Pocket watch Hampden, Kirovskie, Molnija for Railroad
Часы Hampden, Кировские, Молния для железной дороги
The 1893 General Railroad Timepiece Standards
Be open faced, size 18 or 16, have a minimum of 17 jewels, adjusted to at least 5 positions, keep time accurately to within a gain or loss of only 30 seconds a week,
adjusted to temperatures of 34 to 100 degrees Fahrenheit, have a double roller, steel escape wheel, lever set, micrometric regulator, winding stem at 12 o’clock,
grade on back plate, use plain Arabic numbers printed bold and black on a white dial, and have bold black hands.
Общие стандарты для железнодорожного хронометра, 1893 год
Часы открытого типа, размер механизма 16 или 18 дюймов, иметь не менее 17 камней, скорректированный по меньшей мере по 5-и позициям, держать точность по времени в пределах ± 30 секунд, выдерживать температурный режим в пределах от 34 до 100 градусов по Фаренгейту /от 0 до 38 градусов по Цельсию/, иметь двойной ролик, стальное анкерное колесо,
иметь рычаг для перевода стрелок, микрорегулятор, заводной вал в районе «12 часов», знак классности на плате, белый циферблат с арабскими цифрами, напечатанными жирным черным шрифтом, иметь крупные черные стрелки...

Dueber-Hampden Watch Factory, Canton, Ohio, 1923
|
Consider the exceptionally size 16 Dueber-Hampden Watch Company with a certain construction of bridges.
Popularity of 16 size movements increased after the establishment of railroad standards in 1893.
A thinner 16 size, 23 jewels, model 4 grade № 104, was introduced in late 1902, along with the 21 jewels model 4 grade № 105, the 21 jewels, model 2 William McKinley grade, and the 19 jewels model 4 Railway grade.
A 16 size, 23 jewels model 5 № 105 grade was introduced around 1917.
A 16 size, 23 jewels model 5 Special Railway grade was introduced around 1920.
Hampden High Grade Railroad Watches
№ 105, 21J
№ 104, 23J
William McKinley 21J
Railway, 19J
New Railway, 21J
Special Railway, 23J

Dueber-Hampden High Grade Watches for R-R use
|
Hampden Advertisement for Railroad
Nickel, bridge model, 21 fine ruby and sapphire jewels in gold settings, sapphire pallet stones, oval roller jewel, steel escape wheel, round arm polished train wheels, compensation balance with gold screws and meantime screws.
Breguet hairsprings, patent regulator, adjusted to temperature, isochronism and five positions, patent safety center pinion, highly polished exposed winding wheels, bright bevel head screws, elegantly finished plates with gold lettering, the best finish throughout, double sunk glass enameled dial with red marginal figures, double roller escapement.
Dial Hampden Railroad Grade Watches
The most common variant of the dial Single Sunk and Double Sunk.
This dial has very bold black arabic hour numerals, black minute dots, every fifth minute is numbered in red in the outer margin of the dial.
Some dials were specially produced and patented for railroad service.
The Montgomery Safety Dial was invented by Henry S. Montgomery, the General Watch and Clock Inspector from 1896 to 1923 for the Santa Fe Railway.

Double Sunk, Montgomery dial
|
The Montgomery dial featured an outer track with individual minutes numbered from 1 to 60.
The safety dial helped to ensure accurate time readings.
Another dial was the Ferguson dial, which featured large black arabic numerals at the 5 minute marks on the main chapter ring, and an inner chapter ring printed in red that numbered the hours 1 through 12.
В Российской империи не имелось фабричного производства часов, карманные часы привозились из-за границы.
Часы оставались предметом роскоши, именно по этой причине, служащим железных дорог часы выдавались Управлениями железных дорог, ибо соблюдение графика движения поездов всегда было наиглавнейшей задачей.
Карманные часы выдавались машинисту и главному кондуктору железнодорожного состава для обеспечения движения поезда по расписанию.
Выдаваемые часы в обязательном порядке учитывались, являлись казенным имуществом, с обязательной последующей сдачей при увольнении или переводе на другую работу.
Единого стандарта инвентаризационной надписи на подобного рода часах не имелось, непременным оставался инвентарный номер выдаваемых часов.
Изъ Инструкцiи Главному Кондуктору, § 11, 1899 годъ
При сопровожденiи поѣзда главный кондукторъ обязанъ имѣть при себѣ: красный и зеленый флаги, сигнальный фонарь, свистокъ, коробку съ петардами, карманные часы, повѣренные на станцiи отправленiя съ часами телеграфа и съ часами машиниста, коробку спичекъ, полное расписанiе движенiя поѣздовъ пассажирскихъ и товарныхъ, настоящую инструкцiю, положенiе о сигналахъ и всѣ инструкцiи указанныя въ § 8.
Карманные часы для нужд железной дороги закупалось Управлениями железных дорог совершенно у разных поставщиков: Billodes, Roskopf, Longines, Буре, Винтер, Гублер, Жако, Калашников, Кан, Михайлов, Мозер, Морозов, Рейнин, Рогинский, Соколов, Четуновы и многие другие.
Критерием для выбора служил высокоточный механизм, легко читаемый циферблат в любое время суток, недорогой и прочный корпус.

каталогъ Павелъ Буре, 1913 годъ
|
Изъ каталога Павелъ Буре, 1913 годъ
Металлическiе никкелевые спецiально желѣзнодорожные часы
Ручательство на 2 года
Громадное количество этихъ часовъ, распространяемых среди Управленiй желѣзныхъ дорогъ и военныхъ учрежденiй, даетъ намъ возможность назначить цѣны на нихъ болѣе чѣмъ умѣренные.
Вмѣстѣ съ тѣмъ заботясь заслужить всеобщее одобренiе этого типа часовъ, мы приложили всѣ старанiя достигнуть полного ихъ совершенства въ отношенiи солидности механизма и вѣрности хода снабдивъ ихъ анкернымъ механизмомъ хорошей конструкцiи, съ волоскомъ, металла феррониккель — не ржавѣющимъ, — они не подвергаются влiянiю измѣненiямъ температуръ, что весьма важно при дальнихъ переѣздахъ, путешествiй, такъ какъ не подвергаются порчѣ отъ тряски, а потому предназначены нами спецiально для желѣзныхъ дорогъ, военныхъ учрежденiй и вообще для лицъ, нуждающихся въ недорогихъ, прочныхъ и безусловно вѣрныхъ часахъ.
Мужскiе анкерные, лучшей конструкцiи, заводящiеся безъ ключа, въ ручку, открытые, большого размѣра 10 рублѣй

часы телеграфные West and Watch Co, 1910-е годы
Reilway Telegraph Service
|
В Российской империи на железных дорогах использовалось единое петербургское время.
Точная установка времени производилась с помощью телеграфных станций, находившихся к концу XIX века почти во всех крупных городах, по хронометру Главного штаба.
Главная телеграфная станция располагалась на крыше Зимнего дворца.
Каждое утро для телеграфистов начиналось с сигнала «слушай», через пять минут передавалась команда «часы».
Часы главного кондуктора сверялись на станции отправления с часами телеграфа, часы машиниста поезда с часами главного кондуктора.
Должностные инструкции многих Управлений дорог предписывали сверять часы машинисту на станции отправления, воспрещали входить на промежуточных станциях в здание вокзала.

по заказу Н.К.П.С.
|
В 1919 году все часовое производство Советской России находится в ведении организации «Агенство часов», являвшейся подразделением ВСНХ.
В 1920 году организуется главк «Гострестточмех», Государственный трест точной механики, которому передается «Агенство часов».
Часы для нужд железной дороги собирают из комплектующих национализированных часовых складов, фабрик, мастерских.
По прежнему ощущается острый дефицит часов.
Производится закупка часов и механизмов швейцарских фабрик Buhre, Cyma, Doxa, Moeris, Moser, Tavannes, Unitas.
На циферблате железнодорожных часов указано «Гострест Точмех по заказу Н.К.П.С.»
НКПС — Народный комиссариат путей сообщения — государственный орган, управлявший деятельностью железнодорожного и других видов транспорта в СССР.
В декабре 1927 года Совет Труда и Обороны принимает постановление «Об организации в СССР производства часов».
В апреле 1929 года в Соединенных штатах Северной Америки советское торговое представительство «Амторг» подписывает договор о приобретении двух обанкротившихся часовых фабрик, одна из них, по выпуску карманных и наручных часов, «Dueber-Hampden», стала основой для создания 1-го Государственного часового заводов Треста точной механики в Москве.
В начале ноября 1930 года собрана первая партия карманных часов в 50 штук на семи камнях с символической маркой «тип 1».
Именно "тип 1" на 7-и камнях выбран для использования на железной дороге.
Некоторые варианты железнодорожных часов встречаются с механизмами WmMcKinley, Railway, New Railway, закупленными вместе с оборудованием часового завода «Hampden» и вывезенными из СШСА, собранными непосредственно на 1 ГЧЗ.
Основа подобных механизмов калибры класса 109 и 108, имеют соответственно по 15 и 17 камней.
Вместо американской системы «sleeves», трудоемкой в производстве и ненадежной в эксплуатации, перевод стрелок происходит по упрощенной схеме, применен простой вариант микрорегулятор на мосту баланса часов.
Ежегодное увеличение выпуска часов позволило удовлетворить потребность многих государственных служб и гражданского населения.
Часы из предметов роскоши в социалистической стране стали предметом необходимости и достоянием каждого.
В 1947 году в Челябинске организован часовой завод, налажен выпуск карманных часов, сперва под маркой «ЧЧЗ», затем «Молния» с механизмом на 15-и камнях.
По неподтвержденным никакими документами источников, производственная линия закуплена у французской часовой компании Lip.
В конструкцию механизма заложен калибр Lip R36, однако очень близка схожесть с известным швейцарским калибром Cortebert 620.
Высокоточные и надежные часы приняты к эксплуатации на железной дороге.
Позднее разработана модель на 18-и камнях.
Карманные часы модели 3602 с механизмом на 18-и камнях экспортировались в другие страны для железных дорог под марками Serkisof, Marathon, Sekonda.
Под маркой Serkisof часы поставлялись на Türkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryolları, Турецкая государственная железная дорога.
Прежде чем подписать договор с челябинским заводом, турецкие заказчики провели тщательный сравнительный анализ механизма часов со швейцарским аналогом.
Выбор пал на советские часы, установили собственную гарантию в 20 лет на часы Serkisof, на циферблате указано «Serkisof garanti».
Работникам железных дорог часы перестали выдавать в 1950-х годах, в то время, когда часы стали входить в жизнь советских граждан повседневным предметом быта.
Золотые корпуса Solid Gold имеют клейма: 10K, 14K, 18K.
Корпус, отмеченный клеймом Warranted U.S. Assay, также подтверждает, что изделие из золота.
Более распространены корпуса с накатанным золотом Gold Filled.
Корпуса маркируются клеймом 10K GF, 14K GF.
Большое количество часов маркировано Guaranteed или Warranted 5 years, 10 years, 25 years.
Вариант позолоченных корпусов методом гальванопокрытия, отмечаются клеймом GP: 18K GP, или могут включить толщину металлизации 18K GP 10 microns.
Серебряные корпуса Sterling соответствуют высшей 925-ой пробе.
Корпуса из менее качественного серебра отмечены клеймом Coin Silver.
Допускалось использование числового номера проб: 0.800, 0.925, 0.935.
Посеребренные корпуса маркируются Electroplate, Plated, имеют покрытие в 5 – 20 микрон.
Корпуса с клеймом Silverine, Silveroid, Silveride и Oresilver не имеют в составе серебра, означают металл окрашенный серебренным цветом.
Некоторые надписи на корпусе часов:
Русскiе часы, Часы Россiя, Часы для Россiи — часы для России
Бренетъ, Локль — место производства часов
Павелъ Буре, Георгъ Фавръ Жако, Г. Мозеръ и Ко, Маршандъ-Перретъ, Буттъ, Бель-Вю — марка производителя часов
Золотые медали — часы получили награды на выставках
Анкеръ, Вѣрный Ходъ, Вывѣренный Ходъ — анкерный тип механизма
Анкеръ, Прямая Линiя — анкерный тип механизма с размещением осей по прямой линии
Анкеръ Леве Визибль — анкерная вилка с открытыми палетами
Высшiй Сортъ — механизм хорошего качества
Двойное плато — двойной ролик анкерного спуска
Никелевано, Никель, Никле — никелевые, белые, платы и мосты
Анкеръ на 15 камняхъ — анкерный тип механизма на 15 камнях
15 камней, 23 камней — в механизме соответственно 15 камней, 23 камня
Шатоны — вставки-втулки с камнями
Брегетовскiй волосокъ, Спираль Брегэ — спираль баланса, волосок, с изохронным завитком Бреге
Спираль Боудинъ — спираль баланса, волосок выполненный в виде пружины, хронометровый спуск
Уравнительный маятникъ — термокомпенсированный баланс
Qte Сальтеръ — качество механизма как у Торгового Дома Сальтер
Имеющие только Высшiй Сортъ — надпись на недорогих часах, механизм не соответствует качеству
Поверенные на станции отправления с часами телеграфа.
↑