Кинематическая схема гиревых часов ходиков
1 среднее колесо, 2 триб минутной стрелки, 3 колесо вексельное, 4 триб вексельный, 5 колесо часовое,
6 триб промежуточного колеса, 7 колесо промежуточное, 8 триб ходового колеса, 9 колесо ходовое,
10 скоба, 11 поводок, 12 маятник, 13 цепь, 14 гиря, 15 часовая стрелка, 16 минутная стрелка,
17 удлинитель маятника, 18 качели
|
Ходики и их ремонт
Часы ходики приводятся в движение тяжестью опускающейся гири, благодаря чему механизм этих часов находится под действием постоянного, равного по величине усилия, кроме момента, когда подтягивают гири вверх.
Опускание гири преобразуется во вращательное движение на цепное колесо, которое передает вращение на триб промежуточного колеса.
Промежуточное колесо в свою очередь сцепляется с трибом ходового колеса.
Ходовое колесо имеет своеобразно устроенные зубья, нажимающие на плоскости скобки, передающей импульс на маятник.
К оси скобки прикреплена изогнутая стальная мягкая проволока, так называемая вилка, через отверстие которой проходит стержень маятника, висящего на качалке 9.
Колеса ходиков, как и во всех часовых механизмах, латунные, а оси и трибы — стальные.
Трибы изготовляют цельные — фрезерованные и сборные, из стальных полированных штифтов, так называемое цевочное зацепление.
Механизм ходиков, вид с задней стороны
1 заводное колесо, 2 вилка, 3 ходовое колесо, 4 скобка, 5 мост анкерной вилки, 6 гайка укрепляющая плагину, 7 промежуточное колесо, 8 платины нижняя и верхняя, 9 качалка
|
Механизм ходиков, вид спереди и сбоку
1 вексельное колесо, 2 триб вексельного колеса, 3 часовое колесо, 4 минутный триб, 5 звездочка с зубьями, на которые надевается цепь
|
Цапфы осей вращаются в отверстиях, просверленных в латунных платинах.
Барабанное колесо имеет длинную ось, на задней стороне которой свободно насажена вращающаяся звездочка с семью выступами, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга.
На выступы надеты звенья цепи.
К звездочке прикреплено храповое колесо, которое давит на собачку, расположенную на барабанном колесе, благодаря чему барабанное колесо, само поворачиваясь, передает движение остальному механизму.
Вместо собачки на барабанном колесе может быть укреплена скользящая по колесу фрикционная пружинка, проделывая ту же работу, что и собачка.
Движение стрелкам передается тремя зубчатыми колесами, помещенными между нижней платиной и циферблатом.
Одно из них — минутный триб — туго напрессовано на длинную наружную ось барабанного колеса; рядом с ним на стойку надевается вексельное колесо, сцепленное с минутным трибом.
На ось барабанного колеса надето часовое колесо, сцепляющееся с зубьями триба вексельного колеса.
Ремонт ходиков следует начинать с осмотра всех узлов и деталей и с выявления дефектов.
Чистка деталей механизма — последняя операция.
Обязательно следует осмотреть все звенья цепи, сжимая каждое разжатое кольцо плоскогубцами для того, чтобы цепь не срывалась с блока; блок, который может срываться, вследствие неисправности собачки;
качалку, и если она стерлась, поставить новую, изготовив ее из проволоки такой же толщины.
Если на плечиках скобки имеются глубокие царапины, риски или скобка покрыта коррозией так, что исправить ее нельзя, в этом случае следует изготовить новую скобку.
При изготовлении новой скобки следует плотно вбить продолговатую стальную пластинку в пазы оси, плоскогубцами и напильником придать требуемую форму и размеры обоим плечикам скобки, тщательно отполировать рабочие поверхности скобки.
После окончательной установки и регулировки новой скобки можно изгибать ее в нужном направлении, при этом между плечиками скобки должно помещаться не больше 2.5 зубьев ходового колеса.
Заранее следует проверить ходовое колесо и, если имеются погнутые зубья, то выправить их плоскогубцами с гладкими губками, или тупыми пинцетами, а затем отполировать рабочие плоскости зубьев.
Если минутный триб упирается в платину вследствие малого осевого зазора блочного колеса, необходимо отодвинуть блочное колесо внизу легким ударом молотка по плоскогубцам, приложенным к колесу настолько, чтобы образовался достаточный зазор между платиной и трибом.
Во время сборки механизма ходиков необходимо проверить, нет ли дефектов в деталях и узлах, по мере необходимости их устранить.
После сборки механизма необходимо смазать гнезда цапф, трущиеся поверхности скобки, рабочие места качалки и вилки.
Ходики после ремонта проверяют без циферблата, чтобы легче было определить и устранить недостатки.
После установки циферблата надо проверить, достаточен ли зазор у часового колеса и нет ли трения его о циферблат.
Поставив стрелки на нужное время, качните маятник.
Прислушайтесь к звуку хода часов.
Стук должен быть одинаковым при движении маятника влево и вправо.
Добейтесь равномерности стука, сдвигая часы немного вправо или влево.
Если равномерный ход получается только при сильном перекосе часов от отвесной линии, то необходимо открыть заднюю стенку корпуса и немного подогнуть вилку скобочного валика 2 в сторону перекоса часов.
После этого проследите за точностью хода собранных часов по другим часам или по источникам точного времени.
Если часы уходят вперед, то линзу маятника сдвиньте немного вниз по стержню, а если отстают, то подвиньте линзу вверх.
Заводить часы надо один раз в день, подтягивая гирьку за левый конец цепочки.
Инструкция по ремонту и настройке часов с кукушкой