в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

газета Новости МСХ, выпуск 12, 2008 год
«Пушкиниана» Николая Кузьмина

Выдающийся русский художник-график Николай Васильевич Кузьмин, 1890–1987 годы, был блестящим иллюстратором Пушкина. Его первая пушкинская работа — цикл иллюстраций к юбилейному академическому изданию «Евгения Онегина», 1933 год, был отмечен большой золотой медалью на Всемирной выставке книги в Париже, 1937 год. «Самый литературный», по выражению К. Чуковского, из отечественных графиков Н. В. Кузьмин был известен и как замечательный автор слова, автор тонких и глубоких работ по вопросам искусства.


Уходящий 2008 год — год знаменательный для нашей отечественной культуры: 175 лет назад вышел в свет роман А. С. Пушкина в стихах «Евгений Онегин», а через 100 лет, к юбилею издания в 1933 году, он был издан с иллюстрациями художника Николая Васильевича Кузьмина. Цикл иллюстраций к роману представлял собой обширную серию из 141 рисунка пером, в том числе 10 цветных акварелей перед главами.

Юбилейный «Онегин» был выпущен издательством «Academia». Созвучные стиху изящество и артистизм рисунка, знание, более того — ощущение онегинской эпохи, тонкая передача мира чувств героев, всей атмосферы пушкинской поэзии и духовности, проникновение в мир дворянской культуры обеспечили иллюстрациям широкое признание.

Сам замысел проиллюстрировать великий роман возник у Н. Кузьмина еще осенью 1928 года. Следует отметить, что одной из книг, с которой он не расставался все годы, был маленький томик писем Пушкина. Поэт стал постоянным и любимым внутренним собеседником художника.


Как пишет исследователь изобразительной пушкинианы Е. В. Павлова в своей книге «А. С. Пушкин в портретах», Москва, 1989 год, страницы 107–109, эти рисунки явились своеобразным открытием и в художественной интерпретации образа Пушкина. «Они были новы вдвойне: по замыслу и по манере исполнения. Кузьмин оказался тем редкостным художником, который благодаря своему природному дару историка и лингвиста смог постигнуть и графически выразить восприятие «живого» Пушкина своими современниками… Рисунки произвели ошеломляющее впечатление своей необычностью…» И далее: «В своем видении Пушкина Кузьмин следует собственным рисункам поэта, но не подражает им. Художник вырабатывает свой собственный стиль очерковых импровизаций-экспромтов. Рисунки Кузьмина артистичны, виртуозны, легки, всегда чуть ироничны. Их отличительная черта — неподражаемый темп, динамизм штриха, стремительная скоропись, намеренная незавершенность, оставляющая место фантазии читателя при точности линий и верности деталей. За кажущейся легкостью рисунков Кузьмина скрывается мастер-виртуоз, пушкинист-ученый и человек, необычайно тонко чувствующий поэзию Пушкина. Кузьминские портреты поэта подкупают искренностью и не посредственностью чувства, вложенного в них художником. Мы не найдем среди них ни одного фальшивого или легковесного образа».


Следует отметить, что Н. В. Кузьмин дебютировал как иллюстратор целой книги «сразу», практически без промежуточных ступеней и малых форм. Причем это не был просто цикл иллюстраций «сам по себе». «Онегин» как книга был специально продуман и построен также и композиционно, получил собственную архитектонику: соотношение текста и иллюстраций, особое расположение иллюстраций в тексте было одним из замыслов издания, одной из профессиональных находок, реализованной художником вместе с художественным редактором М. П. Сокольниковым. И в этом также была своя новизна.

Вот что пишет сам художник о своей работе в «перовом рисунке»: «Всякий профессионал знает трудности психологического барьера при рисовании пером сразу, без предварительного карандашного наброска, без резинки, без калькирования.

Когда перед художником чистый лист бумаги, а в руке такой «строгий» инструмент, как перо, обмакнутое в тушь, то сознание, что штрих, брошенный на бумагу, уже «не вырубишь топором», сковывает руку, тормозит движение пера. Но этот-то прием и дает свободу и жизнь рисунку, а при обводке тушью по предварительной карандашной «заготовке» — штрих мертвеет. Я иллюстрировал «Онегина», как говорят, в «манере рисунков Пушкина», но это не совсем точное утверждение. Дело совсем не в «манере», а в том, что я старался рисовать в «темпе» пушкинских рисунков, без предварительного карандашного контура. Вороха испорченных набросков, которые у меня сохранились, а уничтожено еще больше, свидетельство тому, что это трудно… Пушкин не старался приобрести профессиональные навыки в рисовании… Его графика выросла из первичного зерна врожденного уменья рисовать, каким обладают почти все люди в детстве. Отсюда ее близость к эстетике современного рисунка…», из книги Н. В. Кузьмина, «Штрих и слово», Ленинград, 1967 год.


Если говорить о задачах, которые поставил перед собой Николай Васильевич при иллюстрировании романа, то наиболее заманчивым для него была попытка расшифровать для себя и для читателя автобиографический смысл многих отрывков из «Онегина» с помощью графических комментариев. Поэтому для иллюстрирования выбирались места и даже черновые варианты, драгоценные авторскими признаниями. «Меня увлекала новизна этого активного подхода к иллюстрированию, и я, может быть нарочно, объезжал стороной иные традиционные темы: Татьяна и няня, Татьяна за письмом, Онегин танцует с Ольгой, а Ленский ревнует… Имел ли я на это право? Я полагал, что имел: лирические отступления занимают в романе не меньше трети строф и судьба героя то и дело перекрещивается с биографией самого поэта.», Н. В. Кузьмин, «Штрих и слово». Поэтому кроме действующих лиц романа художник вводит в иллюстрации и самого автора.

Еще одно из достоинств иллюстраций, по мнению художника, — это «ненавязывание» читателю назойливого зрительного облика героев, поскольку текст «Онегина» не слишком побуждает к необходимости очень определенных «гримов». «В моем «Онегине» я считал немалой своей заслугой, что я не оскорбил и не шокировал самого ревнивого пушкиниста: легкая рука, отсутствие нажима в таком деле — право, не безделица.», Н. В. Кузьмин, «Давно и недавно».

Думается, что ответ на главный вопрос, который задавал себе неоднократно художник: а как бы отнесся к иллюстрациям сам автор книги? — сейчас уже не вызывает никаких сомнений. Выдержав испытание не только временем, но и всеобщим признанием, иллюстрации к книге тесно переплелись с текстом романа, став его органическим сопровождением.

М. Н. Кузьмин
О. М. Чапорова-Кузьмина,
журнал «Новости Московского Союза Художников», выпуск 12, 2008 год

 


назадътитулъдалѣе