Н. В. Кузьмин — иллюстратор рассказа Н. С. Лескова «Левша»
VI класс
Есипенко Галина Николаевна, учитель литературы средней школы № 1,
город Сердобск, Пензенской области
На этом уроке я стремилась помочь школьникам постичь дух лесковского сказа, приобщить их к творчеству Николая Васильевича Кузьмина, по выражению К. И. Чуковского «самого литературного из всех наших графиков», прекрасного писателя, у которого «каждое слово хоть в рамку вставляй».
Впереди уроки по «Горю от ума», «Евгению Онегину», «Маскараду», Козьме Пруткову, на которых без иллюстраций Н. В. Кузьмина просто не обойтись.
Так что этот урок — первая ступенька в постижении искусства иллюстрации Кузьмина и искусства иллюстрации как таковой.
Воспитывая «родиночувствие» (М. Цветаева), никак нельзя пройти мимо того факта, что Н. В. Кузьмин — наш земляк, сердобчанин.
Кстати, Лесков также связан с Пензенщиной, годы, проведенные в нашей губернии, он считал «лучшим временем» своей жизни.
Здесь, в Сердобске, Кузьмин родился, формировался как художник, черпал материал для автобиографической повести «Круг царя Соломона» и рассказа «Наши с Федей ночные полеты».
Здесь живет семья его брата.
Георгий Васильевич Кузьмин, ныне покойный, был завучем технического училища, его жена Нина Сергеевна, преподаватель словесности — директором школы.
В 60-е годы мне посчастливилось учиться у того и другого педагога.
Человек высокой культуры, русский интеллигент, умевший быть благодарным, Н. В. Кузьмин не порывал связей со своим родным городом, а город — с ним: в местном краеведческом музее работает кузьминский зал, в нем много книг с дарственной надписью автора.
Провинциальный Сердобск не воспринимался художником как «сонное и темное царство».
«Мой родной город, — писал Кузьмин, — никак не казался мне таким медвежьим углом: сквозняки истории доносили и к нам свежий воздух нового».
В сердобской деревне Куракино «царствовал» «бриллиантовый князь» Куракин.
В Мещерском жил опальный Вяземский.
На кладбище Сердобска похоронен Василий Слепцов, писатель-демократ, автор «Трудного времени».
В Сапожках покоится изобретатель «русской свечи» П. Н. Яблочков.
Соседнее Кромщино — место действия в очерке Короленко «В успокоенной деревне».
Данный урок вкупе с другим — по книге Н. В. Кузьмина «Круг царя Соломона» — я проводила по программе литературного краеведения, но думаю, что материал можно использовать на уроке в VI классе по творчеству Лескова.
Выбор формы урока — диалог с художником объясняется самим материалом.
В основу его положено письмо Н. В. Кузьмина о работе над рассказом «Левша», книга «Штрих и слово», автобиографическая повесть «Круг царя Соломона».
Там, где возможно, в сценарии урока сохранена прямая речь художника.
Готовясь к уроку и на уроке дети работали с наиболее доступным текстом «Левши» с черно-белыми иллюстрациями Н. В. Кузьмина, Москва, Детская литература, 1987 год, учитель же демонстрировал цветные иллюстрации.
К уроку шестиклассники должны были продумать вопросы для диалога с художником и рассказать об одном из кузьминских рисунков, к главам второй, тринадцатой, шестнадцатой.
Были и индивидуальные задания: подготовить рассказ о полиграфическом исполнении книги, подобрать из рассказа Лескова цитаты к кузьминскому циклу.
Основная тяжесть подготовки к уроку падала на плечи ученика-«художника».
Это может быть старшеклассник, в моем уроке — восьмиклассник из колледжа.
С помощью учителя он отвечал на собранные заранее вопросы учащихся, формулировал задания для читателей.
Обязательное условие его подготовки — интерес к живописи, общая эрудиция, умение вести диалог, отвечать на некоторые вопросы приходилось и без подготовки, а также знакомство с письмом Н. В. Кузьмина тулякам и его книгой «Круг царя Соломона».
Оформление урока.
Портрет Н. В. Кузьмина, под ним даты жизни художника, 1890–1987.
На доске эпиграфы: «Лескова я читал и чтил давно» (Н. В. Кузьмин); «Колдовская сила искусства! Что мы о ней знаем?» (Н. В. Кузьмин); «А в окрестностях города куда ни пойдешь — всюду родники» (Н. В. Кузьмин).
К уроку была подготовлена выставка книг Кузьмина как писателя и иллюстратора: Пистунова А. «Прикасаясь к книге», Москва, 1973 год; Кузьмин Н. В. «Круг царя Соломона», Москва 1970 год; Кузьмин Н. В. «Штрих и слово», Москва 1967 год; Кузьмин Н. В. «Давно и недавно», Москва, 1982 год.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проведем урок несколько необычно.
Мы вообразим, что встретились с нашим земляком, членом-корреспондентом Академии художеств СССР, заслуженным деятелем искусств РСФСР, народным художником России, прославленным мастером книжной графики Николаем Васильевичем Кузьминым.
Наша встреча посвящена работе художника над иллюстрациями к рассказу «Левша».
В роли художника выступит сегодня ваш старший товарищ — восьмиклассник Константин Р.
Это не случайно.
Костя увлекается живописью, сам неплохо рисует.
Чтобы выступить перед вами, Костя много читал, в частности — книгу о детстве и юности художника «Круг царя Соломона», а также письмо художника о своей работе над рассказом «Левша».
Прежде чем предоставить слово нашему гостю, я попросила бы одного из вас рассказать об искусстве иллюстрации книги.
В книге «Штрих и слово» Н. В. Кузьмин говорит о труднейших задачах, которые стоят перед иллюстратором во время работы:
«У каждого художника свой путь в искусстве, но иллюстратора отличает в особенности многообразная нагрузка памяти.
Он имеет дело с литературой разных времен, и от него требуется постижение духа литературного произведения и той эпохи, в которой живут и действуют герои.
Иллюстратор обязан держать в памяти уйму вещей.
Он должен помнить, в какие платья одевалась, какую прическу носила и на каких креслах сидела Татьяна Ларина, в каких палатах жил и на какой кровати спал храбрый царь Додон, он должен знать, как запрягается русская тройка...
Он должен заприметить, как отражаются на человеческом лице и в жестах радость и горе, боль и отчаяние, великодушие и скупость, ибо ему придется передавать душевные движения литературных героев.
Все эти заготовки накапливаются в кладовой памяти всю жизнь.
Недаром память — Мнемозина — считалась у греков матерью всех девяти муз».
Немаловажную роль в оформлении книги играют титул, фронтиспис, форзац, переплет, суперобложка.
ТИТУЛ (латинское) — заглавие книги.
Первая страница книги, на которой помещены заглавие, имя автора, год и место издания.
ФРОНТИСПИС (французское из латинского) — рисунок или портрет, помещаемые слева от титульного листа книги.
ФОРЗАЦ (немецкое) — двойной лист бумаги соединяющий крышку переплета с самой книгой.
ПЕРЕПЛЕТ — твердое покрытие книги, в которое заключают книгу.
СУПЕРОБЛОЖКА (латинское) — бумажная обложка, в которой заключен переплет книги.
Слова выписаны на доске.
Ученик держит книгу «Круг царя Соломона», сопровождая объяснение каждого термина показом.
Выступление старшеклассника в роли Н. В. Кузьмина.
«Я большой поклонник творчества Лескова.
Меня привлекал его самобытный талант, его язык — образный, красочный, необычно точный.
«Лескова я читал и чтил давно», но обратился к нему только в последний год войны, сделав рисунки к «Железной воле», и, позже — к «Очарованному страннику».
(Прс
Над «Сказом о тульском косом Левше и стальной блохе» я стал работать в 50-е годы.
«За плечами у меня пятьдесят лет работы на этом поприще.
Рисунки к сказу... я делал более четырех лет и в процессе работы буквально каждый рисунок обдумывал и переделывал десятки раз, о чем свидетельствуют горы эскизов, которые у меня сохранились.
Я был знаком с сыном писателя — Андреем Николаевичем.
Он был «одного леса медведь со своим батюшкой» — неукротимый, талантливый, обладал красочной отцовской речью.
Мы подружились.
Я возил ему в Ленинград свои эскизы, советовался с ним, он одобрил мои рисунки.
К сожалению, Лесков-младший умер в 1953 году, так и не увидев иллюстрированной мною книги.
Скажу также об общем стиле иллюстраций — он, разумеется, диктовался самим складом данного литературного произведения.
Это не достоверная хроника, а род сказки, легенды, со всякими умышленными несообразностями, вроде того, например: «в Лондон Левша едет сухим путем, а обратно через «Твердиземное море».
В соответствии со своеобразием стиля и языка Лескова «императоры Александр и Николай и атаман Платов даны не в исторической достоверности, а в шаржированных образах, только так их можно было дать.
Образ Левши дан в другом ключе — в лирическом.
Анекдот рядом с трагедией, карикатура с лирикой соседствуют в моих рисунках, как и в лесковском оригинале.
Весь цикл служит главной цели — рассказать о душе, жизни, творчестве человека из народа, за которым вся народная Россия.
Нередко, рассматривая мои рисунки, читатели говорят: «Как все просто!»
Мне хотелось бы возразить пословицей: «Будет и просто, когда сделаешь раз по сто». ,/p>
«Для художника очень важно услышать, как читатели воспринимают его рисунки».
УЧИТЕЛЬ.
Вспомним иллюстрации Николая Васильевича к «Левше».
Какие эпизоды привлекали художника?
Какие подписи к этим рисункам можно сделать?
Проверка индивидуальных заданий.
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ.
Иллюстрации Кузьмина к главе второй рассказа «Левша».
— Вся группа персонажей нарисована в тонах сатирической иронии.
Кузьмин изображает напыщенных, самовлюбленных англичан из высшего света, одетых во фраки и «тужурные жилеты».
Они хвалятся «пистолей неизвестного, неподражаемого мастерства»
В сытых, чванливых лицах англичан есть угадываемое сходство с олиной и свиной мордой.
Особенно смешон генерал, что стоит сзади Платова.
Он держит за спиной головной убор с плюмажем и всей своей выспренной позой напоминает петуха.
Сходство с петухом добавляют и бакенбарды, и взбитые подобно петушиному гребню волосы.
— Справа изображен в профиль «плешивый щеголь», император Александр I, самим ахающий по поводу заморской новинки.
Он также дан шаржированно.
Его лицо расплылось в умилительной, сладкой улыбке, морщины лица собраны в кулачок.
Плешивая голова непропорционально мала.
— Деловито раскручивает невозмутимый атаман Платов ружейной отверткой замок «заморской пистоли», на которой через мгновение все увидят надпись: «Иван Москвин во граде Туле».
Все симпатии зрителей на стороне Платова, который англичан оконфузил, а русского мастера «на точку вида поставил». ,/p>
Рисунок соответствует букве и духу лесковского сказа.
Иллюстрация Кузьмина к главе тринадцатой.
— Вытянувшись по стойке «смирно», стоят в ряд русские вельможи генералы, держа равнение на императора.
Карикатурны их фигуры, позы и лица.
Сколько разнообразных типов!
Расплывшиеся и поджарые фигуры, развернутые и втянутые плечи, выпяченные и впалые животы, прямые и кривые ноги.
И у всех царедворцев тупые, подобострастные, безжизненные лица!
Духовные мертвецы!
Один из чиновников, что ближе к Левше, с лягушачьими ногами, с руками, скрещенными на груди как у покойника.
Рядом с ним стоят другие уродцы, не менее отвратительные внешне и внутренне.
Такими зримо увидел Кузьмин царедворцев, развивлесковские образы. ,/p.
— Высокие, выше колен, сапоги со шпорами, за ними упитанные ножищи в белых лосинах, поджимаемый живот и выпяченная грудь, составляющие единое колесо, расшитые золотом эполеты и высокий ворот и уже как последняя деталь такого сооружения — маленькая головка с тощим коком и вытаращенными глазами — это Николай I.
На другом рисунке к этой главе Кузьмин изобразил лицо Николая крупным планом.
Раскрытый в хохоте самодовольный рот, раздвоенный, взбитый кок словно рог черта с лубочных картинок — таким увидел художник императора из рассказа Лескова.
— Но вернемся к первой иллюстрации.
Рядом с Николаем, вытянув по швам руки, дородный, усатый казак Платов с сабей на боку.
Темляк ее свисает как кнут.
А в центре Левша, в «злом виде», неубранный, перед государем стоит.
Естественно, полна внутреннего достоинства его поза.
С любовью рисует художник его внешность — молодой, невысокий, прямые волосы словно ржаная солома, симпатичное лицо, курносый нос, редкая юношеская бороденка.
На нем ситцевая рубаха-косоворотка и порты, армяк и картуз в руке.
«В опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается», но ничего, не конфузится.
Художник дал не карикатурный, а естественный образ народного самородка-мастера.
Трогательная лиричность, свойственная лесковскому Левше, передана художником удивительно верно.
Иллюстрации Кузьмина к главе шестнадцатой.
— Особым лиризмом отличается рисунок к XVI-й главе.
Сидит на палубе на дорожном сундучке Левша в «байковом пальто» — но без «аглицкой ветряной нахлобучки», а в русском картузе.
В английском пальто — русский человек, с русской нежной душой.
Подпер правой рукой голову, смотрит вдаль и думает: «Где наша Россия?»
Никакой карикатурности, шаржирования!
Это русский человек вдумчивой мысли, нежной души и мечтатель.
Тоска по Родине, утверждает Кузьмин, неотъемлемое чувство, свойственное русскому человеку любого сословия.
Скрытая в сказке лиричность образа Левши передана художником мастерски.
Вопросы учеников и ответы старшеклассника в роли Кузьмина.
— Почему на обложке книги среди всех персонажей Левша расположен внизу?
— Я отвечу вам словами К. И. Чуковского.
Он писал мне по поводу «Левши»: «Вы обнажили ее, книги, главную тему: насилие, совершаемое мерзавцами, тупицами и хамами, над талантом, над интеллектом, над Гением.
Как топчут великих людей сапожищами...»
Хотелось бы уточнить: Левша не только внизу, но и в центре.
— Почему на титульном листе изображены именно Платов и Левша?
— «Умение ставить вопросы есть первый признак ума», — говорил немецкий философ Кант.
Хороший вопрос.
Платов воплощает воинскую славу, Левша — трудовую.
Именно на них держится Россия.
— Известно, что Левша у Лескова косой.
Я заметил, что на ваших рисунках Левша чаще всего изображен в профиль.
Когда вы изображаете Левшу анфас, то не подчеркиваете этой особенности.
Почему?
— У писателя он рисуется симпатичным, скромным, но знающим себе цену мастером, с чувством собственного достоинства.
Нужно ли изображать его непременно косоглазым?
Если подчеркнуть косоглазие Левши, то получится уродливый облик с жуликоватым бегающим взглядом
Поэтому, чтобы сохранить симпатичный облик Левши, пришлось отказаться от этой портретной детали.
Заметили ли вы, кстати, что только у одного Левши естественный, живой цвет лица?
Приглядный, статный, симпатичный, веселый этот Левша, и он мне очень дорог.
— С кого вы рисовали своего Левшу?
— «Для поисков прототипа Левши вовсе не обязательно искать его только в Туле среди оружейников.
Наша страна богата народными умельцами — Кулибиными и Ползуновыми, и я за свою жизнь не раз встречал людей, могущих послужить прототипами для лесковского героя...
Это и модельщик Путиловского завода Васин — мастер золотые руки и человек редкой скромности, вылитый Левша.
Наконец, мой родной город Сердобск Пензенской области известен своим часовым заводом, и жив там до сих пор старый рабочий А. Эсаулов, великий мастер на всякую затейливую механику».
В Левше отразились черты всех умельцев, с которыми меня сводила судьба.
— Отразились ли сердобские впечатления в ваших иллюстрациях?
— Конечно.
Мои родители были портными.
Я вспоминал отцовский каток с тщательно разложенными инструментами, когда рисовал рабочее место трех мастеров, подковавших блоху.
«Это не верстак, сколоченный из грубых досок, заваленных всевозможными инструментами и хламом.
По моему разумению, такая мелкая и тонкая работа требовала оборудования, более похожего на рабочий стол часовых дел мастеров, по возможности и не заваленного и не захламленного, иначе никаких подков для блохи не найдешь».
— Нередко говорят, что, живя в глухой провинции, нельзя развить в себе художественный вкус.
Вы согласны с этим?
— Нет.
Талантливые люди живут всюду.
Моя бабка была кружевницей.
Мать — портнихой, обладавшей хорошим вкусом.
Не только они прививали вкус к прекрасному.
Я с благодарностью вспоминаю учителя словесности Ждановича, влюбленного в литературу.
И куракинский дворец, и книги, и языковое золото горожан — все воспитывало вкус.
Я много читал, любил природу: реки, деревья, травы, родники.
Обо всем этом я писал в книге «Круг царя Соломона».
Как ответ на вопрос мне хотелось бы прочитать отрывок из главы «Родники», читаем главу до слов: «... Мы искали дачу».
Вопросы к читателям-ученикам
— «За четыре года я читал книгу Лескова и вдоль, и поперек, и все вопросы, которые предъявляют читатели, мне приходилось решать для себя не с маху, а после многочисленных проб и примерок», — писал Н. В. Кузьмин.
А теперь хотелось бы предъявить вам «встречный иск».
Хорошо ли вы знаете текст, насколько вы внимательны к своеобразию стиля и языка рассказа Лескова «Левша»?
Первый вопрос: почему Платов перед Николаем указывает на блоху средним пальцем?
— Это объясняется тем, что пальцы атамана Платова изувечены, иллюстрация к главе IV.
— Почему стол перед Николаем окрашен как солдатская будка?
— Гротескный прием подчеркивает солдафонство императора, приверженность казарменному образу жизни, иллюстрация к главе IV.
— В X-й главе, повествующей о поездке Платова с Левшой в Петербург, читаем: «А экипаж уже запряжен, ямщик и форейтор на месте.
Казаки сейчас же рядом с ямщиком уселись и нагайкой над ними подняли и так замахнувши держат».
Известно, что форейтор — это кучер, сидящий верхом на передней лошади, когда лошади запряжены цугом, то есть гуськом, друг за другом.
Почему на иллюстрации лошади запряжены не цугом, а тройкой?
— За образом традиционной русской тройки видится образ несущейся вдаль России, замордованной «свистовыми» всякого рода, иллюстрация к главе X.
— Почему книга заканчивается изображением подковы?
— Наверное, это символ мастерства безымянного мастера.
И символ грядущего счастья.
Ведь подкова вешается в доме на счастье, иллюстрация к главе XX. -
Заключительное слово учителя
Есть ли у вас дома, в ванной комнате, особое, «книжное», полотенце?
Полотенце, которым вы вытираете после мытья руки, прежде чем прикоснуться к книге.
Нет?
Жаль.
А в квартире Николая Васильевича и его жены, тоже художницы, Татьяны Алексеевны Мавриной такое полотенце было.
Прикасаться к книге чистыми руками, в прямом и переносном смысле, стало правилом для художника.
Любимый писатель кузьминской юности Леонид Андреев, «властитель дум в русской литературе», сказал: «Если человеку суждено стать богом, то престолом его будет книга».
Благоговейное, почти святое отношение к книге было характерно и для Кузьмина.
Удивительное родство рисунка духу книги отмечал каждый, кто писал о Кузьмине.
К. И. Чуковский объяснил это так: «Все дело в понимании текста, в умении вдумчиво и проницательно прочитать этот текст.
Нужно быть талантливым читателем, а талант этот так же редок, как и всякий другой».
Будем благодарны Николаю Васильевичу за его талант читателя, художника, писателя и человека.
На рабочем столе Николая Васильевича лежали фотоснимки родного Сердобска.
Здесь исток его творчества.
Будем благодарны и нашему городу, давшему миру прекрасного художника и писателя, до конца жизни сохранившего память о родниках малой родины.
Домашнее задание
1. К уроку литературы нарисовать оригинальную иллюстрацию к сказу «Левша», можно словесно.
2. К уроку спецкурса «Литература родного края» прочитать «Круг царя Соломона» и выполнить следующее задание: «Видна птица по полету, а книга — по заглавию», — говорил Белинский.
Объяснить смысл заглавия книги, а также рисунок Кузьмина на обложке и суперобложке».
Методический журнал «Литература в школе» № 1
1997 год