в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

.
Родники, водопровод, водные бассейны, водоемные здания, водонапорные башни

Испокон веков люди селились у воды, вблизи рек, озер родников. Без воды нет жизни. Издавна существовало поверье: если напиться родниковый воды, черпаешь силу из самой Земли. Вода — это святое! Красота и гордость нашего края, родники, дающие чистейшую, живительную воду. Не удивительно, что слово «родник» созвучно со словами «родной», «Родина».

Вот что читаем в Иллюстрации за 1848 год:
На высотѣ, около 15-ти сажень, этотъ рдникъ бьетъ обильной струей чистой, холодной воды.

В начале XX века, уже разросшийся город, обеспечивали водой два главных родника. Возле нагорного родника был построен каптаж — сооружение водозабора. Существует каптаж и поныне, заброшенный и заросший деревьями и кустарником, напротив Ремесленного училища.

Большое количество бассейнов с водой в центральной части города наполнялись из нагорного источника. По деревянным трубам вода поступала к каждому из них. Смотритель следил за наличием воды в каждом бассейне в отдельности. Первым был в Нагорном переулке, возле Большой Лебедевской улицы с Набережной стороны /переулок Ленина и улица Ленина/. До недавнего времени на этом месте было много разбросано небольших размеров бутового камня. Далее бассейн был устроен возле Земства, отличался более изысканным архитектурным оформлением, менявший свой облик несколько раз, не в лучшую сторону. В центральной, низменной части, бассейны устроены на Московской улице, в начале Конопляновской улицы /улицы Ленина и Гоголя/ и Базарной площади, возле Собора. Возможно, были и другие, но, нет документального подтверждения на фотографиях или печатных открытках. Замечу, что вода отличалась мягкостью и отменными вкусовыми качествами.

Второй источник, находящийся в Шишковом овраге, питал

В 1891 году общество Рязанско-Козловской железной дороги выдвинуло инициативу объединения Рязанско-Козловской, Тамбово-Козловской и Тамбово-Саратовской железных дорог в единую Рязанско-Уральскую железную дорогу со строительством целого ряда новых линий, на что в янваея 1892 года получено соответствующее разрешение. Линия Таволжанка–Ртищево–Пенза — линия, связывающая поперек три железнодорожных магистрали, является частью крупного проекта Рязано-Уральской железной дороги Вводилась в строй по частям: первый участок Ртищево–Сердобск длиной 45 верст, 48 км, введен в строй в апреле 1894 года, оставшиеся два участка Таволжанка–Ртищево длиной 96 верст, 102 км, и Сердобск–Пенза длиной 102 версты, 109 км, введены в строй в ноябре 1896 года. Общая длина линии составила 243 версты, 259 км.

В 1894 году открылось сообщение Ртищево–Сердобск. Построено пассажирское здание вокзала IV класса, товарная контора, водоподъемное здание, водоемное здание, жилые здания для обслуживающего персонала, служебные здания, отхожее место, шпалопропиточный завод. Водоемное здание построено по одному из типовых проектов, располагалось близко к станции. Здание выложено из кирпича высотой ? метров, вверху здания вмонтирован бак, рассчитанный на 4 кубических саженей воды. Вода, поднимаемая водоподъемным зданием, прогоняется в подъемное здание, проводится разводящими трубами к гидравлическим кранам, жилым и нежилым зданиям. Устройство гидравлических кранов, соединенных с водоемом трубой, основано на законе сообщающихся сосудов. Из гидравлического крана вода подается для питания паровоза. О времени заполнения бака водой и о времени расхода воды дается знать машинисту водоподъемного здания при помощи электрической сигнализации. В предупреждение замерзания воды в баке в зимнее время, устроен подогреватель.

 


назадътитулъдалѣе