в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

.
Сапрыгин Иван Дмитриевич

Он в песнях край Сердобский прославлял...

Музыкант, композитор, хормейстер, педагог — во всех этих ипостасях Иван Дмитриевич неизменно блистал талантом.

В своем творчестве он воспевал красоту родного края, прославляя свой любимый город Сердобск, старался сделать мир добрей и прекрасней, нес радость людям.

Нелегкая судьба выпала на долю Ивана Дмитриевича, но куда бы ни забрасывала его жизнь, родной край манил к себе и был всех дороже. На сердобской земле прошли его детство и юность, здесь он сделал свои первые шаги в мир музыки. Отсюда же ушел на фронт и вместе с госпиталем, в котором служил, прошел до самой Венгрии.

Мир музыки сопровождал Ивана Дмитриевича на всем его жизненном пути, и для многих своих земляков он стал незаменимым проводником в культурных сферах, где властвовали чудесные звуки и гармония. Всю свою теплоту и энергию отдавал музыкант детям, прививая им любовь к пению. В 1957 году Иван Дмитриевич создал при районном Доме культуры академический хор. Спустя шесть лет за большие творческие успехи коллективу хора присваивается звание "Народного", а сам руководитель становится членом секции пензенских композиторов.

Иван Дмитриевич тесно сотрудничал с сердобскими поэтами: Серафимом Давыдовым, Валентиной Филатовой, Антониной Ивановой, Валентиной Виноградовой, Александром Пименовым, Михаилом Анохиным и многими другими. Около 200 песен увидели свет благодаря таланту композитора! Многолетний труд и большие заслуги в пропаганде музыкального творчества принесли нашему земляку в 1971 году высокое признание — звание "Заслуженный работник культуры РСФСР".

В 1977 году Иван Дмитриевич создал хор ветеранов войны и труда, который плодотворно работает и по сей день. Благодаря И. Д. Сапрыгину хоровое пение в нашем городе процветает и развивается, взращивая все новые таланты. Многих, очень многих композитор научил понимать и ценить прекрасное, и Алексей Григорьев, Владимир Су-паров, Валерий Дроздов, Альберт Землянский, Геннадий Феоктистов, Юрий Карнадин, Анатолий Постнов пошли по его стопам.

Человек — легенда

Счастливый отрезок моей жизни связан с культурно-просветительской работой в воинской части № 01575, где в 70–80-ые годы я трудилась в должности заведующей клубом и библиотекой. В этот период и произошло мое знакомство с Маэстро, которого мы пригласили руководить хором части и, заодно, женским ансамблем. Иван Дмитриевич признавался, что сразу полюбил наш коллектив, и мы тоже отвечали взаимностью этому доброму, умному человеку, одаренному музыканту и великолепному хормейстеру.

Маэстро очень ответственно относился к репетициям, всегда приходил за час-полтора до их начала. В эти часы мы сидели с ним в библиотеке и разговаривали о жизни, людях, книгах, репертуаре художественной самодеятельности. Иван Дмитриевич был образованным человеком, много читал, много знал. В библиотеке части был хороший фонд книг, выписывались газеты, журналы. Иван Дмитриевич очень любил журналы "Наука и жизнь", "Вокруг света", "Советский воин".

Иван Дмитриевич обладал чувством юмора, умело шутил, хотя в глазах его всегда виделась грустинка. Наверное, это годы трудного детства и юности, смерть любимой сестры Тани, одиночество (у Маэстро никогда не было своей семьи) оставили свой отпечаток в его сердце.

Зачастую Иван Дмитриевич, стоя на крыльце штаба, встречал участников самодеятельности, спешивших в клуб на репетицию. Маэстро обращался к девушкам: "Идут мои красавицы, розы, незабудки. Только я среди вас — полынь". Девчата улыбались, тоже отвечали комплиментами, уверяли музыканта, что он вовсе не полынь, а пион, ландыш. Иван Дмитриевич очень любил эти цветы, и благодарные ученики посадили ландыши на его могилке.

В клубе молодежь весело делилась новостями, кто-то хихикал, гремел стульями... На сцене стояло пианино — хороший немецкий инструмент с клавишами из чистой слоновой кости. Иван Дмитриевич проводил по ним рукой, раздавались звуки, призывающие к началу репетиции. Но шепот продолжался, тогда хормейстер спокойным голосом начинал говорить: "Наигрались, насмеялись, теперь — за дело". В зале становилось тихо, шла распевка, потом звучала песня. Музыкант улавливал, казалось, даже незаметную фальшь в голосе, останавливал аккомпанемент, давал наставления: "Товарищ старший лейтенант, излишне басите. Сопранчики, выше, выше! Красавицы, голубушки, тяните; тенорочки, а ну, смелее, альты — дружнее, все — грянули!"

Наш самодеятельный коллектив считался одним из лучших в Пензенском гарнизоне, занимал призовые места, награждался Почетными грамотами и дипломами.

Маэстро был мудрым человеком. Он предвидел перемены в стране и людях, его огорчало, что в будущем все станут решать деньги и люди станут зависимыми от них. Сам маэстро был человеком бескорыстным. Где бы ни работал, денег за свой труд не брал, говорил, что получает зарплату в отделе культуры, ему хватает. Всегда отказывался от подарков, шутил: "Смотрите, часы не покупайте, у меня их полный сундук".

И только однажды, смущаясь, он тихо сказал мне: "Знаешь, Валечка, я давно мечтаю о военной теплой куртке, буду счастлив, если подарите". Я обрадовалась, побежала к командиру, в то время руководил частью подполковник Н. И. Мизюкаев, замечательный офицер, честный и заботливый. Николай Иванович сразу дал команду своим помощникам выписать имущество, и маэстро была подарена желанная куртка, в которой он с удовольствием ходил в холода.

Незадолго до смерти Ивана Дмитриевича в ДК Часового завода прошел его творческий вечер. От нашей части присутствовала делегация, мы подготовили литературный монтаж, читали стихи, благодарили музыканта за труд.

...Память хранит множество интересных эпизодов, связанных с этим скромным человеком. Жаль не только пропавшие архивы музыканта, жаль, что не сохранилась квартира И. Д. Сапрыгина, которая могла бы стать мини-музеем, камерным залом, где можно было бы проводить встречи с любителями музыки, поэзии, живописи. Да и сама по себе его комната еще при жизни композитора напоминала музей, так необычно и красиво она выглядела: на стенах висели картины и репродукции известных мастеров кисти и местных живописцев. На полу был нарисован масляными красками ковер: по его углам и в центре — яркие цветы. Посередине комнаты стоял черный рояль, на нем — подсвечник. Постель напоминала шатер шамаханской царицы. Книги, ноты, бумага... и, музыка...

Мне приятно, что мои скромные стихи нашли место в музыкальном творчестве композитора. Ноты с дарственной надписью маэстро храню как дорогую реликвию и как память о светлом человеке, несшем людям радость.

Валентина Филатова,
из воспоминаний сердобской поэтессы

Вечер памяти

18 ноября 2011 года в районном Доме культуры прошел творческий вечер, посвященный 100-летию со дня рождения Ивана Дмитриевича Сапрыгина.
На вечере памяти композиции И. Д. Сапрыгина были исполнены хором ветеранов, хором преподавателей детской школы искусств, со сцены прозвучали воспоминания о маэстро из уст его учеников и сподвижников.

В целях увековечивания памяти имя Ивана Дмитриевича Сапрыгина присвоено Сердобскому Академическому хору ветеранов войны и труда.

 


назадътитулъдалѣе