Посѣщенiе Его Преосвященствомъ, Преосвященнѣйшимъ Гермогеномъ, Епископомъ Саратовскимъ и Царицынскимъ,
города Сердобска и Сердобской Казанской Алексiево-Сергiевской пустыни
26-го iюня Преосвященнѣйшiй Епископъ Гермогенъ изволилъ выразить желанiе съѣздить въ сельцо Старую Потловку къ извѣстной въ Сердобскомъ уѣздѣ благотворительницѣ и церковно-школьной дѣятельницѣ помѣщицѣ дворянкѣ Надеждѣ Михайловнѣ госпожѣ Рихтеръ, чтобы поблагодарить ее за то расположенiе и вниманиiе, какiя она всегда оказывала Сердобской Казанской Алексiево Сергiевской пустыни и Его Преосвященству.
Владыка выѣхалъ на лошадяхъ изъ пустыни въ 2 часа по полудни, милостиво пригласивъ сопровождать Его въ поѣздкѣ священника М. Леонидова.
На отдѣльныхъ экипажахъ слѣдовали за Владыкою секретарь Его Преосвященства — А. И. господинъ Казанскiй и по своему желаниiю начальникъ охраны в городѣ Сердобскѣ господинъ Осетровъ.
Будучи встрѣченъ въ селѣ Давыдовкѣ колокольнымъ звономъ, Владыка вышелъ изъ экипажа, прослѣдовалъ въ храмъ, осмотрѣлъ его, выразилъ Свое Архипастырское удовольствiе по поводу той чистоты и опрятности, въ коей храмъ содержится, храмъ только что отремонтированъ, и преподалъ Архипастырское благословенiе моментально собравшемуся въ храмъ въ большомъ количествѣ народу. —
Особенно много было дѣтей, и всѣ они, правильно слагая руки подъ благословенiе, получили таковое отъ Владыки.
Въ полверстѣ отъ села Давыдовки на большое пространство раскинулись луга.
Шла уборка сѣна. —
Узнавъ случайно, что по пути слѣдуетъ Владыка, весь народъ, бросивъ работы, сталъ по краямъ дороги на колѣни и ждалъ Архипастырского благословенiя. —
Безъ особаго умиленiя невозможно было смотрѣть на эту картину. —
Велика еще вѣра въ простомъ русскомъ народѣ, сохрани ее Божѣ!, глубоко его благоговѣнiе къ Святителькому сану!
Владыка приказалъ остановиться и всѣм, каждому порознь, преподалъ Архипастырское благословенiе, призывая на ихъ тяжелый трудъ Божiю милость и благословенiе.
Не менѣе трогательно встрѣченъ былъ Владыка и въ сельцѣ Старой Потловкѣ.
При въѣздѣ въ улицу вынесены были столы, накрытые бѣлыми скатертями, съ хлѣбомъ и солью, а около одного изъ нихъ стали три сестры — учительницы церковно-приходскихъ школъ уѣзда и весьма стройно и музыкально пѣли по нотам «исъ полла эти, деспота». —
Владыка вышелъ изъ экипажа, благословилъ хлѣбъ–соль, предстоящихъ и поющихъ и уже пѣшкомъ направился по селу къ церкви-школѣ во имя Святой Аллы.
На встрѣчу Владыкѣ вышли отец Благочинный Священникъ Р. Тихонравовъ, Н. М. Рихтеръ и учащiяся въ школахъ дѣти, устилая путь Владыки цвѣтами и поя «исъ полла эти, деспота» и тропарь Тихвинской иконѣ Божiей Матери.
Въ храмѣ Владыка былъ встрѣченъ мѣстнымъ причтомъ и привѣтствованъ отцом благочиннымъ, который указалъ въ своей рѣчи на особые труды, подвиги и ревность Преосвященнаго Владыки въ прохожденiи Архипастырскаго служенiя, коихъ не могутъ ослабить клеветы и хулы враговъ Его.
Владыка отвѣтилъ на привѣтствiе словомъ, въ коемъ талантливо и увлекательно изобразилъ состоянiе души глубоковѣрующихъ людей во время тѣхъ напастей и горестей, какiя приходится испытывать имъ за вѣру и правду.
«Радоваться слѣдуетъ въ скорбяхъ», — говорилъ Владыка, — «по примѣру апостоловъ, благодушно переносить ихъ, считать себя блаженными въ это время и благодарить за нихъ Бога.
Съ такими именно чувствами, чуждыми злобы и ненависти ко врагамъ, и Я переношу всѣ нападки, хулы и газетныя клеветы».
Священникомъ отцомъ К. Леонидовымъ сказано было въ это время:
«Господь Богъ чрезъ пророка Своего говоритъ: Еда забудетъ жена отроча свое, еже не помиловати исчадiя чрева своего? Аще же и забудетъ сихъ жена, но Азъ не забуду тебе, глаголетъ Господь, Исаiя глава 49 стихъ15.
Повѣрь, Владыка, что не забудетъ Твоихъ неутомимыхъ трудовъ и равноапостольныхъ подвиговъ и вѣрующая паства Саратовская, что много еще въ ней и такихъ пастырей, которые чутко прислушиваются къ Твоему Архипастырскому голосу, любятъ Тебя искренно и всѣми силами готовы поддержать Твой Архипастырскiй крестъ.
Мы глубоко вѣримъ въ то, что какiя-бы силы, даже сатанинскiя, ни вооружались на Церковь Христову, и врата адова не одолѣютъ ее, что вѣрующiе выйдутъ побѣдителями изъ этой воздвигнутой на Церковь Христову и ея ревностныхъ служителей борьбы».
«И Я», — отвѣтилъ Владыка, — «глубоко въ это вѣрую, но вмѣстѣ съ тѣмъ готовъ по примѣру Спасителя молить Господа Бога, да мимо идетъ чаша сiя — чаша борьбы и страданiй за вѣру Христову, — и не потому, что опасаюсь за цѣлость вѣры Христовой, а боюсь за немощныхъ по вѣрѣ и малодушныхъ христiанъ, которые не несутъ сего креста и будутъ потеряны для Царствiя Божiя.
Одною вѣрою въ окончательное торжество добра надъ зломъ жить нельзя, нужно самимъ быть дѣятелями добра и быть готовыми къ борьбѣ за добро и къ исповѣдничеству вѣры».
Послѣ обычной встрѣчи Владыка обратился къ собравшимся въ храмѣ ученицамъ Второклассной и Одноклассной при церкви-школѣ во имя Святой Аллы школъ съ рѣчью.
Привѣтствовавъ миромъ и благословенiемъ сей учащiйся, виноградникъ, Архипастырь призываетъ, ихъ, воспитанницъ къ укрѣплениiю въ дѣтскiхъ своихъ сердцахъ тѣхъ началъ церковности, религiозности, патрiотизма и добраго поведенiя, каковыя имъ въ семъ виноградникѣ прививаются — чтобы потомъ никакiя противныя силы не могли и сторгнуть эти начала изъ ихъ сердецъ.
Владыка хочетъ вѣрить, что минуты пребыванiя учащихся въ этихъ, во всѣхъ отношенiяхъ благоустроенныхъ школахъ, въ этомъ прекрасномъ и художественномъ храмѣ, среди ласковой заботы и материнскаго отношенiя кх нимъ благопопечительной Надежды Михайловны — надолго будутъ имъ памятны и по выходѣ изъ школъ, и что многое доброе, святое, что вынесутъ онѣ изъ школъ, постараются править постепенно и въ своихъ семьяхъ.
«Берегите вѣру въ своихъ сердцахъ, — говорилъ Владыка, — оберегайте чистоту сердца и не соблазняйтесь противоположными Православной вѣрѣ ученiями.
Завѣты церковные — завѣты традицiионные, ихъ нужно беречь, как берегутъ таковые и многiе иностранцы.
Хорошiй и знаменательный урокъ получили, говорилъ Владыка, въ этомъ отношенiи наши Думцы.
Отправившись только что послѣ проведенiя въ Государственной Думѣ законопроектовъ, направленныхъ къ освобожденiю русскаго Православнаго народа отъ завѣтовъ вѣры, въ «свободную» Англiю, они не были встрѣчены въ день своего приѣзда англичанами: былъ праздничный день, а англичане свободные свято блюдутъ традицiонный обычай, непонятный для нашихъ думцевъ, праздничнаго покоя.
По встрѣчѣ на слѣдующiй день наши думцы, по приглашенiю англичанъ, должны были посѣтить ихъ церкви, могилы предковъ, епископовъ ангичанской церкви, и только послѣ сихъ предварительныхъ , принудительныхъ для нашихъ думцевъ визитовъ началось взаимное общенiе англичанъ с русскими гостями.
Хорошiй, дѣйствительно, урокъ данъ «свободными» англичанами нашимъ «свободолюбивымъ» думцамъ: ихъ за границею прiучаютъ снова къ тому, отчего они только что освободились дома».
Изъ храма Владыка прослѣдовалъ въ домъ гостепрiимной и радушной хозяйки, гдѣ закусилъ и откушалъ чаю.
Узнавъ здѣсь о томъ, что знакомый Его Преосвященству зять Надежды Михайловны Рихтеръ господинъ Радченко въ сосѣднемъ селенiи Скрипицынѣ лежитъ на одрѣ болѣзни, Владыка, не смотря на свое крайнее утомленiе, рѣшилъ посѣтить больного, куда тотчасъ-же уже поздно вечеромъ и отправился.
«Невозможно было», — разсказывала затѣмъ Надежда Михайловна, — «безъ умиленiя и слезъ благодарности вспомнить о той нѣжности и ласкѣ, съ какими Владыка обращался къ больному, какъ тотъ его руки цѣловалъ».
Насколько же чутка и отзывчива душа Преосвященнаго Владыки къ горю и страданiямъ людскимъ, и какъ-же нагло клевещутъ на Владыку жидовскiя газеты, обвиняющiя Его въ черствости, жестокости и человѣконенавистничествѣ.
Переночевавъ въ домѣ Надежды Михайловны Рихтеръ, Преосвященный в 7 ½ часовъ утра отбылъ въ сопровожденiи тѣхъ же лицъ въ Пановскiй Свято Троицкiй женскiй монастырь, гдѣ и былъ торжественно встрѣченъ матушкою игуменiю и сестрами обители у «красныхъ» вратъ монастыря.
При входѣ въ храмъ, Владыка былъ встрѣченъ мѣстнымъ священникомъ отецъ С. Галлеровымъ, который привѣтствовалъ Владыку слѣдующей рѣчью:
«Ваше Преосвященство, Всемилостивѣйшiй Архипастырь нашъ и Отецъ!
Съ великою радостiю встрѣчаютъ Васъ насельницы святой обители — всечестная игуменiя Арсенiя съ сестрами и своимъ пастыремъ и привѣтствуютъ съ благополучнымъ прибытiемъ къ намъ въ монастырь.
Любвеобильный и многострадальный нашъ Архипастырь!
Мы видимъ, что Господь сохраняетъ Васъ въ путахъ Святительской жизни.
Знаемъ Вашу любовь и ревность къ Церкви Божiей, Благочестивѣйшему Государю и дорогому нашему отечеству: вѣдаемъ, что Вы терпите за эту любовь, какiя несете душевныя страданiя, волненiя, поношенiя;
все это вѣдаемъ, этому соболѣзнуемъ и сочувствуемъ своею душею, какъ дѣти дорогому Отцу, и молимъ Господа Бога, чтобы Онъ спасъ, сохранилъ Вашу Святительскую жизнь молитвами Богородицы и всѣхъ святыхъ на благо Церкви, возлюбленнаго Государя нашего и многострадальнаго отечества.
Преосвященнѣйшiй Владыко!
Не легка жизнь и монашествующихъ, особенно въ женскихъ обителяхъ, когда с 1905 года 17 октября революцiонный духъ охватилъ и наши глухiя мѣста, заразивъ все населенiе — взрослое и малое: когда сосѣднiе монастырю жители накинулись на имущество его, все тащили изъ сада, огорода, поля и лѣса, поносили инокинь, безчинствовали, дѣлая нравственныя великiя обиды, и жизнь монашествующихъ стала невыносимою.
Всечестная старица игуменiя Арсенiя съ сестрами обители, глядя на все это, переносила съ христiанскимъ терпѣнiемъ обиды, осѣняла себя крестнымъ знаменiемъ, молясь за враговъ, и всецѣло отдала себя въ волю Божiю.
Помощь, въ лицѣ Архипастыря и любвеобильнаго Отца, не замедлила явиться.
Нѣкая боголюбивая благочестивая особа довела объ этомъ до свѣдѣнiя Вашего Преосвященства, и Вы, Святый Владыко, сообщили письменно сообщили о печальномъ положенiи нашей обители Начальнику губернiи, который предписалъ гражданскимъ чинамъ, обуздать населенiе, Пановскихъ крестьянъ и прочихъ, что было исполнено властями, и монастырь зажилъ своею спокойною жизнiю.
За Вашу Архипастырскую, отеческую заботу приноситъ Вамъ, Святый Владыко, обитель съ насельницами глубокою благодарность.
Спаси Васъ, Господи, на многiя лѣта.
Преосвященнѣйшiй Владыко!
Преподайте постницамъ и насельницамъ обители Ваше благословенiе и назиданiя на святое слдуженiе Христу, и я — слабый и немощный по духу пастырь сей святой обители подклоняю свою подъ руку Святительскую и прошу Архипастырскаго благословенiя, чтобы благодать и милость Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа, въ благословенiю Святительскомъ подаваемая, была неразлучна со мною грѣшнымъ iереемъ, чтобы она поддержала, покрѣпила меня въ трудномъ и отвѣтственномъ предъ Богомъ и людьми пастырскомъ служенiи.
Да будетъ, Преосвященнѣйшiй Владыко, благословенно вхожденiе и исхожденiе Ваше въ нашу святую обитель, во вся веси и града богоспасаемой епархiи ввѣренной Вашему водительству!
Аминь«.
Рѣчь отца Галлерова была выслушана Владыкою съ глубокимъ вниманiемъ и вызвала на глазахъ Его слезы.
Владыка благодарилъ священника за прочувствованное привѣтствiе и въ отвѣтъ высказалъ, что Ему прiятно встрѣчаться съ пастырями , которые духомъ входятъ въ общенiе съ своимъ Архипастыремъ и сочувуствуютъ Его скорбямъ.
Только при этомъ тѣсномъ общенiи пастырей съ Архипастыремъ возможна плодотворная ихъ работа въ Церкви Христовой.
Преосвященнымъ Владыкою была выслушана литургiя, во время которой отцомъ Галлеровымъ сказано было слово на тему: «Съ нами Богъ» — о томъ, что Богъ былъ съ нами при основанiи русскаго государства, при крещенiи Руси, во время удѣльной системы княженiя, татарскаго ига, возвышенiя Московскаго княжества, смутнаго времени, воспоминаемой въ сей день Полтавской побѣды, а также во время послѣдняго революцiоннаго движенiя, когда, какъ ураганъ, промчался по отечеству духъ злобы, зависти, невѣрiя, коварства и противленiя власти, когда Россiя была на краю гибели.
Но великъ Богъ христiанскiй, говорилъ проповѣдникъ, и Святая Русь, которая не даромъ называется святою.
На защиту древнихъ устоевъ нашего многострадальнаго отечества возстали, какъ нѣкогда въ смутное время, наши Архипастыри и въ первомъ ряду ихъ нашъ Архипастырь, Преосвященнѣйшiй Епископъ Гермогенъ, имя котораго, какъ ревностнаго защитника Православной Руси, хорошо всѣмъ извѣстно.
По окончанiи литургiи мѣстнымъ отцом благочиннымъ священникомъ Р. Тихонравовымъ въ сослуженiи священниковъ К. Леонидова, А. Мамонтова и С. Галлерова отслуженъ былъ благодарственный Господу Богу молебенъ по случаю юбилейнаго воспоминанiя въ сей день Полтавской побѣды Императора Петра I-го надъ Шведскимъ королемъ Карломъ XII-мъ.
По окончанiи молебна Владыка вышелъ на амвонъ съ крестомъ въ рукахъ и обратился къ матушкѣ игуменiи и сестрамъ обители съ обширнымъ глубокопрочувствованнымъ словомъ, убѣждая и призывая ихъ достойно нести ангельское монашеское званiе, чтобы своею безукоризненною жизнiю, усердною молитвою, пламенною вѣрою и поведенiемъ заградить уста многочисленныхъ въ настоящее время враговъ иночества.
Откушавъ въ покояхъ матушки игуменiи послѣ литургiи чаю, Владыка осмотрѣлъ новый соборный монастырскиiй храмъ, готовящiйся къ освященiю, и отбылъ въ Сердобскую пустынку, напутствуемый матушкою игуменiю и сестрами обители самыми наилучшими благожеланiями.
28-го iюня Преосвященнѣйшiй Владыка совершалъ литургiю въ соборномъ Храмѣ города Сердобска.
Стеченiе народа было очень большое.
Всѣмъ хотѣлось повидать рѣдкое для такого захолустнаго городка, каковъ Сердобскъ, Архiерейское богослуженiе, къ тому же всегда особенно торжественно совершаемое Преосвященнымъ Владыкою Гермогеномъ.
За малымъ входомъ возведенъ былъ въ санъ протоiерея священникъ села Беково Е. Владыкинъ.
По совершенiи освященiя Даровъ, Владыкою было сказано обширное и глубоконазидательное слово, содержанiе котораго изложено уже в № 143 Браскаго Листка:
«указавъ на вѣру лицъ, принесшихъ къ ногамъ Спасителя разслабленнаго, Владыка выяснилъ, почему среди современныхъ ученыхъ интеллигентовъ такъ много невѣрующихъ.
Истины Евангелiя и свѣтъ Христова ученiя воспринимаются главнымъ образомъ сердцемъ, — поэтому и Господь требуетъ отъ насъ чистаго сердечнаго къ Себѣ вниманiя: Сыне, даждь Ми сердце твое.
Умъ же человѣческiй нужно приводить въ послушанiе вѣры.
Между тѣмъ наши интеллигенты живутъ исключительно, такъ сказать, умовою стороною, они изсушили сердце свое, кичливый же умъ ихъ вземлется на разумъ Божiй.
Къ сожалѣнiю, этого умовою стороною заражаются не только мiряне, но иногда и пастыри, почему дѣятельность ихъ, напримеръ благотворительная, иногда строится не на церковныхъ и религiозныхъ началахъ ».
Въ добавленiе къ сему намъ желательно предать здѣсь гласности тѣ факты, какiе сообщены были Владыкою въ доказательство основной мысли своего слова, что всѣ живущiе исключительно умовою стороною въ дѣлахъ вѣры отличаются фанатизмомъ и крайнею ненавистiю къ людямъ противоположныхъ имъ воззрѣнiй, вѣрованiй и убѣжденiй.
«Во время крестнаго хода въ одномъ изъ селенiй нашей епархiи», — говорилъ Владыка, — «православному священнику пришлось случайно зайти въ домъ раскольника старообрядца.
Тотъ такъ «распылался» ненавистiю и злобою къ православному священнику, что готовясь нанести ему оскорбленiе действiемъ, самъ палъ мертвымъ.
Сердце не выдержало его злобы и злоба задушила того, кто повисъ на буквѣ закона, какъ Iуда на древѣ.
Другой случай: не особенно задолго до своей предсмертной болѣзни отецъ Iоаннъ Кронштадскiй, этотъ Всероссiйскiй батюшка и молитвенникъ, былъ сильно избитъ однимъ молоканиномъ, который схватилъ его за шею и чуть не задушилъ.
Съ того именно времени силы батюшки стали быстро падать, а испытанные имъ испугъ и потрясенiе свели его въ могилу.
Въ обычное время была сказана священникомъ К. Леонидовымъ проповѣдь о разложенiи нравственныхъ устоевъ въ личной, семейной, общественной и государственной жизни нашей Родины и о средставхъ къ подчиненiю этихъ устоевъ.
Послеѣ литургiи каждому преподано было Владыкою Архипастырское благословенiе, и Преосвященный отбылъ въ домъ отца Протоiерея, гдѣ послѣ чаю Имъ были тщательно разсмотрѣны рисунки картинъ и орнаментовъ для производящейся росписи рѣдкаго въ епархiи Сердобскаго соборнаго храма.
Владыкою сдѣланы были многiя цѣнныя указанiя и критическiя замѣтки, а Соборному причту и старостѣ предложено слѣдить за тѣмъ, чтобы роспись въ храмѣ была строго церковная.
29-го iюня — въ день Святыхъ Апостоловъ Петра и Павла Владыка совершалъ литургiю въ храмѣ Казанской Алексiево-Сергiевской пустыни.
За литургiею Владыка произнесъ слово о значенiи монастырей въ дѣлѣ нашего спасенiя.
Монастыри и Святыя обители, какъ и эта Казанская обитель — пустынька, находятся подъ особымъ покровительствомъ Божiей Матери.
Она, Пречистая и Святѣйшая Дѣва, какъ-бы первая и самая чистая инокиня, с особеннымъ благословѣнiемъ взираетъ на подвиги цѣломудрiя и обѣты иноческiя, поэтому всѣ прибѣгающiя въ обитель вмѣстѣ съ тѣмъ прибѣгаютъ и подъ покровъ Божiей Матери и неоскудно почерпаютъ благодатныя силы въ борьбѣ съ немощами и тяготами духовными и тѣлесными, здѣсь же, —
въ святыхъ обителяхъ, борцы съ кознями дiявольскими, найдутъ благодатную помощь въ постѣ и молитвѣ для одолѣнiя силы бѣсовской, такъ какъ «сей родъ ничимъ-же может изыти, токмо молтвою и постомъ», Евангелiѣ Марк, глава 9, стихъ 29.
Воодушевленная рѣчь Владыки произвела глубокое впечатлѣнiе на слушателей1.
30-го iюня съ вечернимъ поѣздомъ Преосвященный Епископъ Гермогенъ отбылъ въ городъ Саратовъ, отмѣтивъ предъ своимъ отъѣездомъ въ бесѣдѣ съ провожающими ту сердечность, какую Онъ замѣтилъ въ жителяхъ Сердобска, «не отъ слова ли «сердце» «сердечность» произведено и самое названiе города «Сердобскомъ», — говорил Владыка, и то удовольствiе, какое Онъ всегда испытывал въ единодушной молитвѣ съ ними.
Послѣ третьяго звонка поѣздъ тронулся, Владыка долго благословлялъ изъ оконъ вагона провожающихъ, а провожающiе воодушевленно пѣли Ему: «исъ полла эти, деспота», кричали искренно: «благополучный путь» и снова приглашали къ себѣ въ гости дорогого Архипастыря.
Какъ то сиротливо стало въ городѣ по отъѣздѣ Владыки.
Снова началась будничная жизнь.
Храни Тебя Богъ, дорогой нашъ Архипастырь, на благо и счастiе ввѣренной Твоему Архипастырскому водительству паствы Саратовской!
Исъ полла эти, деспота!!!
Священникъ К. Леонидовъ
Братскiй листокъ, № 151, iюль 1909 года
Общество религиознаго нравственнаго просвѣщенiя
при Братствѣ Святого Креста, Саратовъ
_______________________________
1 Содержанiе рѣчи Преосвященнаго Владыки изложено въ редакцiи «Братскаго листка» за № 143-й, так какъ пишущему эти строки за литургiею въ пустыни быть не пришлось
|