеленого цвета.
Цвета нежные, пастельных оттенков без резких контрастов.
Мария Александровна Важкая
ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва
«Искусство Евразии», № 2, 2021 год

из коллекции Н. В. Кузьмина и Т. А. Мавриной в ГМИИ имени А. С. Пушкина
|