Вход в пещеры. 1914 год
|
МУЖСКАЯ ОБИТЕЛЬ БЛИЗ САЗАНЬ-ГОРЫ
шести верстах от Сердобска, у речной излучины, стоит Сазань-гора. В XVIII веке неизвестные монахи-отшельники вырыли в глухом лесу пещеру, где молились о спасении мира. Монастырь не принадлежал ни к одной епархии. В пору пугачевского восстания в 1773 - 1775 годах, монахи, следуя христианским заповедям, приняли скрывавшихся от властей повстанцев. Жители Сердобинской слободы донесли властям о сием укрытии. Незамедлительно был выслан карательный отряд. Всех живших в пещере изрубили, не разбирая, кто монах, кто пугачевец.
В 1901 году в пещерах Сазань-горы вновь возник мужской монастырь. Его основанием считается вырытая келья семидесятилетним страцем Серафимом . В миру Серафима звали Сила Жулин, он был крестьянином, родом из села Боровая Полянщина Сердобского уезда. Отцу Серафиму было ведение, к нему явилась Матерь Божия, которая благословила его идти в Сазанские леса, найти пещеры, поселиться в них, изрекши: спасешься сам и спасутся рядом с тобою. В 1913 году Сила стал монахом с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. По благословению епископа Саратовскаго Гермогена он рыл под землей пещеры, где были устроены храм, кельи для затворников и ниши для погребения умерших монахов. Из «Саратовских епархиальных ведомостей» ведомо, что монах Серафим был затворником, провел несколько лет в пещерах, не выходя из кельи: без всякого компаса и прибора-уровня старец нашел на значительной глубине восточную сторону для подземного алтаря и, не делая отдушин, чтобы не осушить и не ослабить грунта, устроил два выхода из подземного храма, причем, один выход на две сажени выше другого, воздух циркулирует и постоянно освежается.
Отецъ Андрей (Грузинцевъ)
|
Основателем же монастыря считается сердобский мещанин Андрей Николаевич Грузинцев. Он обратился в городскую Сердобскую Думу, с просьбой уступить ему место для молитвы и подвигов в лесном овраге на грани городских урочищ со владениями князя Куракина. Разрешение было получено. Монашеского пострига он не принимал, но в народе получил прозвище старца Андрея.
В 1904 году некий землемер Гавриил Григорьевич Крапивин также обратился в городскую Сердобскую Думу с просьбой разрешить ему поставить в том же овраге часовню в память рождения наследника цесаревича Алексея Николаевича. Эта просьба, как и ранее просьба Грузинцева, была удовлетворена. С этого времени старцы Андрей и Серафим начали подвизаться вместе. Вскоре к ним присоединились и другие люди, думавшие об уединении в монастырской тиши. Выбранное место было живописным: гора, со всех сторон окруженная лесом, сходила в овраг, внизу протекала река Сердоба.
В 1905 году была получена поддержка епархиального начальства, преосвященный Гермоген, приехавший в Сердобск 1 апреля для освящения соборного храма Архистратига Михаила, пожелал видеть строящуюся за городом часовню. «Епархиальные ведомости» так описывали это событие: после освящения собора, 3 апреля, несмотря на дурную погоду, Преосвященный в сопровождении Городского головы, благочинного протоиерея Александра Образцова, некоторых священников соборной церкви и других лиц отправился к месту постройки. Сопровождавший епископа строитель часовни Крапивин особенно просил Владыку благословить продолжение начатой постройки. Около часовни собралось человек 100 народу. Владыка был встречен хлебом и солью, благословил строителя и всех присутствующих. Войдя в часовню, по желанию Владыки, собравшиеся пропели тропарь святителю Алексию, затем «Спаси, Господи, люди Твоя» и другие песнопения. После беседы с прибывшими Преосвященный Гермоген вышел из часовни и подробно осмотрел ее снаружи. По просьбе старца Андрея, преподносившего Владыке хлеб-соль, Его Преосвященство сошел вниз по довольно крутой горе и посетил хижину, в которой было много икон и лампад. Здесь архиерей испил со старцами чаю с медом, чем доставил им величайшее наслаждение. Преосвященный подробно расспросил подвижников об их жизни, занятиях, благословил их и отправился обратно в Сердобск. Тогда же владыка высказал пожелание организовать на том месте полноценный монастырь, где бы и он сам мог иметь келью для отдыха.
Печать Казанской Алексеево Сергиевой пустыни
|
4 декабря 1905 года был освящен деревянный холодный храм-часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери, а сама пустынь была приписана к Саратовскому Спасо-Преображенскому монастырю под названием Казанско-Алексиевской.
С этого времени строительство не прекращалось, и уже совсем скоро там были возведены каменный теплый храм с домом архиерея и несколько флигелей. В храме было два престола, главный престол во имя Успения Божией Матери, северный придел во имя святого Алексия, митрополита Московского и преподобного Сергия - игумена Радонежского чудотворца. Южный придел освящен не был. 17 сентября 1908 года епископ Гермоген совершил освящение монастырского храма. Чуть позднее появилась деревянная, обшитая тесом колокольня и два крытых тесом деревянных сарая. Был возведен флигель для приезда Саратовского епископа Гермогена, возлюбившего сие места. Здесь постоянно проживали 29 человек, из них 16 - послушников.
Отец Серафим возле входа в монастырскую пещеру
|
Третий храм - в пещерах – во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца – был построен на деньги отца Андрея.
Первым настоятелем монастыря был иеромонах Пантелеимон. Хотя первоначально по благословению епископа Гермогена предполагалось назначение на эту должность иеромонаха Иоанна, приехавшего со святой горы Афон.
Слава о монастыре разнеслась по всей округе. Сюда приезжали люди из соседних уездов - Аткарского, Балашовского, Кирсановского. Звон монастырских колоколов хорошо доносился до Сердобска, и жители города, услышав благовест, шли в обитель пешком. В 1910-1911 годах в Сердобск и в монастырь приносили на поклонение Казанскую Ломовскую икону Божией Матери. В сохранившейся записи из регистрационной книги монастыря за те годы есть запись об исцелении от этой чудотворной иконы. Сохранились упоминания об исцелении бесновения, причем многие больные исцелялись при подходе к монастырю. Монастырь вполне соответствовал словам владыки Палладия: он была духовным светочем для окружающих, которые находили в обители и врачевание, и утешение.
Огромное участие в благоустройстве монастыря принимал протоиерей отец Александр Капитонович Образцов, старейший клирик Саратовской епархии, который в течение 11 лет, с 1901 по 1912 годы, был благочинным церквей Сердобского уезда.
Записка Епископу Саратовскому
|
Кроме храмов в монастыре были следующие строения: каменный двухэтажный корпус, пристроенный к каменной церкви; возле каменной церкви деревянный домик, занимаемый братской кухней и трапезной; три братский деревянных флигеля, занимаемых братией; пять деревянных корпусов; два монастырских сарая, покрытых тесом; деревянная колокольня, на столбах обшитая тесом.
Монастырю принадлежало 5,5 десятин земли. В 1916 году настоятель монастыря просил у городских властей выделить 0,5 десятины куракинского леса на отопление храма. Содержался монастырь на средства благотворителей и других доходов не имел. Среди насельников были монахи из самых разных мест, со Старого и Нового Афона, Киевской, Полтавской, Курской, Астраханской, Тамбовской, Пензенской, Казанской и Саратовской губернии, истинные подвижники веры и благочестия, в необычайной простоте жития стяжавшие великую благодать Святого Духа. Проживали и лица, посланные на исправление.
В 1918 году монастырь возглавлял иеромонах Гедеон, в миру Георгий Иванович Поляков, 1872 года рождения.
В том же 1918 году, с приходом советской власти деятельность монастыря прекратилась, в его зданиях разместили рабочие мастерские.