30.9.75. Писала уже новые пейзажи, но вяло. Небо красивой сизины. В лесу пахнет вареньем. На главной аллее бегуны — и пахнет человеком.
27.10.75. Вечером концерт памяти недавно умершего от инфаркта Д. Ойстраха — играл С. Рихтер, а скрипач Коган — Моцарт и Бетховен. Два отделения отборной прелести, редкой красоты. Скрипка и рояль. Даже гулять не пошли.
Благодарность в реставрационные мастерские за икону «Никола с житием». Стоит она сейчас на шкапе, смотрю каждый день, ее золотой фон сливается с золотом наших обоев.
«Плетень». Звери: медведь, лиса, заяц, спасайте меня!
29.10.75. Делаю третий день «Плетень».
4.11.75. Статья Сидорова в «Культуре», очень хорошая.
5.11.75. С утра приехало телевидение из двух студий. Снимали для программы «Москва» — «Стеклянный пруд», и как он получился, и фразу «Я очень давно работаю в книге и счастлива получить столь высокую награду» — говорила 5 раз с вариациями. Другая программа «Время» — снимали «Плетень» и меня в шали.
9.11.75. Ездили гулять на Льве, возвращались через Пятницкое шоссе, на стыке его с бетонкой, чуть подальше милицейской будки — лосиха! — раз, лиса — два! Разбежались от нашей машины лесные звери. Всю дорогу потом внутренне сияли.
15.11.75. Звонил Коваль, назначил 6 часов — прийти, принести рассказ. С извинениями явился чуть не в 7, пьяноватый. Видно, с ним вечером каши не сваришь.
17.11.75. Поехали на вернисаж французского салона. Картины дрянные, для салона — не салон, для живописи — не живопись. Встретили Тышлера с Флорой — дерьмо, встретили Таню Гурьеву — вот Саша вернется из Парижа, расскажет, какая там живопись.
19.11.75. Коротышка привез выставку из ГТГ — 57 рам больших, заставила весь коридор, дала ему поллитра — обещал выпить за мое здоровье.
21.11.75. В аптеке купила три пачки мяты, три флакона валерьянки и крем «Идеал». Все дефицитное. Гунст прислал маленькую книжечку «Путь на Ростов» Ильина, его и читаю с удовольствием, хотя Ильин пишет пошловато, но видно, что любит всю эту старину.
1.12.75. «Бессознательное неизменно помогает нам в нашей работе. Это слуга, которого держишь в подполье, рассчитывая на его помощь. Когда возникает препятствие, которое кажется непреодолимым, я перечитываю, ложась спать, написанное в течение дня и предоставляю своему слуге работать за меня. Проснувшись, я ощущаю, что затруднение устранено, решение вопроса готово и кажется мне очевидным. Вполне вероятно, что оно явилось мне во сне, который я мог забыть», — так длинно, руководствуясь современными сочинениями о природе сна пишет английский писатель (знаменитый) Г. Грин, а школьники суеверно клали книжку под подушку, авось само запомнится.
4.12.75. Становится страшно жить.
9.12.75. В «Детской литературе» статья Таубера о иллюстрированных сказках Перро. И Дехтерева покритиковал, Конашевича почтительно погладил, молодых художников Булатова и Васильева (тоже Кукрыниксы — дешевка молодая) поощрил. Золотую медаль на БИБе-75 (Международная Биеннале детской иллюстрации в Братиславе) получил молодой художник Попов за илл. к «Робинзону Крузо». Я не первый раз читаю об этой книге, она ставится очень высоко.
10.12.75. В «Малыше» «Плетень», кажется, прошел благополучно. Юрочка понемногу выходит на работу, через силы. Ему не говорят, что с ним. Возможно, худшее, но надо дать заработок и жизнь.
11.12.75. С валидолом за щекой пошли в лес. Снег валит. Зима.
12.12.75. Н. В. почувствовал себя худо. По неотложке отвезли в Боткинскую. Вот она беда пришла — отворяй ворота, но еще не самое страшное. Как скоротать день? Поспать бы, да не умею.
С потусторонним больше не играя
И смерть не выставляя на показ,
Служа земному, о земном мечтая,
Достойно встретим свой последний час.
Р. М. Рильке.
15.12.75. Сегодня я сказала Анимаисе, что раз не вышло с ГТГ, то я загадала — если не будут резать Н. В. — все ей на покупку квартиры. После 3-х Лев привез Н. В., все вошло в норму, даже вечером ходили гулять, было не холодно.
17.12.75. Занимаюсь ответами на правительственные телеграммы, посылаю всем рисунки, не знаю, понравятся ли. Прислала Н. Кашина поздравление с Новым годом с небольшими стишками с рисунком, сделанным густыми красками из тюбиков.
18.12.75. Выставка Тернера. Очереди не было. Билет стоит рубль. Английская коллекция галереи Тейт. Он нашел способ изображать масляными красками патетику небес, морей, гор, далей, туман — разноцветный, иллюзорный, ни на что не похожий из предшественников. Но все же он изображал видимый мир. Техника артистичная и сложная. Мазок еще не стоит во главе угла. Когда же мы пошли посмотреть выставку Шевченко через залы «французов» — то попадаешь в другой, сотворенный не Богом, а людьми мир, а это так очаровательно и прекрасно, что лучшего и искать нечего. Можно долго, долго еще в нем жить, пока земля цветет и облака на небе. А у нас еще снег. Вот снег они не создали. Так надо его создавать. Вечером читала Мутера о Тернере. Ходили прогуляться, сквозь вуаль полная луна.
1976 год
3.1.76. Читаю про декабристов, сейчас все журналы ими наполнены. Поздравления все еще поступают, и мы их пишем.
10.1.76. Сегодня в 11 часов хоронят в МОСХе Милашевского. Мы уже не можем себе позволить роскошь чувств. Читаю опять «Синюю птицу», картинки Трауготов заманчивые.
19.1.76. Платье я приготовила еще вчера, серебряные туфли, не утеплялась, потому что на приеме в Кремле, конечно, будет жарко. Все молодые и красивые, их было много, проверяли наши билеты и паспорта. В вестибюле встретили высокого сморщенного Демичева, познакомились. Нас, лауреатов, проводили в президиум, а гости пошли в зал. Мне пришлось выйти первой. Что я и сделала довольно легко. На банкете стояла задом к главным, так что ничего интересного не видела. Скучища. Домой вернулись к 7 часам и пошли прогуляться по чистому небу.
25.2.76. Делать книжку, да еще пятую в этом году — изнурительно. Живу как автомат, все люди мне враги и помехи. Как хорошо было писать пейзажики! А если не это, тогда что же делать?
17.3.76. «Цапля ты цапля, худой человек, непонятный». Так мне понравились эти слова, что я упросила Либет вставить их в книжку.
27.3.76. Пришла Эля Иванова с мужем Толей, притащили целый саквояж книг со всего мира (чтобы мне к ним не надо было ехать смотреть), выдвинутых на премию Андерсена. Эля поедет на конкурс и будет голосовать за меня и за Барто, а еще за японца и за венгра — так ей посоветовали наши художники Бисти, Митурич, Бруни и другие в Доме Дружбы. Мне было очень интересно все посмотреть. Затея выдвинуть меня Ганкиной, а мне вроде бы и ни к чему, канители было много, хотелось Анимаисе и время съело много. Теперь, слава богу, с этим покончено, осталось до дачи — Лиза и 2 издательства. Да еще надо позвонить в Гослит насчет «Заговоров» — тут вряд ли зацепилось.
5.4.76. «Птицы» начали получаться. Сегодня Андерсеновское решение. Неожиданный звонок Мая Митурича, болельщика: «Ну как?» — «Не знаю».
6.4.76. Часов в 6 звонит Анимаиса: «Из частных рук — Вы получили медаль Андерсена». Напечатали в «Вечорке» — Ан. купила 10 штук.
12.4.76. Разговариваю с Элей, рассказывает о своих подвигах, как она яростно отстаивала Барто. Я получила 20 единиц и премию, за ней надо ехать в сентябре в Афины, я соглашаюсь на словах, но совсем не соглашаюсь на деле.
28.4.76. Вечером после долгих разговоров пришли к нам Померанцевы. Она крупная женщина, еще не старая, с небольшой сединой. Видимо, была красива. Знакомство их очень давнее и давняя же любовь, которая через 40 лет увенчалась браком. Она из Архангельска. Носит шляпу, видимо, очень дельная и аккуратная. Н. Н. одет щегольски, чем и гордится. С азартом рассматривал наши иконы, но я иногда знала и больше его, начитавшись за последнее время каталогов и надумавшись вдосталь обо всем этом. Легли спать полпервого. Кончила «Птиц».
6.5.76. Пишу об иконах, вернее, переписываю для машинистки.
10.5.76. Домье, по-моему, очень бездарный, в пластическом понимании этого слова, художник. Все похоже на подделки какой-то вольности и силы.
14.5.76. Анимаиса с рассказом о вчерашнем вернисаже Лабаса. Ей выставка понравилась. Народ постарел и сморщился.
15.5.76. Занялась живописью, пробовала новые силикатные краски. Они блестят и размываются водой. Пишу на кремовой веленевой бумаге, маленькие, густоцветные, из прошлого воскресенья.
27.5.76. Поехали на выставку Попкова. Не жалею, что поехала. Художник интересный и сильный.
31.5.76. Еще писала пейзажи, применяя даже масляные краски мастихином, по ним можно проходиться темперой. Вечером Сара, пиявки.
2.6.76. Поехали на выставку «Вологодских икон» в Рублевский музей. У них выходной, и пришлось потревожить Алину Сергеевну Логинову. Она охотно приехала. Смотреть иконы — цвет при дневном свете, в пустых залах, — нас водила Алина, это особое дело. Зашли на выставку французского плаката, получили удовольствие ни с чем не сравнимое — французское. Особенно хорош плакат Пикассо, видно, к посмертной его выставке — изображена охрой голая дева с вывертом ягодиц, но так ловко и пластично, рядом карлик в арлекинском костюме и колпаке, так прелестно!
Потом у Льва опять сломалась машина. Анимаиса пошла на метро, я глядела людей. На Тверской шли такие разнообразные, интересные люди, что могла бы глядеть до вечера. Стал народ индивидуальный, кто во что горазд.
11.6.76. На даче. Приезжала Анимаиса. Привезла письмо из Японии с дипломом за «Серого волка».
13.6.76. Троица. Ездили в Загорск — и в Загорске осталось мало мест нетронутых. Я рисовала все на ходу.
17.6.76. Осина больше не звенит. Дятлы улетели. Хорошо бы пописать не сине-зеленое, а еще какие-нибудь цвета другие. Попробовать по-другому компоновать зарисовки.
2.7.76. Гуляем с зонтиками по асфальту. Потом дрова и закрытые двери — корабль наш плывет в дождь и безлюдье.
15.7.76. «Рылов». Светло, написала портрет Иры в красном на красном ковре. Читаю про английских писателей, предисловие Урнова, его же и подарок эта книжка Н. В.
21.7.76. Сиянье. Писала желтые ромашки и дождливые пейзажи. Осваиваю тонкий академический торшон. Приходится работать легче.
7.8.76. Приехала С. Н., привезла переплет «Сказок» в репсе с золотом — красиво. Она рассказала, как приносила «Птиц» к Дехтереву: «Это что?» — «Работа Мавриной» — «Маврину я не подписываю!»
19.8.16. Пейзажи мне надо писать, пока душа свободна. В Москве одолеют заботы. Все гости сейчас — лишние.
27.8.76. Лето промелькнуло как один день. Написала кучу пейзажей с облаками. В Москве посмотрю, что вышло.
30.8.76. Переезд с дачи. Пришла Н. П. предлагать свои услуги, пришлось соглашаться, хоть я и не терплю интеллигентных помощниц.
3.9.76. В три часа мы были у райкома Фрунзенского района, комната 318 по поводу поездки в Афины. Всего 5 минут, дальше все пойдет само.
26.9.76. Сборы, завтра уезжаю. Ужас!
27.9.76. Особая делегатская зала. Автобус, самолет, рассвет. Зарисовала кое-что. В Афинах жара +30. Рисую в упор — никто не обращает внимания.
28.9.76. Открытие конгресса. Рисую профили. Сговорилась с одними, они заехали часов в 5 покатать меня к морю. Для них сезон купальный кончен. Рисовала. Вечером — банкет, в длинной юбке, улыбки, рукопожатия, скорее домой.
29.9.76. Сегодня улетает самолет, привезший греческую футбольную команду, можно с ними уехать. М. устроил мне скандал. Я замолкла на все остальные дни. Терпела весь день +30 в тени. Временами рисовала, ела таблетки. Доклад Барто.
30.9.76. Одна, таблетки, рисование. Трудно бороться с жарой, одиночество же приятно. От жары нет никаких признаков тела.
1.10.76. Как в тюрьме или в аду. Первый круг Дантова ада — это про эти 5 дней в Афинах. Но надо несмотря ни на что всего побольше зарисовать. Может, в Москве, если вернусь, будет мило и это. Вручение премии. Поездка с шофером из посольства к Акрополю. Завтра кто-то едет в Москву, я тоже. Наплевать на Дельфы. История с пропавшими деньгами, видно, послана мне греческими богами. Меня не отговаривают.
2.10.76. Утром звоню Н. В. — голос не узнать — вечером буду в Москве. Лететь легко. Дома. Заплакала. Посикала, покакала.
3.10.76. Поехали вчетвером на Истру. День голубой. Все еще не оторвалась зрительно от Афин. Только не жарко телу, а глазам все то же голубое.
24.10.76. Читаю все про Грецию и «Одиссею».
12.11.76. Принимали ГТГ в лице Антоновой и Алекс. Ив. Лебонье, у него видит только один глаз. Они приходили договариваться, как завещать им иконы. О выставке я заводила разговор, но, видимо, одноглазый бессилен что-либо сделать либо врет. Не каждый дарит ГТГ коллекцию икон.
26.11.76. Вечером три лифтерши говорят вслед уходящему Покровскому с Тузиком: «И грамотный, и партийный… (пауза) и религиозный — все при нем».
2.12.76. Пришел вечером Костин. Рассказы о Коктебеле. Хотят устроить вечер Н. А. Дмитриевой. О ней говорит с большим уважением. О Достоевском — говорю отвлеченно, как о некоторой идее. Читаю сейчас Чехова, и мне невольно приходят мысли их сравнивать. Не в пользу Д. Но чтение очень грустное, жалко почему-то этого человека, и начинаешь кругом видеть все жалкое.
3.12.76. Утром я успела написать с белым снегом и дорожными знаками, которыми почему-то увлекаюсь — можно употреблять в зимнем пейзаже любимую красную краску. Беру с белилами. Нет, не надо читать Чехова — от него насморк будет.
28.12.76. Катя умерла вчера в 10.30 — звонила Лида. Вечером она зашла, дала мне фотографии и Катины акварели со стихами на обороте. Дала 200 руб. — «Хватит?» — «Хватит». Немного поплачу, но смотреть на мертвую не поеду. Пишу поздравления.
1977 год
2.1.77. Вспоминаю Катю, когда одеваю чулки и когда иду в туалет — она этого уже не делает. Как странно! Я не видала ее давно, не слыхала ее голоса, лишь письма, потому и смерть прошла где-то далеко. Но какая нелепая ассоциация!
10.1.77. Пишу письмо Рыбакову и Лихачеву о заговорах. В Гослите задвигались эпиграммы Пушкина <с илл.> Н. В. с приходом к должности главного художника Клодта.
3.2.77. Кончила читать Апулея. Вначале поразилась очень умелой прозой, вроде Л. Толстой пишет. Разговор распределен прекрасно. Но потом все-таки стилизация. Много аналогий с нашими сказками. Как все непрерывно течет отсюда сюда и дальше.
6.2.77. Книга с картинками буддийских богов. Более непонятного искусства, по-моему, на земле нет. Такая возвышенная религия, вегетарианское питание, йоги и пр., а боги полны сладострастия.
3.8.77. Переписала заново плакун-траву с заговором и монастыри в трех видах. Как-то легче жить.
12.8.77. Страшный сон, как я помирала от дурноты во всем теле, просила повременить с концом, дать мне дописать обложку. Скука до сих пор.
18.8.77. Мы видали, как красивый блаженный слепой бежал на поезд под руку со своей носатой женой в красном. Бежит слепой!
19.8.77. Атомный ледокол «Арктика» достиг Северного полюса. Вот бы отец порадовался. Я вечером читала Катеринин архив, для писателя интересные документы, а мне читать не очень хотелось бедственные письма нашей семьи.
20.8.77. Явился Сазонов из Перми, просидел два часа. Тут же с ходу продиктовали ему статью для «Вечорки» из всех знаемых штампов. Как живут и работают два художника в Абрамцеве. Особенно мастер на это Н. В. Пародия на любую статью в газете, недаром он их читает каждый день. Он живет в доме творчества в Челюскинской (по нашей дороге). Хочет, чтобы я им продала масляные картинки и еще выставку моих работ. А мне некогда.
23.8.77. Ездили в Юрьев Польский. И Н. В. с удовольствием поехал и выдержал дорогу с помощью красоты и пилюль. Эта последняя, может, поездка в волшебное царство, за тридевять земель. Так еще хорошо сохранилось в нем очарование.
25.8.77. Ходили в Барбизон — проститься. Как там красиво. Но почему-то свои пейзажи я не пишу, а только с машины — путешествия.
28.8.77. Беру с собой две масляных картинки и «Москву 44 года». Вчера занималась наколачиванием на подрамник и реставрацией. Доделали делишки дачные и поехали в Москву.
28.9.77. Все вечера усердно читаю об иконах, Грабаря, Муратова, Грищенко, а последние два вечера каталог ГТГ, два тома. Там все красоты, которыми я восхищалась, уже есть. Выходит, что с него надо было начинать, зря я старалась, читала Библию, жития.
5.10.77. Звонила в Дирекцию выставок, сговорилась отправить через них 5 вещей в Болонью.
9.10.77. Читала Ахматову о пушкинской трагедии. С каким удовольствием копается она в бабьих делах! В ДИ нашла интересные страницы — металлические бляшки прикамской чуди — так называемые пермские древности. Собирательство началось с подарка Демидовыми царице коллекции этих золотых блях — Петр I поместил их в свою кунсткамеру. Хорошие снимки, хорошие бляхи. Триединое женское божество, птицы, лоси.
10.10.77. Н. В. наконец-то повезло. Директор велел делать его книгу, но мы скисли, когда увидали эту серию. («Пунин» и др.). Скучное оформление, бесцветное, макет как в издательстве «Наука», даже хуже.
Вечером был Львов. Н. В. передал ему с гримасами свою статью о «Дюрере» Львова. Львову же решили предложить писать предисловие к Н. В., но азарт как-то пропал от серии. Я сказала Л.: «Читала летом „12“ Блока, я не люблю эту вещь, она не его, но она гениальна. А не кажется ли Вам, что Блок так и не стал взрослым, умер гимназистом?» — «Не думал».
13.10.77. Поехали на выставку «Мозаик Равенны» в Музее архитектуры. Все так невероятно прекрасно, новый мир из жестких кусков смальты, боннаровские фигуры, мягкие. Вот это, верно, продолжение античности, «веселая религия»; видимо, всего этого не коснулись «Отцы церкви», иконоборцы. Какое счастье, какая сияющая радость! Христос без усов и бороды, с розовыми губами, прорисованными кармином. Глазища у всех громадные, тени на лице с обеих сторон в цвете. Носы толстые, губы очерчены резко. Одежды уже не драпировка, а какие-то хитоны с каймами. И жемчуга с уборов. Лица портретные, и то, что их видишь нос к носу, а не где-то далеко на потолке, — самое замечательное в этой выставке. Это отличные копии с оригиналов.
И золотые фоны, которые вовсе не делают изображение потусторонними, нереальными, а преспокойно дают «красивое пространство» вокруг фигуры. Похоже на продолжение «фаюмских портретов», но там техника энкаустики, нет вдохновения, а здесь Боннар! Не могу остановиться от восторга.
У меня день рождения 12.10. и юбилей 75 лет, но мне правда некогда заниматься гостями, и я преспокойно юбилей замотала, потому что выставки МОСХ не делает.
22.10.77. Была Н. П. Крупный разговор о распоряжении деньгами из ВААПа, в результате ее истерик я отказалась от ее помощи, уж очень она напористая.
25.10.77. Над. Пав. принесла духи за 50 руб., запах хороший, но тут же исчезает, и флакон открытый — на деньги наплевать, а в дурах быть неприятно.
27.10.77. С утра пошли к Мире. Смотрели телевизор, где среди текущей жизни 1975 года показано, как мне вручают премию, выставка в ГТГ, как я работаю. Это все я еще не видала. Ан. считает, что я вошла в историю.
30.10.77. Играли по радио симфонию Щедрина из «новых» звуков. Не противно, но и не увлекательно.
8.11.77. Когда рисую, уже пишу мысленно карандашом.
10.11.77. Вечер отъела Лия Кудрявцева, ей вынь да положь несколько илл. для ее книжки о художниках в «Малыше», сначала было — Васнецов, Рачев, Маврина. Рачев устроил интермедию, что ему-де неудобно в своем же издательстве. Заменила Чарушиным, ездила в Ленинград, еле набрала сказочных зверей. «Что же Вы меня с покойниками поместили, я помру!» — Она опешила.
11.11.77. Рассказы об убийстве в Абрамцеве Куприяновой, 42 лет. Собаки привели в психдиспансер. Нашли убийцу.
21.11.77. Пришел Мямлин, принес церковный «лубок» — икону на бумаге, от руки раскрашенная гравюра густо и аккуратно, монастырская работа. Сидел, беседовал, от чаю отказался — «Зачем тратить на чай дорогое время». Подарила ему две акварели 40-х годов на ватмане: котеночка, виден маленький табак (сейчас жалко стало) и красную лилию. Дыхание молодое.
22.11.77. Ан. принесла тюбики «парижской сини», но это не берлинская лазурь, и вряд ли заменит ее, типа кобальта.
23.11.77. Вчера лифтерша засекла двух мальчишек, вытаскивающих из нашего почтового ящика бандероль — был это каталог собрания Гольца, но моей картинки не было, зато был чудный Шагал, кистью, синяя, малиновая, контур кое-где — красиво. Надо бы по такой погоде приняться за сказки, но что-то мешает внутри.
25.11.77. Забраковали в «Советском художнике» выбранную картинку — цветы и бюст Вольтера: «Что Вы нас дураками считаете?! Это же на 15 лет позднее написано, а надо для книги ВХУТЕМАС — картинку цветную тех лет». Дала Анимаисе целую папку — пусть сами выбирают. Но и на самом деле, не все ли равно, какого года картинка, я тогда не подписывала и годов не ставила. Времени было охапка, писала — играла. Все, что до войны, — «ВХУТЕМАС». Рисовала по старым карандашным рисункам, пером для удовольствия руки и сердца.
27.11.77. Написала 3 пейзажа. Я вроде грибоедовского «Мельничьего колеса», мелю без устали. Читала «Эдипа» Софокла — вершина до небес.
30.11.77. Карлыч ездил в Академию за материалами. Привез папку ненужных кистей и ненужного фиксатива, бумаги нет. В обязательном порядке, чтобы выполнять план, брать за 120 рублей коробку кистей.
17.12.77. Н.В. купил 10 номеров «Недели» со своей статьей по поводу книжечки Львова о Дюрере.
18.12.77. Отправила в «Детгтиз» гослитовские «Русские сказки», где на авантитуле дали медаль Андерсена. Все остальное — очень грубо-яркое, но все-таки книжечка в руках держится и в магазине быстро исчезла. Тираж 500 000.
22.12.77. Вчера был из Горьковского телевидения молодой режиссер. Он, оказывается, друг Романа Ильина.
23.12.77. История С. Трубецкого и Давании Жадомировской. На эту тему написал роман Ахуджава[13]. Путешествие дилетантов, т. е. неопытных любовников. Роман глуп до неприличия, писанина выспренная. В беседе с редактором дает пространные объяснения, почему он увлекся историей, за основу взял статью, прекрасную, П. Щеголева. Ее дают рядом. Для чего? Посрамить? («Любовь в ровелине», НиЖ № 12,1977).
1978 год
4.1.78. Писала зиму на пьющей бумаге. Красиво получается, но это баловство.
5.1.78. Тамара проговорилась, что мне не хотят делать выставку из-за того, что я и так во славе — ездила в Афины за медалью и пр.
6.1.78. Мы с Анимаисой крупно поговорили о редакторше (стервозной) Бубновой. В защиту Анимаиса излила все свое красноречие, но меня убедить нельзя, я чую, где любят, где нет. Да и есть ли на свете хорошие редактора? Вспомнить историю с Загорском, Городецкой живописью; с конем, когда Алянский велел убрать Победоносца, конь остался пустой. В 1975 году сняли все купола в книге Михельсон. С. И. Нижняя велела убрать няньку Пушкина — некрасивую, и сделать нянюшку: «Я, де, классик, и не смогу стерпеть такого».
8.1.78. Звонила Енишерлову, они отправили заявку с заглавием «Русь моя — жизнь моя». Я предложила своих «Журавлей» — ему было интересно про журавлей; значит, хороший человек. Читаю апокрифическую литературу Тихонравова, М., 1863, по славянски кое-как.
14.1.78. «Лес с проседью» — слова Коро. И еще он сказал: «Глаза сохнут смотреть».
20.1.78. Полседьмого пришла О. О. Р<ойтенберг>, чтобы смотреть живопись. Очень уморила. Но это все же первый человек (после Голлербаха), который восторженно смотрит живопись. Н. В.: «Она гробокопатель, археолог, это та самая вонючая среда, которой мы избегали всю жизнь, как-то терпя по дружбе Костина». Но что делать? Надо думать и о гробах.
29.1.78. Повторяющийся сон. Я еду на автобусе до конца. Выхожу — неведомые пейзажи, горы, река в долине глубокой. На горах церкви разных веков. Иду дальше, но надо возвращаться домой, а куда? Спрашиваю. Указывают довольно безнадежно, иду — тупик, то уличный, то из белого кафеля. Захожу в двери, спрашиваю военных: «Как пройти в Москву?» — «Вон туда идите». Иду. Тупик. После таких снов болит сердце.
Вечером неожиданная радость. Н. В. взял в библиотеке 7 номеров журнала «Искусство» за 1905 год, и я напала на статьи, которые когда-то читала в сарапульской библиотеке, где проводила все дни от нетопленного помещения нашего жилья в пустой школе, на партах. Мейер Грефе о Гогене — великолепно. Ек. Андреева об Оскаре Уайльде — добротно, хорошо. Как тогда содержательно писали!
25.2.78. Смотрю на свои картинки и думаю — а еще-то напишу ли что-нибудь? За эти две недели два раза «помирала» — когда увозили в больницу и когда привозили. Но страшно почему-то не было. Больница — это не скука. Это тупость. Рихтер играл Шопена и Грига. Слушала, но без восторга. Восторги или позади, или впереди.
12.3.78. Снег сияет лимонным светом, когда солнце. В «Огоньке» мой «коллега» Енишерлов разразился дифирамбом Глазунову на БАМе. Как же быть?
22.3.78. Говорила с Костиным. Что плакали обо мне, что они обманно провели вечер юбилейный Малевича в доме художника, о выставке в Горкоме графиков, где картины с Христом, мистического уклона. Народ валом, очереди, корреспонденты.
31.3.78. Голубые лужи, синие дороги в узор. Такая водная весна! Опрокинутые дома, но писать не хочется из-за однообразных прямых домов. Нет игры города с весной. Все отдельно. Вышел очередной номер «ДИ». Сон Веры Павловны — отчет строительства и украшения деревни; два разворота со старыми домами я вырежу.
2.4.78. Написала хороший пейзаж с водой. Хорошо стала, сволочь, писать. Только к чему?
Дневники 1980-е – 1990-е годы годы
1980 год
1.1.80. Год начался хорошо. Написала ответ Полторацкому, вложила и пригласительный билет на выставку к Году ребенка в Музее литературы (Петровка, 28), что собирали две милые девочки — блондинка, почти альбиноска, и брюнетка с нежной фамилией. Я их принимала в зеленом Анимаисином платье и была здорова, а сейчас чуть не каждый день беда с сердцем.
3.1.80. Пошли в лес, встретили соседа — молодой, красивый, ладный, а мы-то такие мешковидные. «С квартиры на квартиру» К. Маковского и ничего не сделаешь.
10.1.80. Сон. Из меня вынули сердце, взяв предварительно расписку, что я на это согласна. Положили на тарелку. Сердце не бьется. Прикладывают иглу с током — сердце стало работать. Я лежу на спине, двигаться нельзя. Руки свободны — порисовать бы. А может, это сон, подумалось с отчаянием — и верно, проснулась.
28.1.80. Читала вчера статью Кибрика покойного о своем творчестве. Место о Филонове. Ну и галиматья же! Прости господи! Та сторона нашей профессии, которая не лезет в мои вхутемасовские глаза и душу. «Жрецы». Сегодня аналогично прочитала в рассказе Гнедича «Беглецы» про художников типа Одилон-Редон, отсюда и Филонов спородился. Такое совпадение — интересно и поучительно. А сейчас с этим Филоновым носятся, как с иконой. Даже Костин. Соскучились по духовности. Дала почитать этот кусок Н. В. — он тех же мыслей.
30.1.80. Из «Лит. газеты» статья про Сальвадора Дали. Какое-то бедствие в искусстве. По всей истории не найдешь такой «духовности» и шарлатанства. 25 лет владеет миром! Наш-то будет послабее.
31.1.80. Прислали договор на «Заячьи тропы», я его весь измарала, а перевод на сберкассу написать не могу — не знаю всех нужных цифр. Бахман прислал план выставок на 1980 год — Маврина вторая с конца в Музее народного искусства. Какой же это месяц? На обложке буклета жеманный мальчик — фарфор XVIII века.
10.2.80. Звонила опять Чага насчет помощи Ольге Г. Я злюсь на новую докуку. Денег не жалко, а помнить все это — жалко себя. Ругаюсь. Какое мне дело до О. Г., не моя она приятельница, хотя когда-то, будучи в Ленинграде, мы у нее жили дня три.
20.2.80. Тонировала окантовку à la Собакевич, тушью, стало лучше, но тяжело. Звонила Лие, завтра хотели приехать с Алексеевым смотреть. Может, получится чеховский подсвечник? Много смертей за эту зиму.
28.2.80. Убрала со стола Лермонтова. Прочитала много. И груб, и нежен, и глуп, и умен, и что-то видит, и что-то понимает. Но, видно, короткий нос и малый рост делали из него «Байрона», а может, и просто молодость. «Демон» написан прекрасно, я такой поэмы не читала, даже у Байрона, которого знаю, конечно, плохо.
11.3.80. Сиянье и мороз. Звонили, что «Стеклянный пруд» получил Золотую медаль ВДНХ, но я не могу подъехать. Звонила об этом Либет и в типографию. Делаю обложку для «Петушка».
18.3.80. Небо дымное. Звонила Ганкина — им не хватает для книжки Н. А. Д. 3-х цветных картинок. Звоню Н. А. — привезем в четверг, после 6-ти, она грустным голосом: «Теперь мне все равно когда, я одна».
23.3.80. Читаю в Н. М. № 3 статью Лихачева о «русском», попадаются интересные места на общем довольно сентиментальном русофильском фоне, но это сейчас при общих ужасах тоже приятно. Жалко, что у него на душе «Слово» и «Глазунов». Маниловщина, но приятно.
17.4.80. Ан. принесла показать, что из себя будет представлять обложка книжки Н. А. Д. Аникст захотел по картинкам белый рубленный шрифт, толстый и мерзкий. Формат огромный. Как плакат времен Родченко. Спорить нельзя. Их главный художник. Откуда?
18.4.80. Звоню Аниксту. Пришел в 6 часов. Отбирали новый букет для обложки. Вроде бы и подружились. Есть в нем что-то еврейско-польское, но гонора не обнаружилось. Я все предоставляла ему, заранее наметив, что бы мне хотелось. Влезла и в макет, надоумив разворотами. Посоветовала учиться в Лен. биб-ке на старых книгах. Серп месяца второй день. Анимаиса и буря в стакане воды. Но все равно очень хороший неутомительный вечер.
20.4.80. Доращивала для Аникста букет с ромашками. Он пришел, принес свое сокровище «Подмосковье» и три тюльпана. Восхитился моим листом и забрал его. Пошла пощупать погоду.
25.4.80. Написала букет с фоном из бутылки и неба — остров Буян, звезды, пряха в тереме — заговор какой-то получился. Ну и ладно, пусть будет заговор на опухоль на среднем пальце — так и написала «заговор», а завтра припишу — «на средний палец».
26.5.80. Ходят к нам всякие люди — начиная с зубника и кончая девицей-цыпочкой грезовской из газеты «Советская Россия». Написала вчера портрет Иры Гришиной из «Лит. газеты». Анимаиса уехала в Дрезден закрывать выставку.
2.6.80. Горе переезда на дачу миновало, можно сидеть, поджав ноги и писать этот дневник. Получила еще в Москве письмо и книжку Елисеева «Родной город» про Нижний. Стала ее читать и стало мне тоскливо, и фотографии ранят память.
16.7.80. Умер Каплан. Анимаиса чуть не плачет, но я отвела разговор, чтобы не сообщать Н. В. эту печальную новость.
22.9.80. Закончила журавлей с тополем. Получилось коврово. Серое небо в узорах. Звонила Пистунова, заказ писать о Блоке. Название я придумала еще раньше — «Гуси, лебеди да журавли». Предлагаю его и для альбома, но Митрофанова вчера не стала со мной разговаривать — занята. Рассказ о коллекционере Арумяне. Звоню Костину: «Каков?» — «Хороший, вчера у него был».
17.10.80. С утра был туман. С Ан. идем на выставку Ларионова в ГТГ. Встречи. Буторина во дворе, Роттенберг в залах, Люда Уразова, Каменский. Ларионову отвели 4 зала. Хлопоты о выставке во Львове, в Киеве и еще у черта на куличках. К вечеру оранжевый ломоть луны среди деревьев.
5.11.80. Написала наконец-то хороший пейзаж с пухлой рекой Истрой, изорвала старый. Что никак не получался чуть не месяц. Вчера еще начала разборку для «13». Написала даже текст.
8.11.80. Пистунова принесла 20 экз. с моей статьей «Гуси, лебеди да журавли» — хвалят все, даже Лесневский. Н. В. читал о «13», одобрил. Надо все же смягчить про Надежду К., ведь ее муж прислал из Ташкента слезное письмо «Умерла моя Надя».
10.11.80. Голубой день с тучами. Переписывала о «13» — что-то скучно получается, когда все сгладишь! Придумала формулу: «С моцартианским отношением к жизни и живописи». Вставила в статью о «13». Над. Пав. плохая, как бы не свалилась.
24.11.80. Читаю «Жизнь Мопассана». Мне кажется, Мопассан интереснее Толстого, не говоря уже о Достоевском, которого я, видимо, не терплю.
4.12.80. Звонят желающие отмечать юбилей Н.В. и все хотят прийти, но именно этого-то мы и не хотели. В 9 ч. месса Шуберта.
1981 год
3.1.81. Новый год был на воде, и так две недели. Лишь вчера выпал к вечеру снежок. В результате моей активности утвердили заглавие «Дорога к Блоку» в «Московском рабочем.» Эта эпистолярия ведь вроде заговоров иногда действует.
7.1.81. Газета из Киева, о выставке маленькая статейка, о народности. О живописи никто не пишет. Надоели мне выставки. Привязываются дать работы на юбилей ВХУТЕМАСа. Обещала Костину и упаковала. Но на звонок бойкой старушки (у меня преклонные лета) ответила отказом.
19.1.81. Манин мне сказал по телефону, что Архит. музея директор против моей выставки в их доме. Все это мне уже надоело достаточно. Надо чем-то заняться поинтереснее, пока еще ноги носят.
23.1.81. Получила от «Злато перо» каталог с рисунками к Блоку. Очень уж ловкий, без заусенцев.
3.2.81. День серый и теплый. 2 пейзажа с черными елками, делаю их мастихином масляной краской берлинской лазури.
6.2.81. Читаю рассказы Нагибина, хорошие, но уж очень длинные и охота пропадает. Он за правду, за жалость. Война, беда и пр.
15.2.81. Заботы о пенсии гнетут. Была Ел. Мих. из Горьковского музея и всем восхищалась. Принесла 3 рисунка пером с размывкой с кроватным содержанием — титьки, ночной горшок и пр. Милашевский — <пришел на ум> первым, а потом, по вялости рук и профилей — Даран. На нем и остановились.
17.2.81. У солнца были уши. А когда я стала смотреть, после солнца на снег — малиновое пятно очень яркое; закрыла глаза — на красном зеленые пятна. Потом малиновые шары были везде — на снегу, на небе, на березах, потом ослабело и прошло.
23.2.81. Вчера и позавчера читала Шекспира «Гамлета» и «Короля Лира». «Король Лир» интереснее. Раскрытая душа нации, черствой, злой, очень жестокой, и тетки-ведьмы. Такая, наверное, и сейчас ихняя Тэтчер-премьер. Таких махровых злыдней в других народах, пожалуй, и не сыщешь. Сразу две.
15.3.81. Читаю Н. А. Дмитриеву про Ван Гога. Мысленно спорю с ней, когда ее уводит искусствоведческая необходимость обращаться к «Достоевскому» — психологизму. Была Анимаиса на журфиксе у Аникста. Просторная квартира, убранная старинной мебелью и старыми гравюрами. Мысли о юбилее Померанцова, о телеграмме в «Диафильм», которому 50 лет.
18.3.81. Вчера звонили из Арх. муз. Балдин назначил мне встречу. Встретили меня интеллигентно, директор коренастый, силы не понадобились, все отнеслись очень хорошо к моей затее.
21.3.81. Написала двойной портрет: Лия с дочкой Катей. Прилетели грачи.
25.3.81. Вручение ордена Н. В. Были Иванов, Курочкина и Верейский. Сидели часа полтора, довольные друг другом.
27.3.81. Блоковский альбом двинулся, редакторша правит по телефону, я терплю все, корабль поплыл.
10.4.81. С утра идут поздравления Н. В. со «званием». О чем прочитано в нашей газетке. «Зайцы» получили 1-й диплом по РСФСР и СССР, о чем я и сообщила кому смогла.
23.4.81. Вчера получила от О. Верейского хорошее письмо о «Путях-дорогах». Я давно не получала столь приятного письма, товарищеского, от своего же москвича. Не комплименты.
25.4.81. Бесцветный холодный день. Написала коней и Пророка, очень сочно получается нашими красками акварель. Прочитала вчера статью Н. В. в «Лит. Рос.», что-то мне показалась путаной и скучной. Вспоминать нельзя в нормальном состоянии, надо чем-то опьяняться. Еремин заказал мне статью о чем-нибудь. Очень не хочется отрываться от писания ненужных картинок для нужного дела. С Либет ничего пока не выясняется — «Журавли» не летят. За последние дни встречаются на улице очень толстые, полуторные тетки, как только их ноги носят?
1.5.81. Получила из ВААПа предложение подписать договор с Венгрией на издание «Стеклянного пруда». Раздражающая меня формула — Ю. Коваль, иллюстрации Мавриной. А книжка-то вся моя, даже рассказы он пересказал с моих заготовок, но с этими законами первенства писателя в книге ничего не сделаешь. Маврина иллюстрирует Коваля! А отказаться от «Журавлей»? Я не смогу, очень их люблю.
19.5.81. Читаю о А. Белом в «Вопросах литературы» и вспоминаю, как я читала его еще гимназисткой. «Ольга Орк». В основном половой вопрос. Были ее подражатели в лице моей двоюродной сестры Бэтки. Она сидела, закутавшись в черный газ, и ела медовые ярмарочные Вяземские пряники. Снимала она тогда уже комнату в Нижнем, училась запоздало в прогимназии. От нас уже переехала. Ее отец, дядя Володя, пока был жив, ничему ее не учил, женился на деревенской бабе Васене с сыном-разбойником Митькой или Ванькой, хотел, чтобы и дочь была крестьянкой. А сам он был сельский врач. На двери пахучего травами их дома в Отводном он написал маслом ирландского рыжего сеттера. И дома было сказочно, и пахло дивно, и не было жарко летом. Бэтка, оставшись одна, боялась загорать, носила соломенную шляпу с оторванным верхом, распускала по полям волосы, чтобы высветливались. Были у нее деньги и где-то покос. В революцию она вышла замуж за художника, счастлива не была. «Умерла моя Лиза», — писал лет пять назад ее муж.
1.6.81. Из Ю. Трифонова: «Жизнь — постепенная пропажа ошеломительного».
2.6.81. Сделали на Льве свой большой любимый круг по Угличскому шоссе, вернулись через Загорск. Очень много рисовала от жадности, наконец-то дорвалась до хорошего ви́дения, несмотря на сушь было лазоревое небо.
9.6.81. Была Анимаиса, красивая, новости: Аникст ломает макет моей книжки — хочет убрать все рисунки и фото, говорит, что пестро получилось. Плохой был макет, но выкидывать нет смысла, лучше не будет. Так и решили отбивать старый. Директор и редактор Бубнова — за.
26.6.81. Придумала к пейзажу с синим цветком приписать три черные бабочки, их там было много — свежих перламутровок или ленточников, уже забыла точное название.
3.7.81. Кончила с облегчением читать А. Цветаеву. Интересна только последняя глава, Елабуга, смерть Марины. Все остальное отдает Чарской. Конец Марины нехорош. Жизнь кончила сама в 48 лет, что-то осилило ее мужество.
5.7.81. У калитки — румяная от жары Лия Кудрявцева — по делу. Пришлось два часа вести беседу. Статью, заказанную Полторацкому (он с радостью согласился), редакция забраковала, и поручили Лиле, что она и делает довольная, что без нее не обошлись. Я в дурацком положении. Издательство довольно странное и неразгаданное до конца.
9.7.81. Докончила с бабочкой перламутровой. Я решила этим летом писать букеты с бабочками, жуками и, может, даже с птицами. На столе в саду такой пир идет — прилетает сойка, ее гонят зяблики. Прилетает хромая сорока. Ее прогнала белка. Они некоторое время состязались в мужестве, но белка «своя» — взяла свое.
14.7.81. Пишу жару на кобальте — получается некоторое бешенство глаза, которому надоел голубец. А может, кто-то, кто будет смотреть, увидит в этих голубых пейзажах любовь — любовь только к краскам: голубой, синей, зеленой и контрастной им желтой.
26.7.81. Ездили втроем. Пересекли талдомскую дорогу, через милицейский пост поехали в дальний лес. И назвала я эту поездку «мастер леса» — так отрекомендовался лесник в очках на мотоцикле. Повел нас в заповедный лес, где полно малины и цветов, все зеленое, душистое, настоящее.
30.7.81. Умер С. Л. Львов.
2.8.81. Доехали до Волги. Волга показалась в густых ультрамаринах. Ходила по воде босиком. Много зарисовала пейзажей (31).
18.8.81. С утра жгла гору добрых пожеланий и поздравлений, жгла людские чувства, потому что поздравленья в большинстве своем от души.
9.9.81. Готовила вчера платье — все-таки собралась на выставку Москва-Париж. Выставка — редкий сумбур, как после катастрофы, собрали кой-что и кой-как развесили, соблюдая правила неписаные, непонятные, а может, ничего не соблюдая. Выставка не для художников, среди картин уголки интерьеров с манекенами, очень безвкусно, не заставляет остановиться. Полотна художников в разных местах, выделяется, как ни странно, портрет Репина сановника и Машкова портрет и поднос-вывеска «Плоды-ягоды». Не устала, но как-то надоело смотреть и выискивать что-нибудь хорошее. Третий вечер в легких сумерках галдят грачи, голоса у них грубые.
21.9.81. Писала пейзажи и букет с ангелом и лопухом. Это уже второй такой. Надо еще написать с тремя ангелами. Деревья желтеют с каждым днем.
27.9.81. В духоте — сон. Пришел доктор в виде Романа Ильина и говорит — Н. В. мертв, а я сижу рядом и беззвучно говорю — жив, жив. Это, видно, сидела моя душа, а тело лежало. Я несколько раз заходила его проведать, может, это и было причиной такого сна.
30.9.81. Привезли 10 «Панорам» с Кузнецкого моста. Очень плохо напечатано и предательски сокращены все острые углы в моей статье «Десятая муза». Рисунков много.
13.10.81. Сильный дождь. Улучшаю цвета на картинках от вчера подсмотренных листьев.
21.10.81. Приехал автобус из ГТГ с реставраторами, длинная дева в красном и Игорек, что заклеивал и упаковывал, скептический, ловкий и с самомнением большим. Нашу икону хотят выставить в залах, так пришлась по вкусу. И верно, она царственная, и должна висеть с отходом, у нас же спасалась за дверью у Н. В. Об остальном как-то договорились. Срисовывала, до увоза, ангелов и плач с «Не рыдай». Может, напишу с цветами — как хочется опять писать! Но надо делать «Журавлей».
23.10.81. Пришел фотограф, принес оригиналы, слайды. Фото, теперь все готово для «Малыша». Дописала на радостях букет с Предтечей с крыльями, что не всегда бывает, вроде ангела. Прямые линии иконы делают весь лист сильным. Гуляла поздно. Платан стал зелено-фиолетовый. Сорвала лист.
24.10.81. Вряд ли есть речка красивее Истры? Писала ее сто раз, все мало. Читаю Ахматову о Пушкине. Какая вредная дама!
27.10.81. Написала каштановый лист на иконе Ильи Пророка, что придумала вчера и нарисовала. Сегодня провела красками — получилось что-то необычное для меня.
9.11.81. У Анимаисы умер Григорий Петрович. Пишу ей в утешение букет из вчерашних папортников с двумя ангелами с иконы «Не рыдай», что мы подарили в ГТГ Королев даже расчувствовался, поздравил с праздником по телефону: «Это сенсация у нас, все в восторге, поместим в экспозицию».
Хорош зеленый цвет для папортников от зеленой земли плюс стронциановая желтая. Желтый лист с волнистыми краями на глазах зеленел, и я ему добавляла зеленого. Ходили гулять до конца города, по небу неслись сизо-серые тучи. Где-то розовые просветы. Волшебный день.
1982 год
2.1.82. Ездили гулять на Льве, ездил с нами пес. Песий год, я пса кормила сыром. Вчера Юрочка сказал, что на фабрике печатают Маврину, а что именно, он не знает. Если Блоковский альбом, то я очень рада. Тишина в лесу и в поле. Слышно, как течет кровь в висках, да еще свои шаги.
18.1.82. После 3-х пришла Лена Жукова из ГТГ проверять, не мой ли рисунок. Оказался не мой, хотя на обороте моей рукой написано какое-то слово (забыла) и 46. Похоже. Но рисунок неинтересный, думать о нем не стоит. Лена много всего нарассказала. Говорили о завещании всего в ГТГ. Гулять пошли уже на закате. Читаю в тишине вечером старые дневники.
21.1.82. Закончила «зимний день» — что-то уж больно легко стала писать зиму. Даже страшно. Но кончается бумага, и сегодня пробую новую, с той же маркой французской, но качество совсем другое. Еле принимает краску, никакого не доставляя при этом удовольствия. Вечером на этой негодной для акварели бумаге рисовала Торжок. Вот тушь на ней идет хорошо. Не знаю, чем я больше огорчена — потерей ли зубов или концом бумаги и упоительного писания пейзажей ежедневно. Зима — это что-то особое наше и любимое.
22.1.82. Читать Бунина уже поднадоедает. Очень много грусти, обиды, отчаяния. Спросила Н. В. — было ли у него такое в юности? — было. У меня, судя по сохранившимся дневникам, — тоже было. Болезнь возраста? Или это обычное состояние человека, когда он не работает? Вчера был ветер и был зеленый закат, а сегодня тихо и серо.
3.2.82. Еще пишу немного пейзажи, но «Журавли» заполняют весь день с утра до вечера.
5.2.82. Читаю лекцию Флоренского в журнале «ДИ» № 1, 1982. То, что когда-то, может, и слушала, а может, тема была совсем другая. В памяти осталось лишь — что такое четвертое измерение? Это выверните перчатку наизнанку — то, что было внутри, уйдет в бесконечность, а бесконечность поместится в ней.
2.3.82. Читала о полете нашей станции на Венеру. Чудеса несусветные. И понять не могу.
15.3.82. Смотрела на грачей в бинокль. Закончила «Иней». По вечерам подготовляла для переплета интересные дни. Наш лифтер обрил усы и потерял свой гонор. Отобрали оттиски для выставки «Сказка» в память Чуковского в профсоюзной организации.
16.3.82. «Сказки» в беде. Нет бумаги № 1 меловки. Звонки пока бесполезные.
26.3.82. Звонок из Архитектурного музея — отказали им в каталоге в Союзе художников. Начала всем звонить и звонила целый день, что не помешало мне написать солнце и нарисовать старое Рогачево.
9.4.82. Вечером были две девицы из Саратовского музея и так надоели мне своими приставаниями, что я им отдала одно масло (Букет) и три больших темперы.
16.4.82. Без солнца жить было приятно, написала пейзажи от 18.3.82, закончила «Дом» и «Желтые цветы с ангелом» (с иконы Никиты). Начала Анимаисины первоцветы голубые в белой пузатой вазочке с деталями той же иконы.
23.4.82. Троица на «Никите» очень интересно решена смелой рукой, индивидуальной при том. Таких задов у ангелов нигде не встретишь, и вся она так блестяще расцвечена, стоит сейчас прямо на виду. На нее я равняла «первоцветы голубые». Получилось так же ярко, кажется. Я ею довольна. Посмотрю спустя время, даже возьму с собой на дачу. То все писала сдержанные пейзажи, а сейчас пошли ангелы с цветами.
12.5.82. Очень тепло, даже делать ничего нельзя. Кой-как закончила крокусы на «Рождестве». Пишу для «Пионерской правды» о Пушкине. Вычитываю из старых статей. Что нового прибавить? Я Пушкиным сейчас не занята. Появился опять Блок. Звонила Гал. Алексеевна — пришли гранки. Говорит, как будет готов макет, типография выделит бумагу, которой нет.
14.5.82. Дописала наконец «Нарциссы» — меняла красный, и зеленый, и синий несколько раз. Кажется, получилось, но крупноформатно, посмотрим еще днем. Пришли к Н. В. из «Лит. России» двое никчемушей, которые даже не ахнули на наши стены. Алеше очень хотелось показать свой диафильм о рисунках Н. В., но надо затемнение. Я сумела пресечь это мальчишеское покушение на наше время.
_______________________________
13 Т. А. Маврина так называет Булата Окуджаву
|