в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»


Сердобский народный театр

В 1910-х годах Алексей Васильевич Щеглов, уездный инспектор по налогам, организовал драматический кружок. Каждую неделю кружок ставил спектакли. На вырученные деньги покупалась декорация, костюмы, в последствии был построен Летний театр.

В 1918 году возник драмкружок при Народном доме. С 1920 по 1958 год им бессменно руководил Н. И. Михайлов, любитель драматического искусства. Активными членами драмкружка были И. Я. и В. Я. Володины, супруги Балашкины, А. В. Фрейман, Н. С. Юрьева, М. В. Любавский, А. А. Шарейко. Кружок познакомил сердобчан с произведениями мировой и русской драматургии, лучшими произведениями современных авторов. Из коллектива вышли актеры-профессионалы М. Шорин, Н. Горин, И. Добролюбов, И. Котов, Ю. Ишутин, В. Володина. В марте 1958 года общественность широко отметила 40-летие коллектива.

***

Театр находится в распоряжении Литературно-музыкального кружка, который объединяет местные любительские силы.
Кружок с самого начала своей деятельности взялся за оборудование сцены и возобновление театрального имущества. Многого, конечно, не достает из-за отсутствия средств. Многое сделано благодаря содействию местного Уисполкома.
Хорошая постановка дела с самого начала привлекает новых сторонников Драматического кружка. Так с 13 человек членов при организации число их увеличилось сейчас до 70; кроме того, кружок объединил вокальные силы и располагает хором до 30 человек.
На отпускаемые субсидии Драматический кружок имеет возможность давать бесплатные спектакли и концерты в дни советских празднеств и в дни деловых съездов депутатов профсоюзов и так далее.
С начала работы, с июля 1923 года до зимнего сезона, Драматический кружок поставил следующие пьесы: «Полустанки», «Блуждающие огни», «Власть тьмы», «На огонек», «Зарево», «Чародейка» и другие.
В зимнем сезоне, вследствие ремонта театра, начиная с ноября, прошли пьесы: «Николай I» Лернера, «Король», «Народный учитель», «Стенька Разин», «Поташ и Перламутр». Намечены к постановке: «Псиша», «Царевич Алексей», «Тот, кто получает пощечины», «Петр III и Екатерина II».
Исторические и бытовые пьесы очень интересуют публику и дают полные сборы.
Тормозит работу недостаток декораций и реквизита и трудность их приобретения.
Но Драматический кружок надеется путем упорного труда и постепенного накопления улучшить дело и сделать театр местом полезного и разумного отдыха и живой школой для народных масс.

П. Гололобов
журнал «Театр и музыка», № 1-2, Москва, январь 1923 год

***

В результате долгих переговоров, администрация театра желая впервые иметь как опыт зимний сезон, согласилась на коллектив в 10 человек. Гарантия 400 рублей в месяц. К формированию труппы приступлено.

***

Обследовать театр!
В декабре в работе Сердобского театра создался прорыв. Из Саратова приехал представитель Нижне-Волжского Крайпосредрабиса. При культпроме райкома ВКП/б/ было созвано совещание о реорганизации театра в «Дом культуры». На совещании выявилось безобразное отношение сердобских организаций к театру.
Из-за плохого руководства вокруг театра создалась недопустимая обстановка. Общественность не шла на помощь театру. Местная газета не единым словом не обмолвилась о работе театра. В театре отсутствовал худполитсовет, не был организован воитель. По мнению представителя райсовпрофа Глебова ликвидации прорыва препятствуют «объективные» причины — организовать зрителя нельзя... в виду загрузки служащих и рабочих Сердобска хозяйственно-политическими кампаниями! Это оппортунистическое заявление встретило должный отпор на совещании.
Попытки работников театра развернуть общественную работу тормозились администрацией. Горсовет предлагал театру ориентироваться на кассу! В театре грязь, холод, зрители сидят в пальто.
Совещание поручило художественно-политическому совету пересмотреть состав актеров. Кроме того, горсовету предложено реорганизовать театр в Дом культуры.
О внутреннем состоянии театра совещание не высказало своего мнения. Между тем, факт снятия администратора Демкина с работы подтверждает бесхозяйственное и аполитичное руководство в театре. Прорывы в общественно-политической работе внутри и вне театра, отсутствие организованного зрителя и равнодушие общественности еще более усугубляют прорыв в театральном деле в Сердобске.
Все это выдвигает необходимость деятельно обследовать всю театральную работу в Сердобске.

за подписью З.
журнал «Рабис», № 4 , февраль 1931 год

***

С 1959 года театральным коллективом руководит Юрий Александрович Ишутин, поставивший спектакли «На дне» М. Горького, «Поют жаворонки» К. Крапивы, «Раскинулось море широко» В. Вишневского и сцены из «Бориса Годунова» А. С. Пушкина.

С 1963 года руководит профессиональная актриса Вера Яковлевна Володина, поставившая спектакли «Перед ужином» В. Розова, «Хочу верить» Голосовского, «Годы странствий» Арбузова, «Человек родился» К. Фина и другие. В 1964 коллективу присвоено звание «Народный театр». В его репертуаре лучшие произведения отечественной и мировой драматургии, современных авторов. Большой вклад в работу театра внесли И. Я. Володин, Е. Флорентова, Р. Слепцова, Н. Сарбатов, А. Сурков, Г. Гуреева, Л. Иванова, Н. Антонов, Ю. Назаров, А. Сивунов и многие другие.

труппа Народного театра, руководитель В. Я. Володина
коллектив Народного театра, руководитель В. Я. Володина
труппа Народного театра, руководитель В. Я. Володина
коллектив Народного театра, руководитель В. Я. Володина
Рабис — Сорабис — Союз работников искусств, с 1924 года Всерабис — Всесоюзный профессиональный союз работников искусств

 


назадътитулъдалѣе