в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

«Храм верности» и Галерея, нареченная вместилище «чувствию вечных». В саду кн. А.Б. Куракина в его селе Надеждине. (Рис. В. Причетников).
«Храм верности» в саду кн. А.Б. Куракина в его селе Надеждине.
Галерея, нареченная вместилище «чувствию вечных». В саду кн. А.Б. Куракина в его селе Надеждине.
(Рис. В. Причетников).

СТАРЫЕ УСАДЬБЫ

Очерки русскаго искусства и быта

Baron N. Wrangell: La vie des châteaux russes

Въ Саратовской губернiи, въ Сердобскомъ уѣздѣ, знаменито было Надеждино, гдѣ жиль «бриллiантовый князь» Куракинъ.

«Въ великолѣпномъ уединенiи своемъ», говоритъ Вигель: «выстроилъ онъ себѣ на подобiе посѣщаемыхъ имъ дворцовъ также нѣчто похожее на Дворъ. Совершенно бѣдные дворяне за большую плату принимали у него должности главныхъ дворецкихъ, управителей, даже шталмейстеровъ и церемонiймейстеровъ; потомъ секретарь, медикъ, капельмейстеръ и библiотекарь и множество любезниковъ безъ должностей составляли его свиту и оживляли его пустыню. Всякiй день, даже въ будни, за столомъ гремѣла у него музыка, а по воскреснымъ и праздничнымъ днямъ были большiе выходы; раздѣленiе времени, дѣла, какъ и забавы, все было подчинено строгому порядку и этикету. Изображенiя великаго князя Павла Петровича находились у него во всѣхъ комнатахъ; въ саду и рощѣ, тамъ и сямъ встрѣчались не весьма изящные памятники знаменитымъ друзьямъ и родственникамъ. Онъ наслаждался и мучился воспоминанiями Трiанона и Марiи Антоанеты, посвятилъ ей деревянный храмъ и назвалъ ея именемъ длинную, ведущую къ нему, аллею. Въ глуши, изобилiе и пышность, сквозь кои являлась такiя державныя затѣи, отнимали у насъ смѣшную ихъ сторону».

Д. Карташевъ такъ описываетъ Надеждино въ 1848 году: «Встрѣченные сѣдымъ дворецкимъ, мы пошли осмотрѣть внутренность дома. Въ комнаты вела отлогая лѣстница; въ первой — прiемной были на стѣнахъ четыре живописныя картины, остатки преждебывшаго здѣсь богатаго собранiя картинъ, которыя теперь находятся въ Тверскомъ имѣнiи. За этой комнатой расположенъ залъ, съ отдѣланными подъ сѣрый мраморъ стѣнами, украшенными полукуполами. Направо — музыкальный залъ и столовая съ хорами... Налѣво изъ перваго же зала гостиная, отдѣланная подъ желтый мраморъ; въ простѣнкахъ передъ высокими зеркалами стояли на мраморѣ японскiя вазы; бѣлая мебель переносила воображенiе лѣтъ за 50 назадъ. За нею слѣдовала другая такая же комната, а далѣе довольно обширная спальня...»

«Ступая по роскошному паркету зала, чувствуешь обаянiе чего-то, требующаго къ себѣ уваженiя: не встрѣчая, какъ нерѣдко случается, очень цѣнныхъ, часто весьма не къ мѣсту, предметовъ моды, здѣсь видишь во всемъ изящную, солидную простоту и забываешься... вотъ кажется безмолвiе залъ тотчасъ нарушится съѣздомъ гостей...»

«Пройдя широкiй дворъ, мы вошли въ садъ, — прохладный, дремучiй, гдѣ не видно голубого неба, — все зелень и тѣнь. По прямой широкой аллеѣ мы дошли до круглой площадки, гдѣ находился прежде лѣтнiй деревянный домикъ. Отъ него тянутся лучами широкiя аллеи, будто тоннели, проложенные въ массѣ зелени, открывая въ даль разнообразныя картины; впечатлѣнiе какое они производятъ на зрителя — истинно очаровательное. Однообразiе аллеи дѣлаетъ незамѣтнымъ ея далекое протяженiе, между тѣмъ, тамъ ярко освѣщенный предметъ заканчиваетъ чрезвычайно прiятно эту темную перспективу и составляеть живописный съ нею контрастъ».

«Прежде здѣсь было много храминовъ-бесѣдокъ съ названiями, значенiе которыхъ было особенно прiятно и понятно князю». Здѣсь были просѣки: Цесаревичевъ, Нелидовой, Антуанетинъ, Браницкой, Ожидаемаго Наслажденiя, Милой Тѣни, были дорожки Удовольствия, Жаркаго Любовника, Постояннаго Друга, Веселой Мысли, Прихоти, Вѣрныхъ Любоввицъ, Брата Степана, Петра Молчанова, Услажденiя самого себя...

«Теперь (1848 годъ) однѣ небольшiя полянки, поросшiя молодой осиной, указываютъ только мѣста ихъ. Уцѣлѣлъ лишь земляной курганъ, на которомъ по вечерамъ гремѣла музыка; въ сторонѣ слышались въ то время пѣсни, въ темныхъ аллеяхъ мелькали группы молодыхъ женщинъ — и все оживлялось не присутствiемъ лишь, но сочувствiемъ владѣльца. Теперь мимолетный вѣтеръ шепчется съ вершинами деревъ, а въ тѣни вѣтвей тихонько пропоетъ зябликъ, да развѣ иволга броситъ къ небу свою пѣсню и все смолкаетъ».

Домъ Надеждина еще долго сохранялся послѣ описуемаго времени. Но вотъ нѣсколько лѣтъ назадъ и онъ проданъ, всѣ веши увезены и многiя изъ нихъ уже перешли въ руки антикваровъ.

Баронъ Н. Врангель. 1910 годъ

 


назадътитулъдалѣе