в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

Н. В. Кузьмин, 1890 - 1987

Николай Васильевич Кузьмин

6.12.1890, Сердобск, Саратовская губерния – 9.01.1987, Москва

Родился в семье портных. В Сердобске окончил реальное училище. Учился в рисовальной школе ОПХ, 1912–1914 годы, у И. Я. Билибина, А. А. Рылова, Н. К. Рериха, во ВХУТЕИНе, 1922–1924 годы, у П. А. Шилинговского и Е. С. Кругликовой. Участник 1-й мировой и Гражданской войн. Иллюстратор произведений русской и зарубежной классической литературы: романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" (1932 г., золотая медаль на Международной выставке 1937 г. в Париже), драмы М. Ю. Лермонтова "Маскарад" (1941 г.), сказа Н. А. Лескова "Левша" (1957 г.), поэмы А. С. Пушкина "Граф Нулин" (1959 г., бронзовая медаль на Международной выставке искусства книги в Лейпциге). В 1980 году — золотая медаль АХ СССР за иллюстрации к книгам: А. С. Пушкина "Эпиграммы" (1979 г.), Н. С. Лескова "Повести. Рассказы" (1973 г.), Н. Г. Курганова "Краткие замысловатые повести" (1976 г.). Автор книг: "Круг царя Соломона" (1964 г.), "Давно и недавно" (1982 г.), "Художник и книга" (1985 г.). Член МОССХа (с 1938 г.), заслуженный деятель искусств РСФСР (1966 г.), народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР (1967 г.).

Н. В. Кузьмин. Моя биография

Мои деды — крепостные, отец Василий Васильевич Кузьмин рано остался сиротой и был взят в обучение кирсановским портным Матвеем Гузниковым. В Кирсанове он и женился, а затем переехал в Сердобск, снял квартиру, повесил вывеску и «стал хозяйничать». Я родился 19 декабря 1890 года в Николин день первым ребенком в семье. Сердобск маленький городок Саратовской губернии, жителей тысяч 10, три церкви, в 12 верстах имение и дворец князя Куракина, выстроенный «брильянтовым» князем.

Быт в нашей семье — мещанский, еда из общей чашки, спанье на полу. Мать мне рассказывала, что в детстве меня лечили от «криксы» испытанным способом: обмазывали тестом и сажали в печь.

Первые мои художественные впечатления — картинки в журналах «Родина», «Нива», «Живописное обозрение«. Мальчишкой я очень увлекался тройками Каразина в «Ниве», очень любил Доре («Потерянный и возвращенный рай» и «Божественная комедия« с иллюстрациями Доре дошли до провинции в приложениях к «Родине»).

Однажды отец принес от заказчика тяжелые альбомы издания Граната «Главные течения русской живописи 19 века». Я по сто раз пересмотрел эти великолепные листы, сильное впечатление осталось от картин Репина, Ге, Серова и как не странно для провинциального подростка (мне было тогда 12 лет) — от Врубеля.

Я был способным к наукам мальчишкой, много и жадно читал, за раннюю начитанность среди местных интеллигентов получил кличку Коли Красоткина (из «Братьев Карамазовых»). Поэтому после начальной школы я не был посажен родителями на портновскую иглу, а пущен «по ученой части», определен в городское четырехклассное училище, а затем в реальное училище, только что, на мое счастье, открывшееся в Сердобске. Впрочем, скоро открылись от учения и выгоды: с 14 лет я уже зарабатывал кое-что писцом у страхового агента, а с 16 лет давал уроки и в качестве репетитора зашибал немалые деньги — до 40–50 рублей в месяц.

Рисовать я начал рано, копируя из журналов понравившиеся картинки, делал портреты близких. Когда появились собственные деньги, начал выписывать книги по искусству. В 1907–08 годах знакомство с графикой Гойи и Бердслея (по изданиям «Шиповника») и с произведениями художников «Мира искусства» и современных французов (по воспроизведениям в «Золотом руне», который я в 1908 году выписывал). Увлечение Бердслеем и собственные опыты в графике отмечены сильным его влиянием.

В 1909 году (мне было 18 лет) я послал свои работы в «Весы», они попали на глаза В. Я. Брюсову (как мне потом рассказывал Н. П. Феофилактов), получили его одобрение и были напечатаны в шестом номере журнала. Нужно ли говорить, что почувствовал сердобский реалистик, увидев свои рисунки, напечатанные в «Весах»!

В 1910 году мои книжные украшения появились в «Аполлоне», а в 1912 году я, окончив реальное училище, поехал в Петербург. По желанию родителей, которым хотелось, чтобы ученый сын вышел в инженеры, я поступил в Политехнический институт, но заскучал на технических чертежах на первом же месяце. Целые дни я проводил в библиотеке Академии художеств, а затем стал посещать классы Общества поощрения художеств и лекции Института истории искусств.

Познакомился я с редакцией «Аполлона», но в качестве дикого провинциала был поражен дендизмом и светским тоном редакции и как-то не пришелся ко двору, хотя Сергей Маковский очень был ко мне благожелателен. В Школе Общества поощрения художеств я между прочим посещал и классы графики, которые вел И. Я. Билибин и числился у него в успевающих, — в 1914 году получил на ученической выставке Большую серебряную медаль. В эти годы мои графические вещи печатались в «Сатириконе» и в «Лукоморье». Не разразись война 1914 года, я, вероятно, вошел бы в плеяду петербургских графиков, совершавших свой путь в орбите «Мира искусства».

1914–1922 — военные годы моей жизни, служба на фронте, сперва в старой, а затем в Красной Армии, в рядах которой я проделал марш через всю южную Россию от Воронежа до Новороссийска. В 1923 году я выплыл, по старой памяти, в Ленинграде и год посещал полиграфический факультет Академии художеств. В 1924 году я переехал в Москву «на заработки», работал в газетах и бесчисленных журнальчиках ВЦСПС. В 1929–1933 годах работал над иллюстрациями к «Евгению Онегину», который вышел в 1933 году в издательстве «Academia». В эти же годы выходят «Козьма Прутков», «Актриса» Гонкура, «Записки д’Аршиака» Гроссмана, «Маски» Андрея Белого с моими иллюстрациями. В 1929 году Даран, Милашевский и я затеяли выставку рисунков в Доме печати. Случайно собралась чертова дюжина, и выставка была открыта в Доме печати в феврале 1929 года под названием «Выставка рисунков группы "13"».

Первая выставка «13-ти» имела за немногими исключениями благоприятную прессу, вторая была встречена в колья. После этого в течение ряда лет «13-ть» неизменно была мишенью для критических снайперов. Результат — издательства «воздерживались» давать нам заказы, а, если и давали, то с опаской и оговорками насчет необходимости «перестроиться». Темпераментный Бескин в благородном азарте борца с формалистическими плевелами напечатал в своем журнале статейку с доносом по моему адресу и выгнал со службы редактора, который рискнул дать мне заказ в его издательстве.

Так что через два года после выхода «Онегина» я был начисто оттерт от пушкинского юбилея, не получил ни одной сколько-нибудь значительной работы и даже второе издание «Онегина», на которое я имел уже договор с издательством «Academia», не осуществилось. На этом фоне подлинно «яркой заплатой на ветхом рубище» оказались зарубежные издания «Онегина» в Италии, Чехословакии и Палестине и Золотая медаль на Парижской выставке.

Между тем, рассматривая свои работы в порядке авторской самокритики, я нахожу у себя ряд качеств, необходимых иллюстратору: умение внимательно читать, литературный вкус, чутье к аромату эпохи. Продолжаю надеяться, что в области иллюстрации я еще не сказал своего последнего слова.

25 апреля 1942 г.

Н. Кузьмин, работы художника, рисунки, иллюстрации к книгам
П. Эттингер, Иллюстрированные издания Пушкина за годы революции
Н. Кузьмин, Разговор на выставке
В. Костин, Новые работы Н. Кузьмина, Искусство книги, Вып 3, 1962 год
Е. Мурина, Художник слова, Искусство книги. Вып 5, 1968 год
Н. Кузьмин, Памяти Дарана, Искусство книги. Вып 5, 1968 год
Е. Буторина, «Козьма Прутков» Н. Кузьмина, Искусство книги, Вып 9, 1979 год
Н. Кузьмин, Русский лубок
К. Буров, Записки художественного редактора, о Н. Кузьмине
Письмо К. Пруткова к художнику записано Н. Кузьминым
Вл. Лидин, О художнике Н. Кузьмине
М. Н. Кузьмин, Художник Н. В. Кузьмин, Литература в школе № 1, 1997 год
Коллекция художников Т. Мавриной и Н. Кузьмина в музее им. А. С. Пушкина
Пушкиниана Николая Кузьмина, Новости МСХ, выпуск 12, 2008 год
А. Руднева, Щедрота полная угодна небесам, Наше наследие № 98, 2011 год
Штрих и слово, Наука и жизнь, ноябрь 2013 года
Н. Кузьмин, Воспоминания о Корнее Чуковском, 1977 год
Автографы Н. В. Кузьмина
Н. Кузьмин, Об иллюстрациях к «Левше», 1985 год
И. Толстой, Книга с ключом: Гамлет на обложке, 2015 год
Г. Ельшевская, Сто памятных дат, Н. В. Кузьмин, 1989 год
Коллекция Н. В. Кузьмина и Т. А. Мавриной
Книги с иллюстрациями Н. В. Кузьмина
В. Бакуменко, Великий иллюстратор Пушкина Николай Кузьмин
Выставка «Мастерство Н. В. Кузьмина-графика» к 125-летию со дня рождения
В. Полторацкий, Художник Кузьмин, 1967 год
Воспоминания о А. Белом, 1982 год
Воспоминания о А. Белом, 1982 год
Е. Г. Макарова, Любуйся на богатства сундуки
М. Кузьмин, Роман в штрихах, интервью газете «Культура»

Н. В. Кузьмин и Т. А. Маврина
Н. В. Кузьмин и Т. А. Маврина

Картинная галерея имени К. А. Савицкого, Пенза

Особое место в собрании занимают произведения художников, чья жизнь и творчество связаны с пензенским краем. Так, замечательный советский график уроженец города Сердобска Н. В. Кузьмин представлен запоминающимися иллюстрациями к произведениям Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Лескова и других классиков русской литературы.

В. П. Сазонов, Картинная галерея имени К. А. Савицкого, Саратов, Приволжское книжное издательство, Пензенское отделение, 1988 год

Зарубежные издания

К 100-летию выхода в свет романа «Евгений Онегин», в издательстве «Academia» в 1933 году было подготовлено его юбилейное издание с рисунками Николая Васильевича Кузьмина. Цикл иллюстраций к роману представлял собой серию из более сотни рисунков пером в манере рисунков-набросков, схожих по манере самого поэта. Это стало своеобразным открытием в художественной интерпретации Пушкина.
Превосходные рисунки Н. В. Кузьмина к «Евгению Онегину» принесли ему мировую славу. На Всемирной выставке 1937 года в Париже они были отмечены Золотой медалью.
За рубежом роман с иллюстрациями художника выходил не один десяток раз на многих языках, в том числе эсперанто.

В 1966 году в Амстердаме издательством «Veen» из серии Всемирной литературы выпущена отлично отпечатанная книжечка, несколько удлиненного, карманного формата Nicolaj Gogol Dagboek van een gek (Николай Гоголь Записки сумасшедшего) с иллюстрациями Н. В. Кузьмина. В издании любовно воспроизведены все рисунки художника, выполненные им для Государственного издательства художественной литературы в 1960 году.
Вышедшая в издательстве «Советский художник» в 1964 году книга Круг царя Соломона получила признание не только внутри страны, но и за рубежом. В Польской Народной республике вышла в свет книга Mikołaj Kuźmin Koło wróżebne króla Salomona, Николай Кузьмин Круг царя Соломона, с рисунками автора. Перевод на польский язык Ежи Литвинюка, книга интересно оформлена и хорошо отпечатана.

Aleksandr Puŝkin Eŭgeno Onegin Mikołaj Kuźmin Koło wróżebne króla Salomona Nicolaj Gogol Dagboek van een gek
Обложки книг Евгений Онегин, Круг царя Соломона и Записки сумасшедшего

 

Н. В. Кузьмин. Автопортрет. 1930 год
Н. В. Кузьмин. Автопортрет. 1930 год

 


назадътитулъдалѣе

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru