Н. В. Кузьмин. Работы художника. Рисунки, иллюстрации к книгам
Одаренность, способность к неустанному труду проявилась у Коли Кузьмина в раннем детстве.
С тех пор все его устремления связаны только с искусством, все желания были направлены только к одному — рисовать!
И он рисовал — постоянно и много.
Постигая образцы искусства через книги и журналы и начав подражать современной журнальной графике в своих рисунках, Н. Кузьмин в 1906 году послал свои первые работы в редакцию «Золотого руна».
Это было сделано с наивностью пятнадцатилетнего провинциала.
Рисунки увидел Сергей Кречетов, редактор-издатель «Грифа», и взял их для своего альманаха.
В качестве гонорара Н. Кузьмин получил первый номер «Золотого руна» — великолепно напечатанный красками и золотом и посвященный Врубелю.
Увлечение Бердслеем1 побудило юного художника начать самостоятельную работу в графике.
Начался горячий период поисков графических композиций, проб технических приемов.
Уроки Бердслея были настолько усвоены, что оставалось только дерзнуть снова послать свои работы в столицу.
Будучи учеником реального училища, Н. Кузьмин послал в один из столичных журналов свои графические рисунки, которые посчитал особенно удачными.
И здесь, как говорил сам Кузьмин, «случилось второе чудо, два его рисунка были напечатаны в журнале «Весы», благословил их Валерий Брюсов.
В 1909 году, в № 6 «Весов» появились рисунки неведомого никому Николая Кузьмина.
Вот как запомнил художник неожиданное получение московского журнала со своими рисунками-первенцами:
«Вспоминаю: летний солнечный день, воскресенье.
Я сижу у стола с только что полученным номером.
В литературном отделе: стихи Гумилева, «Серебряный голубь» Андрея белого, статьи В. Брюсова, А. Белого, С. Соловьева.
Вот и рисунки:
Н. Кузьмин. В парке.
Он же. Сокольничий.
Н. Феофилактов. Шаг к зеркалу.
Мои рисунки в напечатанном виде нравились мне ещё больше.
Все во мне ликовало.
С кем поделиться радостю, кто поймет?
Да и стоит ли, благоразумнее скрыть.
Ни к чему, если дойдет до педагогического начальства.
Можно ли печататься без дозволения?
Еще выгонят, чего доброго».
Н. Кузьмин, В парке, журнал «Весы»,
редактор-издатель С. А. Поляков, июнь 1909 года
|
Н. Кузьмин, Сокольничий, журнал «Весы»,
редактор-издатель С. А. Поляков, июнь 1909 года
|
Окрыленный успехом, Кузьмин через год послал графические мелочи в петербургский журнал «Аполлон» («Весы» тогда перестали выходить).
Они были напечатаны в журнале и альманахе «Аполлона».
От редактора журнала, Сергея Маковского, пришло любезное письмо с предложением присылать новые вещи.
В этом начинающий художник увидел уже признание его таланта столицей.
Факты сами говорили за себя.
Н. Кузьмин начал свой путь в искусстве явным бердслианцем.
Бердслей владел юным художником в течении нескольких лет, и именно на примерах его творчества он прошел на дому школу графического рисунка.
Страница Литературного альманаха журнала «Аполлонъ»,
редактор-издатель С. К. Маковский, декабрь 1910 года,
виньетка Н. Кузьмина в рассказе С. А. Ауслендера «Пастораль»
|
Н. Кузьмин, виньетка, 1910 год
|
Н. Кузьмин, виньетка, 1911 год
|
Н. Кузьмин, виньетка, 1911 год
|
«Евгений Онегин», Academia, 1933 год
Иллюстрации к произведению А. С. Пушкина
_______________________________
1 Обри Винсент Бердсли (1872 – 1898) — английский художник-график, иллюстратор, декоратор, поэт, один из виднейших представителей английского эстетического движения конца XIX века.
Феномен Бердслея не имеет себе подобных в истории европейского изобразительного искусства.
|