Александр Борисович Куракин
действительный тайный советник 1-го класс, сенатор, член Российской академии, масон.
Сын президента Финанс-коллегии, сенатора, генерал-поручика, гофмейстера Бориса-Леонтия Александровича Куракина и графини Елены Степановны Апраксиной.
После смерти отца, на попечении внучатого дяди Н. И. Панина, воспитывается вместе с великим князем Павлом Петровичем, будущим императором Павлом I, сближается с ним.
По окончании учебы заграницей состоит на службе при великом князе Павле, становится одним из приближенных к нему лиц.
По данным обстоятельствам и ещё некоторым неосторожным словам попадает в немилость к матери Павла - Екатерине II.
Выслан в имение в селе Борисоглебское Сердобского уезда Саратовской губернии.
После смерти Екатерины II, через 15 лет, был возвращен имератором Павлом I в Санкт-Петербург.
Воспитывался под руководством графа Н.И. Панина вместе с будущим императором Павлом I.
Учился в Лейпцигском университете; после возвращения из-за границы жил в своем имении Надеждино в Саратовской губернии.
В 1796 - 1799 и 1801 - вице-канцлер, до сентября 1802 возглавлял Коллегию иностранных дел.
В царствование Александра I - канцлер Российских орденов и член Государственного Совета.
Участвовал в подписании Тильзитского мира (1807).
В 1808 - 1812 - посол во Франции; информировал русское правительство о готовящейся Наполеоном I войне против России.
Автор записок: "Воспоминания о путешествии в Голландию и Англию" (1815).
Кавалер всех российских орденов.
За любовь к драгоценным камням имел прозвание "Бриллиантовый князь".
Из литовского княжеского рода (Гедиминович), с 1-й половины XVI в. состоявшего на русской службе, сын президента Финанс-коллегии, сенатора, генерал-поручика, гофмейстера Бориса-Леонтия Александровича Куракина и графини Елены Степановны Апраксиной.
В детстве был записан в Лейб-гвардии Семеновский полк, подпоручик (1761 г.). Находился в С.-Петербурге под покровительством дяди – Н. И. Панина. Воспитывался вместе с будущим Императором Павлом I, его лучший друг. В 1766 г. учился в Киле в Альбертинской коллегии. В 1769 г. вернулся в С.-Петербург.
В 1770 г. отправлен в Лейден, где была русская колония, пробыл там 15 месяцев, учился в местном университете. Затем совершил путешествие по Европе, в том числе в 1772 г. по Великобритании, Франции. Весной 1773 г. вернулся в Россию. Камергер (1773 г.), камер-юнкер (1775 г.). Назначен состоять при Цесаревиче, сопровождал его в поездках, в том числе в путешествии за границу.
За переписку с П. А. Бибиковым, по возвращении в С.-Петербург, выслан в имение Борисоглебское Сердобского уезда. Жил в имении Надеждино Сердобского уезда Саратовской губернии. После воцарения Императора Павла I 16.11.1796 г. назначен вице-канцлером, на следующий день произведен в действительные тайные советники. С 12.4.1798 г. член Российской академии. 9.9.1798 г. уволен от службы.
С 20.2.1801 г. по 8.9.1802 г. вновь вице-канцлер. С июня 1801 г. до 5.9.1802 г. управляющий Коллегией иностранных дел. 8.9.1802 г. назначен канцлером Российских орденов. С 18.7.1806 до 1808 г. посланник в Вене, затем (до 27.4.1812 г.) посол в Париже. Владелец большой библиотеки, находившейся в Надеждино. В 1803–1814 гг. сенатор 1-го департамента Сената, член Государственного совета (с 1.1.1810 г.), действительный камергер.
Действительный тайный советник 1-го класса (22.7.1807 г.). Кавалер орденов: Св. Андрея Первозванного (15.12.1796 г.), Св. Владимира 1-й степени (8.9.1802 г.), бальи ордена Св. Иоанна Иерусалимского. Крупный землевладелец, масон. Похоронен в Павловской придворной церкви Святой Марии Магдалины в Санкт-Петербурге.
князь, государственный деятель и дипломат, действительный тайный советник 1-го класса (1807), сенатор (с 1798), член Государственного совета (с 1810). Сын гофмейстера, князя Бориса Александровича Куракина от брака с Еленой Степановной Апраксиной.
Внук Александра Борисовича Куракина, брат Алексея Борисовича Куракина.
В детстве записан сержантом в лейб-гвардии Семеновский полк, с 1761 подпоручик.
С 1763 жил в Санкт-Петербурге на попечении своего внучатого дяди Н.И. Панина, после смерти отца (1764) находился под опекой Паниных.
Сблизился с наследником престола великим князем Павлом Петровичем (будущий император Павел I).
В 1766 направлен на учебу в Альбертинскую коллегию (Киль), где слушал курс лекций, одновременно числясь при посольстве в Копенгагене.
В 1767-1768 совершил путешествие в Речь Посполитую, Данию, Германию.
В 1770 слушал лекции в Лейденском университете. Затем путешествовал по Голландии, Великобритании, Франции.
С 1771 камер-юнкер. Весной 1773 вернулся в Россию, вступил в масонскую ложу «Капитулум Петро-политую» (в 1779 принят в главную петербургскую ложу).
С 1773 состоял при великом князе Павле, был одним из наиболее приближенных к нему лиц. В 1776 сопровождал Павла в Берлин на встречу с его невестой принцессой Софией Доротеей (будущая императрица Мария Федоровна).
С 1778 камергер, назначен обер-прокурором Сената и в 1781 избран предводителем дворянства Санкт-Петербургской губернии.
В 1781-1782 сопровождал Павла в заграничной поездке.
Но дружба с Куракиным не нравилась Екатерине II, и несколько неосторожных слов в перехваченном письме полковнику Бибикову Куракина послужили поводом к удалению последнего в село Надеждино Саратовской губернии.
В ссылке продолжал пользоваться расположением Павла Петровича.
После смерти императрицы Екатерины II Куракин 6.11.1796 был возвращен в Санкт-Петербург и назначен гофмаршалом, 16.11.1796 - вице-канцлером, получил 150 тыс. руб. на уплату долгов.
В 1796 Куракин пожалован был в тайные советники, получил ордена Св. Владимира 1-й степени и Андрея Первозванного.
Ему был пожалован дом в Санкт-Петербурге, а в день коронации - 4300 душ в Псковской и Санкт-Петербургской губерниях, а затем вместе с братом Алексеем - 20 тыс. десятин в Тамбовской губернии, рыбные ловли и казенные участки в Астраханской губернии.
Вместе с А.А. Безбородко Куракин участвовал в заключении конвенции о принятии императором Павлом I под свое покровительство Мальтийского ордена (1797), назначен бальи ордена.
В результате борьбы придворных группировок под давлением И.П. Кутайсова и Ф.В. Ростопчина уволен 9 9.1798 от должности вице-канцлера и уехал в деревню.
После отставки Ростопчина вторично 20.2.1801 назначен вице-канцлером. Занимался разбором бумаг императора Павла I. С 1801 член Непременного совета и управляющий Коллегией иностранных дел, с 5.9.1802 уволен от управления Коллегией и назначен Канцлером российских орденов. После Аустерлицкого сражения 1805 подал императору Александру I докладную записку, в которой писал о необходимости подготовки крупной армии для обороны России и одновременно предлагал начать переговоры с Францией. С июля 1806 посол в Вене. Вместе с Д.И. Лобановым-Ростовским подписал Тильзитский мир 1807. С октября 1808 посол в Париже. Во время пожара на балу 1.7.1810 получил сильные ожоги и впоследствии часто болел. Постоянно информировал императора Александра I об угрозе войны с Францией, рекомендовал заручиться поддержкой Австрии и Пруссии или добиться их нейтралитета, заключить мир с Турцией и Швецией и вступить в союз с Великобританией. В 1811 в письме Александру I предлагал в предстоящей войне избегать генерального сражения, используя тактику «малой войны» (на примере борьбы испанцев против французов), затруднять снабжение французской армии после ее вторжения в Россию. В феврале 1812 предлагал Н.П. Румянцеву начать переговоры с французским правительством с целью улаживания взаимных претензий, одновременно отмечая, что он не верит в успех этой акции. 15.4.1812 на встрече с французским императором Наполеоном I предпринял безуспешную попытку урегулировать русско-французские отношения. После выезда Наполеона I в армию 27.4.1812 сложил с себя обязанности посла. В последние годы жизни активной политической роли не играл. Крестьяне одной из вотчин Куракина, согласно его завещанию, получили свободу; состояние перешло к брату Алексею Куракину. На памятнике Куракину, поставленном императрицей Марией Федоровной в Павловске, была выбита надпись «Другу супруга моего».
Князь АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ КУРАКИН, 1752 – 1818, сын гофмейстера князя Бориса Алексеевича от брака с Еленой Степановной Апраксиной, родился 18 января 1752 года; в детстве воспитывался с Наследником престола Великим Князем Павлом Петровичем, обер-гофмейстер которого, граф Н. И. Панин, был Куракину внучатный дядя. Образование свое Куракин довершил в Лейденском университете. В 1772 г. Куракин, числившийся с детства на службе в гвардии, пожалован был в камер-юнкеры, а в 1775 г. определен в Сенат. В 1778 г. Куракин сделан был действительным камергером, а затем назначен был обер-прокурором Сената и избран С.-Петербургским предводителем дворянства. Эта служба не мешала князю Куракину сопровождать Великого Князя Павла Петровича в его путешествии в Берлин и за границу, так как Великий Князь был весьма привязан к нему и называл его своею “душою”. Но дружба эта не нравилась Императрице Екатерине, и несколько неосторожных слов в перехваченном письме полковника Бибикова к Куракину послужили поводом к тому, что последний получил повеление удалиться на житье в с. Надеждино, Саратовской губернии. Оттуда Куракин поддерживал переписку с царственным своим другом, который по восшествии своем на престол осыпал его милостями. В течение ноября 1796 г. Куракин пожалован был в тайные советники, назначен членом Совета при Императоре, вице-канцлером, произведен в действительные тайные советники, получил ордена св. Владимира 1-й ст. и Андрея Первозванного. Кроме того, ему пожалован был дом в Петербурге, а в день коронации более 4 тыс. душ и богатые рыбные ловли в Астраханской губернии. Но в 1798 г. опала Императора постигла и князя Куракина, когда Императрица Марья Федоровна и фрейлина Нелидова, его поддерживавшие, лишились своего влияния. Куракин был лишен своей должности и должен был выехать в Москву. Незадолго до кончины Император Павел вновь поручил князю Куракину должность вице-канцлера, а Император Александр назначил его канцлером российских орденов и время от времени давал ему дипломатические поручения. Так, при участии князя Куракина заключен был, в 1807 г., Тильзитский мир, а затем он послан был в Вену с особым поручением. В период с 1809 по 1812 г. Куракин был русским послом в Париже. Умер 25 июля 1818 г. в Веймаре и похоронен в Павловске; на памятнике его, поставленном Императрицею Марией Федоровной, надпись: “Другу супруга моего”.
По отзывам современников, Куракин обладал добрым сердцем, лучше сказать – не был злым человеком, но был страшно тщеславен и склонен к пышности: по страсти к блеску его называли “брильянтовым князем”. Значительной части брильянтов, на 70 тыс. рублей, лишился он в суматохе во время пожара в Париже в 1810 г. на балу у кн. Шварценберга; он сильно обгорел, но был спасен, благодаря тяжелому парчовому камзолу, залитому золотым шитьем. Князь Куракин был педант в деле этикета и костюма: было строго определено, когда, и как и что надеть; ездил он в громадной золотой карете цугом, с лакеями и скороходами; в Париже у него была многочисленная дворня, в “Надеждине” – род двора, на подобие владетельного князя. Мелкие дворяне поступали к нему в дворню, и это льстило его тщеславию; гости и разные “любезники” наполняли его дом, жили подолгу, согласно особой инструкции, не стесняя ни в чем себя и не беспокоя хозяина. “С молоду”, говорит Вигель, “князь Куракин был очень красив и получил от природы крепкое, даже атлетическое сложение. Но роскошь и сладострастие размягчили телесную и душевную его энергию, а эпикуреизм его виден был во всех его движениях, и лучезарное тихонравие его долго пленяло и уважалось, но в новое царствование, с новыми идеями, оно дало повод сравнивать его с павлином”. Государственные дела занимали его меньше, чем придворные отношения, для которых он жертвовал всем. Назначенный членом Государственного Совета, получив место в заседаниях как действительный тайный советник 1-го класса ниже канцлера и фельдмаршала, он дважды “утруждал” Государя прошениями “о правосудии”, хотя в это время жестоко страдал от подагры, которая “вошла в правую руку и заняла обе ноги”.
Куракин не был женат, но имел большую слабость к женщинам, в разных слоях общества имел многочисленные связи, последствием которых было до 70 побочных детей; от него, между прочим, ведут свое происхождение бароны Вревские и Сердобины.
А. Б. Куракин
|
А. Б. Куракин
|
Е. И. Талонкина в опере Дж. Пуччини "Мадам Баттерфляй", ария Чио-чио-сан, 1917 год
|
_______________________________
1 Митрофан Михайлович Чупрынников (1866 – 1918) — артист оперы (лирический тенор), камерный певец и педагог. Учился у Е. А. Лавровской, в 1894 –1914 годах артист Мариинского театра в Санкт-Петербурге, пел с Ф. И. Шаляпиным.
С 1907 года профессор Петербургской консерватории. Участник мужского вокального квартета, основанного Н. Н. Кедровым (богослужебные песнопения Русской Православной Церкви). Участвовал в первом сезоне Русской Оперы в Париже в 1908 году.
|
.
.
.