в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»


Рязанско-Уральская желѣзная дорога въ Сердобскомъ уѣздѣ
Бековская вѣтвь

Беково 14 верстъ отъ станцiи Вертуновская, въ Сердобскомъ уѣздѣ
Село Беково крупнѣшій въ Сердобскомъ уѣадѣ торговый пунктъ. Оно принадлежитъ къ старѣйшимъ поселеніямъ края и существовало уже въ 1671 году. По наружному виду оно нисколько не подходитъ къ обыкновенному типу нашихъ селъ. По своему торговому значенію Беково, до проведенія Пензо-Ртищевской линіи, превосходило даже городъ Сердобскъ. Населенія здѣсь З.500 тысячъ. Ежегодно въ Бековѣ бываетъ, съ 25-го сентября по 5-е октября, большая Покровская ярмарка. Главными предметами торговли на ярмаркѣ бываютъ лошади, скотъ, а затѣмъ галантерейные товары. Въ Бековѣ агентство русскаго торгово-промышленнаго банка, почта и телеграфъ, ссудо-сберегательное товарищество и прочая.

Любопытенъ фактъ созданiя желѣзнодорожной вѣтви, соединяющей Беково съ селомъ Сосновка. Желѣзнодорожная линiя прошла въ 14-и верстахъ от Бекова, и оно сильно упало въ торгово-промышленномъ отношенiи. Владелецъ богатаго имѣнiя господинъ А. М. Устиновъ, набравъ рабочихъ, заготовилъ матерiалъ, поѣхалъ въ Петербургъ хлопотать о разрѣшенiи выстроить желѣзнодорожную вѣтвь от Бекова до Сосновки. Въ Петербургѣ господинъ Устиновъ обращается къ графу Бобринскому, бывшему министру путей сообщенiя, о строительстве желѣзной дороги на собственныя деньги на своей землѣ. Постройку дороги не дозволили, ссылаясь на отсутствiе закона, предусматривающаго возведенiе рельсоваго пути на свои деньги и на своей землѣ. Долго хлопоталъ господинъ Устиновъ, стараясь обойти столь неожиданное препятствiе, но вездѣ получалъ одинъ отвѣтъ: погодите, вотъ канцелярiи заготовятъ законопроэктъ, департаменты разсмотрятъ его, министры утвердятъ, государственный совѣтъ подпишетъ, сенатъ опубликуетъ, и тогда вамъ навѣрно разрешатъ. Но экономическая жизнь не ждала «составленiя», «разсмотрѣнiя» и «утвержденiя» проэкта, село Беково быстро шло подъ гору и господину Устинову грозила печальная перспектива. Счастливая случайность надоумила его строить дорогу безъ разрѣшенiя. Быстро повелъ дѣло господинъ Устиновъ: насыпи, выемки, мосточки, полотно и рельсы были готовы черезъ годъ; всего на сажень не посмѣли они коснуться главнаго пути — Тамбово-Саратовскаго, какъ незаконное тѣтище своего отца. Снова поѣехал храбрый помѣщикъ въ Петербургъ и является к графу. Графъ вспомнилъ его, нахмурился и сообщилъ: "рано еще, проэктъ не готовъ, погодите". Господинъ Устиновъ отвѣчаетъ невозмутимо: "дорога готова, ваше сiятельство, уже выстроена". Графу чуть дурно не сдѣлалось, онъ очень, очень вспылилъ, а господинъ Устиновъ предлагаетъ: "не горячитесь, ваше сiятельство, дорога эта стоитъ мнѣ почти полмиллiона рублей, но прикажете сломать ее и я сломаю..." Канцелярiя, департаментъ просто устали, ища надлежащаго выхода изъ столь затруднительнаго и запутаннаго дѣла, и наконецъ нашли: дали господину Устинову разрѣшенiе построить построенную дорогу. Сегодня дали такое разрѣшенiе, а завтра открыли дорогу, такъ по оффицiальнымъ даннымъ дорога выстроена въ однѣ сутки, что, очевидно, можетъ ввести въ крупное заблужденiе будущаго историка нашей эпохи.

При селѣ Бековѣ большое имѣніе Н. М. Устинова въ 12 тысячъ десятинъ. Въ имѣніи воздѣлываются лучшіе сорта злаковъ, имѣется молочное стадо симментальскихъ метисовъ 80 коровъ и овцеводство. Сады занимаютъ 18.500 десятинъ и состоятъ преимущественно изъ яблонь; въ имѣніи много лѣса съ хорошими мѣстами для охоты; здѣсь попадаются рѣдкіе въ данной мѣстности лоси. На Хопрѣ водяная мукомольная мельница, размалывающая для вывоза до 500 вагоновъ въ годъ. Видъ усадьбы Устинова, омываемой Хопромъ, — замѣчательный.

Съ 1877 года въ Бековѣ существуетъ кумысолечебное заведеніе. Прежде оно было въ имѣніи Устинова, теперь — въ сосѣднемъ имѣніи Макарова.

Къ станціи иримыкаютъ имѣнія: Н. А. Мясоѣдова 1.200 десятин, Волконскаго 1.000 десятинъ, Макарова 1.800 десятинъ и другiя.

Въ районѣ станцiи двѣ паровыя мельницы съ просорушками, принадлежащiя Тутунову и Гордѣеву и водяная мельница Глазова. Общая производительность всѣхъ этихъ мельницъ около 700 вагоновъ ржаной муки и до 500 вагоновъ пшена въ годъ.

На станцiи 8-мь частныхъ хлѣбныхъ амбаровъ, вмѣстимостью на 180 тысячъ пудовъ. Грузооборотъ станцiи Беково превысилъ въ 1911 году 2 миллiона пудовъ, из которыхъ пришлось на отправленiе 1.737 тысячъ пудовъ и на прибытiе 479 тысячъ пудовъ. Пассажировъ отправлено свыше 11 тысячъ человѣекъ.

 


назадътитулъдалѣе