Опечатки в периодических изданиях прошлых лет.
На строительство шел сердобольский гранит.
Полевой-шпатъ, фельдшпатъ — ископаемое, входящее въ составъ первозданныхъ: гранита, порфира, гнейса; двойная кремневокислая соль глинозема и щелочи
Полевошпатный, —товый — къ нему относящееся
Полевой-гранитъ — сердобскiй, сѣрый и мелкозернистый
В. Даль, Толковый словарь живаго великорускаго языка, томъ III, 1882 годъ
В. Даль, Толковый словарь живаго великорускаго языка
|
Казанскiй соборъ
Соборъ Казанскiя Богоматери по всей справедливости почитать должно рѣдкимъ памятникомъ въ исторiи россiйскихъ церквей.
Созиданiе его принадлежало двумъ царствам: государь императоръ Павелъ I положилъ намѣренiе воздвингуть великолѣпный храмъ въ престольномъ градѣ своемъ, на память явленiя чудотворнаго образа Божiей Матери, бывшаго въ Казани.
14-го ноября 1800 года Александромъ I былъ утвержденъ проэктъ А. Н. Воронихина строительства Казанскаго собора.
Въ слѣдующемъ 1801 году августа 27-го числа сдѣлана закладка собора въ присутствiи всей императорской фамилiи.
Соборъ выстроенъ изъ Пудожскаго камня и съ рѣдкой щедростью, въ отдѣлкѣ использованы только отечѣственныя материалы: олонецкiй мраморъ, выборгскiй и сердобскiй гранитъ.
Это дало поводъ П. Свиньину написать:
«Прежде чѣмъ приступить къ разсмотрѣниiю сего изящнаго произведенiя искусства, порадуемся, что оно вышло изъ рукъ Россiйскихъ художниковъ безъ всякаго содѣйствия иностранцевъ, равно какъ и всѣ матерiалы, на сооруженiе сего Храма употребленные, заимствованы изъ нѣдръ нашего отечества.
Обстоятельство сiе должно было сдѣлать глубокое впечатлѣнiе на современниковъ!»
Постройка великолѣпнаго собора закончена черезъ десять лѣтъ.
15-го сентября 1811 года послѣдовало торжественное освященiе собора, удостоенное также личнымъ присутствiемъ государя императора, яко создателя храма сего, и всей высочайшей фамилiи.
Санктъ-Петербургъ, Казанскiй соборъ
|
Михайловскiй замокъ
Михайловскiй замокъ занимаетъ место, на которомъ прежде стоялъ Лѣтнiй дворецъ, построенный Петромъ Великимъ въ 1711 году, при слiянiи Мойки съ Фонтанкою.
Императрица Елисавета впослѣдствии возобновила его; но онъ былъ деревянный и грозилъ паденiемъ.
Обратимъ вашѣ вниманiе на некоторыя описанiя дворца изъ неоконченныхъ трудовъ Августа Коцебу.
«Третiй фасъ обращенъ къ Лѣтнему саду.
Круглая лѣстница в 26 ступенек изъ сердобскаго гранита ведетъ въ обширная сѣни, поддерживаемыя десятью дорическими колоннами изъ красноватого мрамора.
Полъ въ нихъ изъ бѣлаго мрамора.
Съ обѣихъ сторонъ, въ двухъ нишахъ, стоятъ двѣ статуи.
На площадкѣ лѣстницы, по обѣ стороны, красуются великолѣпныя статуи Геркулеса и Флоры Фарнезскихъ, вылитыя изъ бронзы въ Академiи художествъ въ Петербургѣ; рядомъ съ ними, на гранитныхъ консоляхъ, стоятъ бронзовыя вазы.»
«Въ нижнемъ этажѣ, кромѣ очень маленькаго театра, который даже не оконченъ, замѣчательна только церковь.
Четырнадцать iоническихъ колоннъ изъ цѣльнаго сердобскаго гранита поддерживаютъ хоры.
Въ самомъ верху, въ углубленiи, перспектива замыкается большою картиною, писанною, къ сожалѣнiю, Смуглевичемъ, изображающею архангела Михаила, повергающаго демона въ бездну.
Стыдливый художникъ, изобразившiй эту группу in naturalibus, прибѣгнулъ къ странному прiему для того, чтобы не нарушать приличiй.
Всякiй демонъ прикрываетъ какъ бы случайно, рукою или ногою, тѣ части тѣла своего сосѣда, которыя живописцу было желательно скрыть, что, въ сущности, выходитъ крайне неприлично.
Въ куполѣ плафонъ изображаетъ Троицу, окруженную головами ангеловъ.
Къ счастiю для художника, живопись его до того пострадала отъ сырости, что разсмотрѣть ее почти невозможно.
Четыре трибуны, по обѣимъ сторонамъ алтаря, огороженныя мраморными и бронзовыми балюстрадами, были назначены для императорской фамилiи.»
Н. К. Шильдеръ, Императоръ Павелъ I, С.-Петербургъ, 1901 годъ
Санктъ-Петербургъ, Михайловскиiй замокъ
|
Современныя известiя, внутреннiя
Въ Новочеркасскѣ 9 мая 1853 года было событiе, о которомъ слухъ восторженно-радостной вѣстью разнесется по всѣмъ уголкамъ нашего необъятнаго царства, воскреситъ въ народной памяти славное время, описанное Д. П. Ознобишинымъ, когда
Я помню то время, какъ двинулся онъ,
Народовъ полсвѣта водитель;
Царь воскликнулъ: «Гдѣ жъ, Донъ мой?»
И вспрянулъ ты, Донъ,
И каждый твой сынъ былъ воитель:
Колосьями стали ты степи покрылъ
И въ Сѣнѣ удалыхъ коней напоилъ...
Ярмо чужеземцевъ ты свергнулъ давно,
Донъ свѣтлый, Россiи живое звѣно...
Напомнить и того, о комъ сказалъ, умолкнувшiй уже, но вѣчно-незабвенный поэтъ В. А. Жуковскiй:
И ты, нашъ вихорь атаманъ,
Вождь невредимыхъ, Платовъ,
Твой очарованный арканъ —
Гроза для супостатовъ;
Орломъ шумишь по облакамъ
По полю волком ращешь.
Летишь стрѣлою въ тылъ врагамъ,
Бѣдой имъ въ уши свищешь;
Они лишь къ лѣсу — ожилъ лѣсъ,
Деревья сыплютъ стрѣлы;
Они лишь къ мосту — мостъ исчезъ;
Лишь кх селамъ — пышутъ селы.
Войско Донское, желая увѣковѣчить признательность, благоговѣнiе къ памяти своего славнаго атамана, рѣшилось соорудить ему на мѣстѣ родины памятникъ.
По полученiи Высочайшаго разрѣшенiя на это, знаменитый художникъ барон Клоттъ артистически исполнилъ бронзовое изваянiе графа Пдатова, приготовленъ и роскошный пьедесталъ изъ Сердобскаго гранита съ надписью: «Атаману графу Платову, за военные подвиги съ 1770 по 1816 годъ, признательные Донцы».
Москвитянинъ, учено-литературный журналъ, 1853 годъ, томъ VI
Новочеркасскъ, памятникъ графу Платову
|
Памятникъ Пушкину въ Москвѣ
Мысль о постановкѣ памятника Пушкину впервые возникла у бывшихъ воспитанниковъ Лицея въ 1860 году по поводу приготовленiй къ пятидесятилѣтнему его юбилею.
Первоначально рѣшено было поставить памятникъ въ царско-сельскомъ лицейскомъ саду, однако Ф. Ф. Матюшкинъ, съ дѣтства связанный съ поэтомъ узами нѣжнѣйшей дружбы, подалъ мысль избрать мѣстом сооруженiя Москву.
Связи Пушкина с Москвой были нисколько не слабѣе, если еще не сильнѣе тѣхъ, которыя роднили его с Петербургомъ.
Выборному комитету надлежало сообразить, въ какомъ именно пунктѣ Москвы всего приличнее воздвигнуть памятникъ.
Изъ предложенныхъ на выборъ двухъ мѣстъ, предпочтенiе отдано варианту край Тверского бульвара противъ Страстного монастыря.
Выборъ этотъ, по одобренiи его московскимъ генералъ-губернаторомъ, княземъ В. А. Долгоруковымъ, удостоился высочайшаго утвержденiя 17-го iюня 1872 года, и съ согласiя Общей Думы рѣшено было отрѣзать отъ Тверского бульвара подъ памятникъ около 30-ти саженъ по прямой линiи.
Послѣ двухъ, не приведшихъ къ цѣли конкурсовъ,по совокупному опредѣленiю комитета и экспертовъ, представленныя вслѣдствiе того въ маѣ 1875 года двѣ модели, предпочтенiе отдано модели господина А. М. Опекушина, какъ соединявшей въ себѣ съ простотою, непринужденностью и спокойствiемъ позы типъ, наиболѣе подходящiй къ характеру наружности поэта.
Колоссальная статуя отлита изъ бронзы на заводѣ покойнаго Когуна въ Санктъ-Петербургѣ.
Пьедесталъ изготовленъ изъ темно краснаго сердобскаго гранита.
Для постановки памятника и другихъ строительныхъ работъ избранъ архитекторъ М. С. Богомоловъ, для каменныхъ же работъ комитетъ пригласилъ подрядчика А. А. Баринова.
Дѣло сооруженiя вещественнаго памятника было успѣшно окончено в 1880 году и завершено торжествомъ открытiя его 6-го iюня, которое неожиданно обратилось въ небывалый у нас общественно-литературный праздникъ во имя знаменитѣйшаго русскаго писателя.
Москва, памятникъ Пушкину
|
Памятникъ Императрицы Екатерины II въ Екатеринодарѣ
6 мая 1907 года въ Екатеринодарѣ въ центрѣ Атаманскаго скверѣ состоялось октрытiе памятника Екатерины II по проэкту М. О. Микешина.
Онъ представляетъ стоящую на пьедесталѣ бронзовую статую Императрицы, во весь ростъ, въ полномъ царскомъ одѣянiи, въ правой рукѣ у нея скипетръ, а въ лѣвой держава.
Подножiем служитъ пьедестал, трехгранная призма изъ гангеутскаго гранита.
Въ центральной части пьедестала развернутая хартiя съ текстомъ Жалованной грамоты отъ 30-го iюня 1792 года.
У подножiя съ лицевой стороны, помѣщены бронзовыя статуи, сълѣвой стороны князя Потемкина-Таврическаго, съправой стороны — атаманы Антон Головатый, Сидор Бѣлый и Захарiй Чепига.
Подъ хартiей подпись: «Императрице Екатеринѣ II въ царствованiе Императора Николая II», нижѣ на мѣдной доскѣ: «Отъ благодарнаго и вернаго Кубанскаго казачьего войска 1896 года».
На задней сторонѣ пьедестала находится фигура изъ бронзы слепаго кобзаря съ бандурою въ рукахъ и мальчика-поводыря, подъ ними слова песни сложенныя атаманомъ Головатымъ.
Позади статуи князя Потемкина-Таврическаго изображены войсковыя регалiи.
Пьедесталъ стоитъ на высокомъ цоколѣ изъ пятигорскаго извѣстняка, подъ нимъ большое круглое основанiе въ шесть слоевъ разныхъ породъ сердобскаго гранита.
Вокругъ памятника идетъ изящная чугунная рѣшетка.
Екатеринодаръ, памятникъ Императрицы Екатерины
|