в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

Пановский Троицкий монастырь, Сердобский уезд

Освященiе соборнаго храма
въ Пановскомъ Свято-Троицкомъ женскомъ монастыреѣ
Сердобскаго уѣзда, Саратовской епархiи, 6-го сентября 1909 года
Преосвященнымъ Досиѳеемъ, Епископомъ Вольскимъ

Процвѣла есть пустыня, яко кринъ, Господи
н 2, ирмосъ, пѣснь 3

Пановскiй Свято-Троицкiй женскiй монастырь одинъ изъ юнѣйшихъ и бѣднѣйшихъ монастырей Саратовской епархiи. Онъ находится въ сѣверо-западной части Сердобскаго уѣзда на рѣкѣ Хопрѣ, въ 30 верстахъ отъ города Сердобска, въ 200 верстахъ отъ города Саратова и 12 верстъ отъ станцiи Колышлей Рязанско-Уральской жѣлезной дороги. Монастырь основанъ нѣкоей благочестивой купчихой города Сердобска Пелагiей Григорьевой Поповой, которая съ этой цѣлью купила на рѣкѣ Хопрѣ при сельцѣ Пановкѣ барскую усадьбу въ количествѣ 93 десятинъ за 14 000 рублей у генеральши Араповой и передала Епархiальному начальству на предметъ открытiя женской общины. Епархiальное начальство, видя необеспеченность будущей общины содержанiемъ, не давало согласiя на принятiе дара Поповой; тогда послѣдняя подкупила еще участокъ пахотной земли на 170 десятинъ въ 6 верстахъ отъ общины и послѣ этого пожертвованное имѣнiе было принято; на открытiе общины и Святѣйшiй Синодъ 1883 года изъявилъ согласiе. Для устроенiя общины Преосвященный Павелъ, бывшiй епископъ Саратовскiй, настоятельницей общины назначилъ Саратовскаго женскаго Крестовоздвиженскаго монастыря монахиню Арсенiю, происходившую родомъ изъ Владимiрской губернiи, опытную въ монашеской жизни, такъ какъ въ монастырѣ она была съ 1847 года и по 1883 годъ болѣе тридцати лѣт. Долго не рѣшалась мать Арсенiя взять на себя бремя устроенiя общины и управленiе оной, ибо не знала, какiя средства и доходы могли поддерживать существованiе ея, а также и мѣсторасположенiе, да и жалко было разставаться съ монастыремъ, въ коемъ она прожила свои юные годы. Надежда на милость Божiю, помощь Царицы Небесной и послушанiе волѣ начальства расположило ее принять начальственное бремя и со слезами она отправилась съ тремя инокинями, выпрошенными ею въ помощницы себѣ у Преосвященнаго Павла; рѣшимость этихъ сестеръ оставить благоукрашенную обитель и идти для созиданiя новой обители въ страну неизвѣстную вызвана была въ нихъ духовною любовью къ матери Арсенiи за ея многолѣтнюю строгую монашескую жизнь. По приѣздѣ на мѣсто назначенiя грустное зрѣлище представляла Пановская община: стоялъ одинъ барскiй каменный ветхiй домъ и развалившiяся деревянныя зданiя для сестеръ, которыхъ около учредительницы общины Поповой собралось до 20, ограды вокругъ обители не было, а были развалившiеся, упавшiя плетни. Смотря на всѣ полуразвалившiяся зданiя и, вспоминая о своемъ благоустроенномъ Саратовскомъ монастырѣ, говорили сестры, нельзя было удержаться отъ слезъ и рыданiй. Основательница обители П. Г. Попова весьма радостно встрѣтила новую настоятельницу Арсенiю и всячески утѣшала ее въ скорби. Съ самаго вступленiя своего въ управленiе обителiю настоятельница Арсенiя все свое старанiе употребила на благоукрашенiе обители. Ею въ скоромъ времени и при помощи добрыхъ людей стали воздвигаться разные постройки и согласно уставамъ иноческихъ обителей, она принимала приходящихъ въ обитель и желающихъ посвятить себя иноческому житiю. Мѣстоположенiе вполнѣ соотвѣтствуетъ для иноческаго жилища; около самой обители протекаетъ рѣка Хоперъ, окаймленная съ обѣихъ сторонъ лѣсомъ, а среди обители озеро и прудъ. Въ барскомъ домѣ устроена изъ бывшихъ двухъ комнатъ домовая церковь во имя Святыя и Живоначальныя Троицы, а для сестеръ въ настоящее время выстроены отдѣльные небольшiе деревянные корпуса; все обнесено высокою каменною оградою и такой же вышины деревянною оградою.

Святѣйшiй Синодъ общину переименовалъ въ общежительный монастырь, а настоятельницу возвелъ въ санъ игуменiи 1905 года, въ виду улучшенiя обители въ смыслѣ матерiальнаго благоустроенiя и нравственнаго благотворнаго влiянiя на окружающее населенiе. Въ настоящее время монастырь имѣетъ 160 сестеръ, которыя, благодаря своей опытной игуменiи Арсенiи, ведутъ строгую и полную всевозможныхъ трудовъ жизнь. По правиламъ общежитiя сестры сами трудятся въ лѣсу, поляхъ и лугахъ и въ хозяйственныхъ постройкахъ; онѣ сами сѣютъ и жнутъ хлѣбъ, молотятъ и косятъ траву, занимаются огородничествомъ и садоводствомъ и кромѣ этого занимаются рукодѣлiем: шитьемъ золотомъ, вышиванiемъ воздуховъ, полотенцевъ, дѣланiемъ искусственныхъ цвѣтовъ и тому прочiе. Однимъ словомъ, жизнь насельницъ вполнѣ трудовая, полезная, плодотворная, почему обитель и возросла, улучшилась матерiально. Съ самаго своего основанiя съ 1878 года и по 1909 годъ обитель молилась въ домовой тѣсной и темной церкви и, при стеченiи богомольцевъ, приходилось сестрамъ выносить тѣсноту и неудобства, почему настоятельница была озабочена мыслiю построить соборный храмъ, и въ 1898 году совершилась закладка и основанiе новаго каменнаго храма съ тремя престолами въ рядъ. Главный въ честь и славу Святыя и Живоначальныя Троицы, правый придѣльный во имя иконы Иверской Божiей Матери и лѣвый въ честь и память святителя и чудотворца Николая, святаго благовѣрнаго Великаго князя Александра Невскаго и Преподобнаго Стефана Савваита, творца каноновъ. Освященiе на основанiе храма совершалъ Высоко Преосвященный Николай, бывшiй Епископъ Саратовскiй, а нынѣ Архiепископъ Владимирскiй и Суздальскiй.

Храмъ по смѣтѣ архитектора долженъ обойтись въ 47.073 рубля съ копѣйками, а обитель имѣла въ то время только десять тысячъ, и Господь помогъ игуменiи съ сестрами построить храмъ. Хлопотливая и энергичная игуменiя съ благословенiя архипастырей и съ ихъ разрѣшенiя посылала по сбору сестеръ съ двумя сборными книгами по своей епархiи и по чужимъ, и добрые православные русскiе люди не отказывали въ жертвахъ, подаянiяхъ на святое дѣло, оправдывая слова народного писателя, что изъ лепты трудовой выростаютъ храмы Божiи по лицу земли родной; сборы, подаянiя текли на храмъ и отъ богатыхъ людей и бѣдныхъ, всякое даянiе и большое и малое принималось съ благодаренiемъ, со слезами радости и крестнымъ знаменiемъ. Всероссiйскiй молитвенникъ, высокочтимѣйшiй пастырь отецъ Iоаннъ Крондштадтскiй пожертвовалъ въ разное время болѣе 300 рублей на построенiе храма, Преосвященный Николай 100 рублей, саратовскiй губернаторъ 100 рублей, среди жертвъ были крупныя жертвы, что и помогло достроить храмъ. Постепенно и сообразно весьма скуднымъ средствамъ общины, заготовлялся матерiалъ для храма. Дальность разстоянiя монастыря отъ города и желѣзной дороги тормозили дѣло построенiя храма. Бутъ, камень былъ купленъ въ количествѣ 60 кубическихъ саженей по 3 рубля за 180 рублей, а пришлось отдать за провозъ по 20 рублей за кубъ, за 60 саженей 1.200 рублей. Да при этомъ качество глины на монастырской землѣ для кирпича не годилось, почему кирпичъ вырабатывался плохой, неудобный для построенiя храма, и архитекторъ, гражданскiй инженеръ забраковалъ выдѣланный кирпичъ, почему и пришлось монастырю открывать новый кирпичный заводъ, старый уничтожить. Но и на другомъ мѣстѣ кирпичъ въ дѣло не пошелъ, напрасно были убиты всѣ денежныя затраты, и прiостановилась кладка храма. Игуменiя съ сестрами не пала духомъ и въ этой бѣдѣ — сняла въ аренду землю подъ кирпичный заводъ у сосѣднихъ крестьянъ деревни Пановки, построила на ней кирпичные сараи, наняла рабочихъ мастеровъ, и Господь обрадовалъ храмоздательницъ кирпичъ сталъ вырабатываться удобный къ построенiю, и стѣны храма стали подниматься выше и выше, такъ что черезъ 7 лѣтъ возвелъ и стѣны храма до крыши. Тутъ дѣло прiостановилось за неимѣнiем средствъ, монастырь много задолжалъ каменщикамъ рабочимъ, за известь и другiе матерiалы. Вотъ тутъ были трудныя минуты въ жизни храмоздательницъ: онѣ плакали, убивались и со слезами говорили: нѣтъ, не дождемся, не увидимъ новаго храма, — умремъ и не увидимъ, послѣ насъ уже достроятъ. Но голенькiй охъ, а за голенькiмъ Богъ, въ это время Господь послалъ хорошiй сборъ по книжкамъ и благотворителей, сестры надѣлали нѣсколько сотъ тысячъ кирпича и зимою саннымъ путемъ перевезли его въ монастырь, и черезъ два года въ 1906 году вновь началась работа весною, и къ осени храмъ вчернѣ былъ совсѣмъ готовъ и покрытъ чернымъ желѣзомъ, а главки бѣлымъ блестящимъ, котораго болѣе, чѣмъ на 600 рублей пожертвовалъ торговецъ Ершовъ изъ Колышлея. Въ 1907 году работы въ храмѣ возобновились. Сперва осмотрѣлъ кладку храма, стѣны, своды и арки, и архитекторъ нашелъ, что все устроено прочно, хорошо, трещинъ нигдѣ не видно, почему и разрѣшилъ оштукатурить храмъ внутри и устроить въ немъ духовыя печи.

Священникъ С. Галлеровъ

 


назадътитулъдалѣе