Сердобский народный театр
В 1910-х годах Алексей Васильевич Щеглов, уездный инспектор по налогам, организовал драматический кружок.
Каждую неделю кружок ставил спектакли.
На вырученные деньги покупалась декорация, костюмы, в последствии был построен Летний театр.
В 1918 году возник драмкружок при Народном доме.
С 1920 по 1958 год им бессменно руководил Н. И. Михайлов, любитель драматического искусства.
Активными членами драмкружка были И. Я. и В. Я. Володины, супруги Балашкины, А. В. Фрейман, Н. С. Юрьева, М. В. Любавский, А. А. Шарейко.
Кружок познакомил сердобчан с произведениями мировой и русской драматургии, лучшими произведениями современных авторов.
Из коллектива вышли актеры-профессионалы М. Шорин, Н. Горин, И. Добролюбов, И. Котов, Ю. Ишутин, В. Володина.
В марте 1958 года общественность широко отметила 40-летие коллектива.
***
Театр находится в распоряжении Литературно-музыкального кружка, который объединяет местные любительские силы.
Кружок с самого начала своей деятельности взялся за оборудование сцены и возобновление театрального имущества.
Многого, конечно, не достает из-за отсутствия средств.
Многое сделано благодаря содействию местного Уисполкома.
Хорошая постановка дела с самого начала привлекает новых сторонников Драматического кружка.
Так с 13 человек членов при организации число их увеличилось сейчас до 70; кроме того, кружок объединил вокальные силы и располагает хором до 30 человек.
На отпускаемые субсидии Драматический кружок имеет возможность давать бесплатные спектакли и концерты в дни советских празднеств и в дни деловых съездов депутатов профсоюзов и так далее.
С начала работы, с июля 1923 года до зимнего сезона, Драматический кружок поставил следующие пьесы: «Полустанки», «Блуждающие огни», «Власть тьмы», «На огонек», «Зарево», «Чародейка» и другие.
В зимнем сезоне, вследствие ремонта театра, начиная с ноября, прошли пьесы: «Николай I» Лернера, «Король», «Народный учитель», «Стенька Разин», «Поташ и Перламутр».
Намечены к постановке: «Псиша», «Царевич Алексей», «Тот, кто получает пощечины», «Петр III и Екатерина II».
Исторические и бытовые пьесы очень интересуют публику и дают полные сборы.
Тормозит работу недостаток декораций и реквизита и трудность их приобретения.
Но Драматический кружок надеется путем упорного труда и постепенного накопления улучшить дело и сделать театр местом полезного и разумного отдыха и живой школой для народных масс.
П. Гололобов
журнал «Театр и музыка», № 1-2, Москва, январь 1923 год
***
В результате долгих переговоров, администрация театра желая впервые иметь как опыт зимний сезон, согласилась на коллектив в 10 человек.
Гарантия 400 рублей в месяц.
К формированию труппы приступлено.
***
Обследовать театр!
В декабре в работе Сердобского театра создался прорыв.
Из Саратова приехал представитель Нижне-Волжского Крайпосредрабиса.
При культпроме райкома ВКП/б/ было созвано совещание о реорганизации театра в «Дом культуры».
На совещании выявилось безобразное отношение сердобских организаций к театру.
Из-за плохого руководства вокруг театра создалась недопустимая обстановка.
Общественность не шла на помощь театру.
Местная газета не единым словом не обмолвилась о работе театра.
В театре отсутствовал худполитсовет, не был организован воитель.
По мнению представителя райсовпрофа Глебова ликвидации прорыва препятствуют «объективные» причины — организовать зрителя нельзя... в виду загрузки служащих и рабочих Сердобска хозяйственно-политическими кампаниями!
Это оппортунистическое заявление встретило должный отпор на совещании.
Попытки работников театра развернуть общественную работу тормозились администрацией.
Горсовет предлагал театру ориентироваться на кассу!
В театре грязь, холод, зрители сидят в пальто.
Совещание поручило художественно-политическому совету пересмотреть состав актеров.
Кроме того, горсовету предложено реорганизовать театр в Дом культуры.
О внутреннем состоянии театра совещание не высказало своего мнения.
Между тем, факт снятия администратора Демкина с работы подтверждает бесхозяйственное и аполитичное руководство в театре.
Прорывы в общественно-политической работе внутри и вне театра, отсутствие организованного зрителя и равнодушие общественности еще более усугубляют прорыв в театральном деле в Сердобске.
Все это выдвигает необходимость деятельно обследовать всю театральную работу в Сердобске.
за подписью З.
журнал «Рабис», № 4 , февраль 1931 год
***
С 1959 года театральным коллективом руководит Юрий Александрович Ишутин, поставивший спектакли «На дне» М. Горького, «Поют жаворонки» К. Крапивы, «Раскинулось море широко» В. Вишневского и сцены из «Бориса Годунова» А. С. Пушкина.
С 1963 года руководит профессиональная актриса Вера Яковлевна Володина, поставившая спектакли «Перед ужином» В. Розова, «Хочу верить» Голосовского, «Годы странствий» Арбузова, «Человек родился» К. Фина и другие.
В 1964 коллективу присвоено звание «Народный театр».
В его репертуаре лучшие произведения отечественной и мировой драматургии, современных авторов.
Большой вклад в работу театра внесли И. Я. Володин, Е. Флорентова, Р. Слепцова, Н. Сарбатов, А. Сурков, Г. Гуреева, Л. Иванова, Н. Антонов, Ю. Назаров, А. Сивунов и многие другие.
коллектив Народного театра, руководитель В. Я. Володина
|
коллектив Народного театра, руководитель В. Я. Володина
|
Рабис — Сорабис — Союз работников искусств, с 1924 года Всерабис — Всесоюзный профессиональный союз работников искусств