в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

Линейный корабль «Новороссийск» в Севастополе, начало 1950-х годов
Линейный корабль «Новороссийск» в Севастополе, начало 1950-х годов
Гибель линкора «Новороссийск»

В истории СССР осталось немало темных пятен, правда о которых не раскрыта до сих пор.

Свидетелем одного такого события мне довелось стать лично: это гибель флагмана всего Черноморского флага, линкора «Новороссийска» в 1955 году. Именно в это время я проходил срочную службу в Севастополе, в должности радиотелеграфиста ОСНАЗа, подразделения особого назначения, выполняющего задачи радио- и радиотехнической разведки. В нашу задачу входило отслеживать все радиосигналы в акватории Черного и Средиземного морей. В конце октября к берегам Турции с официальным визитом прибыли два американских боевых корабля. Как обычно, в таких случаях командование флота провело боевые учения неподалеку от Севастополя. 25 октября корабли США покинули побережье Турции, и нами был получен сигнал: «рюмка, рюмка, рюмка», что означало окончание маневров. Во время похода мой коллега старший матрос Конкин зафиксировал сигнал, похожий на присутствие в наших водах неопознанной подводной лодки. Об этом было доложено командованию, но видимо наверху отнеслись к пеленгу без должного внимания.

28-го октября линкор «Новороссийск» прибыл в порт для празднования 100-летия обороны Севастополя. В ночь на 29-е октября (День рождения ВЛКСМ), в 1 час 31 минута по московскому времени под носовой частью линкора прогремел взрыв, насквозь пробивший корпус, вырвавший часть палубы полубака и проделавший дыру в днище размером 150 квадратных метров. Более 150 человек, находящихся на корабле, погибло сразу. После крена и дальнейшего затопления судна люди находились в отсеках и сигнализировали стуком свое нахождение. Ближайшим портом, где была техника для подъема подобных грузов, являлся Николаев, но вовремя добраться до места трагедии техника не смогла. Общее количество погибших составило более 600 человек.

После случившегося было выдвинуто несколько версий гибели линкора. Но, основной принято считать диверсию. В пользу умышленного подрыва говорят многие факторы. Линкор «Новороссийск» был изготовлен и спущен на воду 15 октября 1911 года в Италии и ходил под именем «Giulio Cesare» — «Джулио Чезаре». Вошел в строй 14 мая 1914 года, являлся флагманом всего итальянского флота, получил девиз: «Чтобы выдержать любой удар». В 1949 году, в счет репараций, он был передан нашей стране. Командир итальянского подводного спецназа, получивший прозвище «черный князь», Валерио Боргезе (Valerio Borghese), поклялся, что никогда «Юлий Цезарь», так переводится первое имя корабля, не будет ходить под красным флагом. В годы войны на Черном и Средиземном морях действовали итальянские подводные диверсанты 10-й флотилии штурмовых средств, базировавшейся в портах Крыма. Время также было выбрано весьма удачно. На учении отрабатывалось размещение на борту 320-миллиметрового орудия для стрельбы снарядами с ядерной начинкой. В тот момент на корабле находились семь адмиралов. Плюс годовщина Ленинского комсомола, неплохой «подарок» к празднику. И еще, все итальянские торговые суда покинули черноморские порты за день до трагедии.

Прошло более 50-и лет, а ясности в причинах гибели линкора «Новороссийск» нет. Официально никто не подтвердил ни одну из выдвигавшихся версий. Да и вообще, вся история с кончиной флагмана Черноморского флота на протяжении долгого времени замалчивалась. Только недавно правда стала выплывать наружу. А, наша часть после трагедии была передислоцирована в Московский военный округ для налаживания акустического оборудования предстоящей космической программы. Но это, как принято говорить, совсем другая история.

П. С. Головин
Петр Степанович Головин (1933 – 2014)
Петр Степанович Головин (1933 – 2014)

 


назадътитулъдалѣе