Ода к радости
Чувство цвета, как голос у певца, дано Т. А. Мавриной от природы
16 апреля 2021 года в Третьяковской галерее, Лаврушинский переулок дом 10, открылась выставка работ Татьяны Алексеевны Мавриной «Ода к радости».
Эта выставка — первая большая ретроспектива произведений Мавриной, представляющая все творчество Татьяны Алексеевны в наибольшей полноте и разнообразии.
В экспозиции более 200 произведений: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, а также иконопись XV–XVII веков из личной коллекции Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина.
Многие ее работы, к примеру, иллюстрации 1930-х годов и расписанные бутылки, экспонируются впервые.
Татьяна Алексеевна Маврина — одна из выдающихся фигур в русском искусстве ХХ века.
Живописец, иллюстратор, график, сценограф, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.
В 1976 году Татьяну Маврину, единственного советского художника, удостоили премии имени Х. К. Андерсена «За международный вклад в дело иллюстрации детской книги».
В справочнике «Единый художественный рейтинг» Татьяна Маврина отнесена к высшей категории — 1А, художник мировой известности.
В 1921–1929 годах она училась во Вхутемасе-Вхутеине, была членом группы художников-графиков и мастеров живописного рисунка «Тринадцать».
С 1930 года подписывала свои работы как Маврина, девичья фамилию матери.
Она часто обращалась и к живописи маслом, но ее излюбленными техниками были рисунок тушью, а также акварель, гуашь и темпера.
Позднее свои рисунки часто переводила в цветную литографию.
С большим увлечением занималась графикой и книжной иллюстрацией произведений Бальзака, Гофмана, Франса, Золя, Лермонтова.
С конца 1930-х художница и ее супруг, иллюстратор Николай Кузьмин, начали собирать коллекцию икон, включавших выдающиеся образцы древнерусского и народного искусства.
Увлечение иконописью и народным творчеством повлияло на творчестве Мавриной — ее довоенная живопись и станковая графика «выделяются» свободной композицией и насыщенностью колорита.
С начала 1950-х, Татьяна Маврина, после увлечения примитивизмом, импрессионизмом, фовизмом стала заниматься иллюстрациями и станковой графикой.
Она оформила пушкинские «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Руслан и Людмила», «У лукоморья» и сборники: «По щучьему веленью», «Русские сказки».
«Художницу всегда отличало радостное и оптимистическое восприятие действительности, в каком бы стиле и в какое бы время она ни работала, как бы ни складывалась жизнь.
Все ее произведения наполнены светом, радостью, юмором.
В работах Мавриной нет никакой псевдопатриотической фальши и наигранного пафоса, которые проникали тогда в творчество многих представителей творческой интеллигенции.
Татьяна Алексеевна действительно так воспринимала работу и окружающий мир, она нашла свой стиль, свою неповторимую манеру письма».
Она проиллюстрировала и оформила более 200 книг, больше всего — сказок.
Впечатления от поездок и прогулок по Загорску, Угличу, Ростову Великому, Александрову, Суздалю, Переславлю-Залесскому и другим, Маврина «запечатлела» в многолетнем станковом цикле «По старым русским городам», 1942–1968 годы.
В 1996 году состоялась последняя выставка Мавриной в Третьяковской галерее.
Особое внимание на ней было уделено ранним произведениям из собрания Галереи, не отражавшим весь творческий путь художницы.
Работы Мавриной периодически экспонируется на групповых тематических выставках, например «Москва в творчестве художников группы 13» в Государственном музее А. С. Пушкина в 2018 году, «Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в 2016–2017 годах, и других.
Экспозиция выставки «Ода к радости» в Инженерном корпусе в связи с особенностями музейного пространства включает три раздела.
В первом зале ранняя графика 1920-х и иллюстрации 1930-х годов к произведениям европейской литературы.
В центральном зале демонстрируются живопись и станковая графика Мавриной 1930–1990-х годов.
В этом же пространстве представлены иконы из собрания мастера, вступающие в диалог с работами художницы разных лет.
В третьем, Малом зале, находятся иллюстрации к сказкам, графике из серии «Бестиарий», портретам Мавриной и расписанным ею бутылкам и тарелкам со сказочными сюжетами.
Специально к выставке издали каталог произведений Мавриной, представляющий все многообразие ее творчества.
Безусловно, выставка заинтересует не только знатоков искусства XX века, но и широкий круг зрителей.
В столь тревожное из-за пандемии время наполненные цветом произведения Татьяны Мавриной, талантливой художницы, несмотря на все драмы эпохи видевшей мир в светлых тонах, станут для зрителя источником ярких эмоциональных переживаний, утешением и настоящей «Одой к радости».
Выставка продлится до 15 августа 2021 года
В издательстве «Государственная Третьяковская галерея» подготовлен альбом работ к выставке «Татьяна Маврина. Ода к радости».
В альбом входят статья о творческом пути художника, каталог произведений, включающий, помимо живописи и графики, примеры обращения к декоративно-прикладному искусству, а также иконы из коллекции Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина.
Первая подробная летопись жизни и творчества представляет ранее неизвестные факты биографии Мавриной, выдержки из дневников, писем, публикаций, а также обширный изобразительный материал: фотографии и архивные документы, многие из которых публикуются впервые.
Издание адресовано специалистам и широкому кругу читателей, интересующихся изобразительным искусством.