В. Л. Боровиковский
Портрет неизвестной с ребенком
1804 – 1805 годы
Для камерных портретов В. Л. Боровиковского характерно пристальное внимание к человеческой личности, особый интерес к нравственным, этическим проблемам.
Мастер в своих лучших творениях стремился воплотить нечто желаемое, должное, идеальное, что было свойственно многим художникам и литераторам эпохи Просвещения.
В последние десятилетия XVIII века художник был приверженцем сентиментализма, который сообщал его портретам обаяние мягкой задушевности, в них звучали тонкие интонации трепетного диалога между моделью и зрителем.
Женские образы, созданные В. Л. Боровиковским в эти годы, представляют собой одну из самых пленительных страниц в русском портретном искусстве.
Задумчивые юные барышни в светлых легких одеяниях на фоне романтического парка, которых можно увидеть в самых известных работах мастера, напоминают нам об увлечении сентиментализмом как самого автора, так и его моделей.
В начале нового века творчество Боровиковского претерпевает целый ряд изменений, связанных с его личными духовными и художественными поисками нового идеала, а также новых средств выразительности.
Ушедший «галантный век» увлек с собой в прошлое эфемерность форм и рокайлевую изысканность красок.
Все более громко заявляющий о себе классицизм настаивал на ясной композиции, определенности форм и строгой гармонии цвета.
«Портрет неизвестной с ребенком» из собрания Радищевского музея, написанный в начале XIX столетия, отличается аскетичной строгостью, лаконичная композиция портрета тяготеет к устойчивому правильному треугольнику.
Фигуры женщины и ребенка изображены без каких-либо резких движений или томных изгибов, характерных для более ранних вещей Боровиковского.
Строгий сдержанный стиль произведения подчеркивается ясным ритмом линий и скульптурностью форм, что диктует особое цветовое решение — в картине господствуют локальные крупные пятна белого, красного и зеленого цвета, которые находятся в классическом равновесии теплых и холодных тонов.
Все художественное решение портрета, а также отсутствие дополнительных аксессуаров и не акцентированный фон с едва намеченным интерьером создают особый женский образ, полный благородной сдержанности, внутренней силы и достоинства.
Даже ребенок на портрете сдержан и строг, он выглядит маленьким взрослым, чему в немалой степени способствует мундир с мальтийским орденом.
Подобное отношение к семейным добродетелям как общественному долгу было характерно для русского дворянства в эту воинственную эпоху.
«Портрет неизвестной с ребенком» традиционно связывают с именем Александра Борисовича Куракина и его имением Надеждино, что находилось в Саратовской губернии.
Князь Куракин в церковный брак никогда не вступал, и законнорожденных детей у него не было, но был внебрачный сын барон Александр Николаевич Сердобин, родившийся в Надеждине и получивший свое имя от речки Сердобы, там протекающей.
Боровиковский неоднократно портретировавший самого князя, писал портреты и его близких, так, известен парный детский портрет барона Сердобина и его сестры баронессы Екатерины Николаевны.
Известно, что барон Сердобин получил мальтийский крестик в 1804 году, когда, по-видимому, и был написан портрет юного кавалера и его матери, чье имя мы, увы, не знаем.
Князь оставил сыну щедрое наследство, дал титул и имя, всячески заботился о его воспитании и образовании, приглашая лучших учителей в Надеждино, где рос Александр Николаевич.
Орден Иоанна Иерусалимского, Мальтийский крест
мальтийский крест
|
Этот старейший орден Европы возник в 1043 году в Палестине.
С XVI века резиденция ордена находится на острове Мальта, благодаря чему орден приобрел свое второе название.
Орден разделялся на три степени, его знаком являлся золотой крест с расширяющимися раздвоенными концами, покрытый с обеих сторон белой эмалью.
Крест был увенчан короной, между его лучами размещались цветы лилии.
Знак первой степени был самым крупным по размеру, над ним подвешивался богато украшенный «трофей» в виде рыцарских доспехов.
Знак второй степени имел меньшие размеры и менее богатый «трофей».
Знак третьей степени был самым маленьким и не имел «трофея».
Носили знаки ордена первой и второй степеней на черной муаровой ленте на шее, знак третьей степени на такой же, но более узкой ленте на груди.
Ко всем трем степеням ордена полагалась звезда в виде мальтийского креста — матерчатая с бисером или золотая с белой эмалью; ее носили на левой стороне груди.
На орденской одежде нашивались большие мальтийские кресты, на спине и на груди.
Награждались орденом и дамы, для которых имелись Мальтийские знаки отличия Большого креста и Малого креста.
Кавалерственные дамы Большого креста носили знаки на орденской ленте через левое плечо, а дамы Малого креста — на левой стороне груди на банте из орденской ленты.
Первым российским кавалером этого ордена стал посол Петра Великого боярин Б. П. Шереметев.
В годы правления Екатерины Второй связи России с орденом упрочились, а в 1798 году, после захвата Наполеоном острова Мальта покровительство над орденом принял император Павел Первый, став его Великим магистром.
А. В. Жукова
Саратовский государственный художественный музей
имени А. Н. Радищева