в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

журнал Иллюстрация, № 30, 1848 год
Журнал Иллюстрация, № 30, 1848 год

СЕЛО НАДЕЖДИНО
(въ Сердобскомъ уѣзде)1

Послѣ благословеннаго для охотниковъ 28 iюня я отправился въ товариществѣ записнаго стрѣлка изъ скромнаго, но отъ того не менѣе пыльнаго, Сердобска в мѣста, куда давно заманивала насъ дичь.

Проѣхавъ верстъ 7, близъ деревни Карповки, переходя отъ одного озера къ другому, мы совершенно скрылись въ ихъ лабиринтѣ; спугнутыя утки вытягивались вереницей по чистому небу... иногда собака делала надъ дупелемъ стойку, потрясающую восторгомъ сердце охотника!.. — Пиль! и выстрѣлъ снималъ его на полетѣ. 7mdash; Въ травѣ трещали коростели, а въ дали слышался смутный крикъ дикихъ гусей. Переплывъ Сердобу въ маленькомъ, а потому очень дерзкомъ челнокѣ, окруженные кустарникомъ и камышемъ, мы совершенно погрузились въ мiръ дичи; лишь только эхо послѣ выстрѣла напоминало намъ, что за камышемъ существуетъ другой, болѣе разнообразный мiръ.

Наконецъ кустарникъ сталъ рѣже; мы взошли на крутой берегъ рѣки и передъ нами открылся обширный ландшафтъ (смотр, на стр. 84-). Въ дали, на высокомъ берегу Сердобы, въ тѣни высокой рощи виднѣлся большой каменный домъ, ниже по равнинѣ разстилались села.

Это село Надеждино, когда-то жительство знаменитаго, временъ Екатерины и Павла, вельможи, Князя Александра Борисовича Куракина.

Видѣть, быть такъ близко и не посѣтить было невозможно. — Мы отправились въ Надеждино.

Проѣзжая чрезъ Александровскую слободу, любуешься живописными сельскими видами, надъ которыми господствуетъ княжескiй домъ (прилагаемъ два такiе вида). Простыя крестьянскiя избы представляютъ не неживописную противоположность съ величественнымъ домомъ владельца. Думаешь, какъ отрадно было смотреть на старинный барскiй домъ трудолюбивымъ крестьянамъ, когда въ этихъ палатахъ живалъ ихъ отецъ и благодетель? О немъ старики и теперь еще часто вспоминаютъ.

Переправясь чрезъ рѣку, по широкому проспекту мы дошли до обширнаго двора, окруженнаго каменными службами, которыя вмѣстѣ были и оградною стѣной.

Встрѣченные тутъ сѣдымъ дворецкимъ, мы пошли осмотрѣть внутренность дома2. Въ комнаты вела отлогая лѣстница: въ первой — прiемной были на стѣнахъ четыре живописныя картины, остатки преждебывшаго здесь богатаго собранiя картинъ, которыя теперь находятся въ Тверскомъ имѣнiи. За этой комнатой расположенъ залъ, съ отдѣланными подъ сѣрый мраморъ стѣнами, украшенными полукуполами. Направо музыкальный залъ и столовая съ хорами,.. Налѣво изъ перваго-же зала гостиная, отдѣланная подъ желтый мраморъ; въ простѣнкахъ передъ высокими зеркалами стояли на мраморѣ японскiя вазы; бѣлая мебель переносила воображенiе лѣтъ за 50 назадъ. За нею слѣдовала другая такая-же комната, а далѣе довольно обширная спальная.

Ступая по роскошному паркету зала, чувствуешь обаянiе чего-то, требующаго къ ceбѣ уваженiя: не встрѣчая, какъ нерѣдко случается, очень цѣнныхъ, часто весьма не къ мѣсту, предметовъ моды, на которую видимо разорялись, здѣзсь видишь во всемъ изящную, солидную простоту и забываешься... вотъ кажется безмолвie залъ тотчасъ нарушится съѣздомъ гостей... вотъ оффицiантъ объвитъ выходъ князя...

За этими комнатами небольшая угольная; находясь въ ней, догадываешься, что покойный владѣлецъ любилъ отдыхать тутъ: изъ трехъ оконъ, обращенныхъ на востокъ и полдень, открывались сельскiе виды; внутренняя стѣна украшена превосходными гравюрами, представляющими миѳологическiя изображенiя; около этой стѣны спокойная кушетка. На другой стѣнѣ отличные гравированные портреты знаменитыхъ современниковъ князя: нѣсколько портретовъ Екатерины II, Суворова, Строганова, Мамонова, Панина, Потемкина, Безбородко,самого Куракина, Салтыкова, Елагина и многихъ другихъ.

За этой комнатой кабинетъ; желтыя стѣны его и другой, слѣдующей комнаты украшены множествомъ прелестныхъ гравюръ прiятныхъ сюже-товъ. Тутъ-же живописные портреты Павла I, бывшаго еще Великимъ Княземъ, подъ нимъ одной кисти портретъ Князя Куракина. Между семейными портретами, сдѣланными сухими красками, одинъ небольшой изображаетъ премиленькую дѣтскую головку, какъ будто родившуюся изъ-подъ волшебной кисти Греза; это дѣтскiй портретъ княжны Куракиной (графини Зотовой).

Въ одной небольшой внутренней комнатѣ на стѣнѣ виситъ родословная князей Куракиныхъ, тутъ-же, на другой стѣнѣ, гравированный портретъ князя Куракина, изображающiй его въ больномъ состоянiи, послѣ пожара, случившагося на балѣ у князя Шварценберга, въ Парижѣ. Здѣсь-же я прочелъ любопытную печатную афишу слѣдующего содержанiя:

ОБРЯДЪ И ПРАВИЛА ДЛЯ ЗДѣШНЯГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ ВЪ СѣЛЕ НАДЕЖДИНѣ

1) Хозяинъ, удаляясь отъ суетъ и пышностей мiрскихъ, желаетъ надѣется обрести здѣсь уединенiе совершенное, и отъ онаго проистекающее счастливое и ничѣмъ неколеблемое спокойствiе духа.

2) Хозяин почитаетъ хлѣбосольство и гостепрiимство основанiем взаимственнаго удовольствiя въ общежитiи. Слѣдственно видитъ въ оныхъ прiятныя для себя должности.

3) Всякое здѣсь дѣланное посѣщенiе хозяину будетъ имъ принято съ удовольствiемъ и признанiемъ севершеннымъ.

4) Хозяинъ, наблюдая предметъ и пользу своего сюда прiѣзда, опредѣляет въ каждый день раздѣлять свое время съ жалующими къ нему гостьми, отъ часа пополудни до обѣда, время обѣда и всѣ послѣ обѣда до семи часовъ вечера.

5) Хозяинъ по вышесказанному наблюденiю опредѣляетъ утро каждого дня отъ семи часовъ до полудня, для разныхъ собственныхъ его хозяйственныхъ объѣздовъ, осмотровъ и упражненiй, а вечеръ каждого дня, отъ семи до десяти часовъ опредѣляет он для уединеннаго своего чтниiя и письма.

6) Хозяинъ проситъ тѣхъ, кои могутъ пожаловать къ нему на одинъ, или на два, или на многiе дни, чтобъ, бывъ в его домѣ, почитали себя хозяевами, никакъ не помня о немъ единственно въ семъ качествѣ; приказывали-бъ его людямъ все надобное для нихъ услуги и, однимъ словомъ, распоряжали-бъ своимъ временемъ и своими упражненiями отъ самаго утра, какъ каждый привыкъ и какъ каждому угодно, отнюдь не снаравливая къ провожденiю времени самого хозяина, который чрезъ то съ новою къ нимъ благодарностiю получитъ всю свободу имъ принятое безостановочно и съ продолжительнымъ тщанiемъ выполнять.

7) Хозяинъ никогда не ужинаетъ, но всякiй день, въ девять часовъ вечера, будетъ у него ужинъ готовъ для всѣхъ, прiобыкшихъ къ оному; и онъ, прося дозволенiя отъ онаго всегда отлучаться, проситъ также своихъ случающихся гостей, не смотря на его отсутствiе, за оный садиться и за онымъ самимъ хозяйничать.

Все это намъ особенно понравилось; чтобъ ни говорило, а время этихъ прекрасныхъ привычекъ отжито — и жаль! — Все это такъ опредѣлительно говорило о порядкѣ здѣшней жизни князя, что разсказы старого дворецкаго набрасывали только болѣе яркiя краски на готовый уже очеркъ. Во время пребыванiя князя въ Надеждинѣ все кипѣло жизнiю шумной и полной всякаго довольства; учтивая, внимательная барская дворня прежняго времени по уши занята была услугами: многолюдство посѣтителей всегда было прiятно князю; часто многiе изъ бѣдныхъ дворянъ жили здѣсь по нѣскольку мѣсяцевъ; не смѣя изъ скромности представляться князю, они все-таки пользовались всѣми удобствами широкой, боярской жизни. Во дворѣ для выѣздовъ были всегда готовы экипажи и верховыя лошади, а на прудахъ ждали желающихъ шлюбки съ славными гребцами. Князь часто устроивалъ здѣсь крестьянскiе праздники, особенно въ день Бориса и Глѣба, во имя коихъ освящена церковь въ Александровской слободѣ, и въ Троицынъ День, празднуемый въ домовой церкви, которая нынѣ упразднена.

Пройдя широкiй дворъ, мы вошли въ садъ — прохладный, дремучiй, гдѣ не видно голубаго неба, — все зелень и тѣнь. По прямой широкой аллеѣ мы дошли до круглой площади, гдѣ находился прежде лѣтнiй1 домикъ (деревянный). Читатели Иллюстрацiи найдутъ его въ видѣ Сердобска изъ пригородной слободы (т. VI. стр. 244); онъ находится по правую сторону церкви, между другимъ домомъ и башенкою). Отъ него тянутся лучами широкiя аллеи, будто тоннели, проложенные въ массѣ зелени, открывая въ дали разнообразныя картины; впечатлѣнiе, какое они производятъ на зрителя — истинно очаровательно! Однообразiе аллеи дѣлаетъ незамѣтнымъ ея далекое протяженiе, между тѣмъ тамъ ярко освѣщенный предметъ заканчиваетъ чрезвычайно npiятно эту темную перспективу и составляетъ живописный съ нею контрастъ. Это очарованiе невыразимо, когда смотришь въ аллею Марiи Антуанетты, названную такъ по виднѣющемуся въ ея концѣ памятнику. Невольно погружаешься въ раздумье и память о той, чье имя она носитъ, все располагаетъ къ грустной и нѣжной мечтательности... (видъ на стр. 85). Въ эту аллею были обращены окна княжескаго кабинета въ лѣтнемъ домѣ. На концѣ другихъ аллей представляются: въ одной фасадъ дома, въ другой сельскiй видъ, будто въ дiорамѣ; въ третьей — голубая даль, поля и проходящее стадо при золотистомъ свѣтѣ вечерняго солнца. Князь былъ истинный любитель природы.

Прежде здѣсь было много храмиковъ, бѣсдокъ съ названiями, значение которыхъ было особенно прiятно и вполнѣ понятно князю; они были построены во имя истины, дружбы, любви, терпѣнiя и тому подобныя. Теперь одни небольшiя полянки, поросшiя молодой осиной, указываютъ только мѣста ихъ. Уцѣлѣлъ лишь земляной курганъ, на которомъ по вечерамъ гремѣла музыка; въ сторонѣ слышались въ то время пѣсни, въ темныхъ аллеяхъ мелькали группы молодыхъ женщинъ — и все оживлялось не присутствiем лишь, но сочувствiемъ владѣльца. Теперь мимолѣтнiй вѣтеръ шепчется съ вершинами деревъ, да въ тѣни вѣтвей тихонько пропоеть зябликъ, да развѣ иволга броситъ къ небу свою пѣсню и все смолкнетъ.

Оставляя садъ, мы по аллеѣ Марiи-Антуанетты дошли прямо до памятника ея (видъ на той-же стр.). Онъ сложенъ изъ кирпича; на мѣдной доскѣ пьедестала нѣкогда вызолоченными словами изображено:
 «На вечную Память Марiи Антуанеттѣ, Королевѣ Французской и Наваррской, супругѣ Короля Людовика XVI, дочери Императора Римскаго Iосифэ I-го, Императрицы-Королевы Венгерской и Богемской Марiи Терезiи, сестре Римскихъ Императоровъ: Iосифа II и Леопольда II, рожденной Эрцъ-Герцогини Австрiиской, которая своею красотою, своими достоинствами, всѣми изящными качествами души своея была украшенiемъ престола и пола своего, и была любима, почтена, обожаема всѣми, счастiе имѣвшими ее знать и къ ней приближаться. Она родилась въ Вѣнѣ, 1755 года, лишена жизни въ Парижѣ, посреди столицы ея, 16-го октября 1793 года, звѣрскимъ злодѣйствомъ бунтующихъ, вѣроломныхъ, сумазбродныхъ, проклятiе человѣческое и наказанiе Божеское заслуживающихъ подданныхъ ея. Мимоидущiй, вспомни о ней, возрыдай о несчастiяхъ ея, вознеси о ней горячую молитву твою предъ Всевышнимъ».

Со стороны берега домъ осѣненъ высокими березами; изъ-подъ тѣни ихъ невольно переносишься мыслью за полвека назадъ. Отправляясь въ 1800 году въ Парижъ, князь приказалъ посадить эти деревья въ память о себѣ, стараться сберегать ихъ и увѣдомлять его о ихъ состоянiи.

Въ прежнее время при домѣ были богадѣльня и больница; послѣдняя существуетъ еще. При садѣ былъ звѣринецъ изъ мѣстныхъ породъ.

Надворныя зданiя приходятъ въ разрушенiе: прекрасные фасады ихъ кое-гдѣ обезображены лубочными задѣлками оконъ; мѣстами солома покрываетъ каменныя стѣны; колонны склоняются на стороны... Но съ удовольствiемъ замѣчаешь, что старанiями управляющаго здѣшними имѣнiями эти запущенiя по возможности исправляются. &mdah; А давно-ли все это было построено? — Нѣкоторые старожилы еще помнятъ, какъ въ 1796 году князь Александръ Борисовичъ, удалившись изъ Петербурга въ здѣшнюю свою отчину, началъ при себѣ эти постройки. Онъ постоянно прожилъ тутъ до вступленiя на престолъ Павла I-го, послѣ чего часто прiѣзжалъ сюда въ лѣтнiе месяцы.

По смерти его всѣ эти отчины перешли во владѣнiе его племянника князя Бориса Алексѣевича Куракина.

Здѣшнiя отчины состоятъ изъ селъ: Надеждина и Александровской слободы, и деревень Карповки и Софьевки. Село Надеждино расположено немного выше слiянiя рѣкъ Сердобы и Хопра; въ немъ есть мельница пильная и винокуренный заводъ. Въ селѣ Надеждин1ѣ одна каменная церковь итальянской архитектуры, останавливающая на ceбѣ вниманiе своей легкостью и грацiей. Во внутренности ея — лучшее украшенiе иконы прекрасной работы, изъ которыхъ особенно достойны вниманiя боковыя двери алтаря съ изображенiями Архангеловъ Гаврiила и Михаила; также запрестольный образъ страстей Христа. Въ этой церкви хранятся двѣ священныя древности: крестъ и образъ Божiей Матери.

Святой крестъ серебряный вызолоченный, вѣсомъ 1 фунтъ 16 золотнiковъ. На немъ, подъ изображенiемъ распятiя Господня, сдѣлана рѣзная надпись:
«Лѣта 7189 мая въ 1 день построенъ сей святый и животворящiй крестъ Господень въ царство благочестивыя державы Государя Царя и Великаго Князя Ѳеодора Алексѣевича всея Pocciи и Его Благовѣрныя Царицы и Великiя Княгини Агаѳiи Семеновны». — Внутри креста налита пихтовая cѣpa, въ которой вложена святыня, какъ видно изъ надписи на нижней сторонѣ креста:
«часть животворящего древа, на немъ-же Христосъ распятъ бысть, часть ризы Спасителевой, части Святыхъ мощей: Богоотца Iоакима, Iоанна Предтечи, Спиридона, Епископа Тримиѳiйскаго, Iоанна Дамаскина, Митрополитовъ Петра и Iоны, Архiепископовъ Василiя Великаго и Iоанна Златоустаго, Апостола и Евангелиста Матѳея, Григорiя Богослова и Николая Чудотворца, Митрополита Алексiя и Филиппа, Дороѳея, Епископа Антiохiйскаго, Cepriя Радонежскаго, Саввы Сторожевскаго, Ѳеодора Стратилата и Iакова Персiянина; мучениковъ; Лукiяна, Савастiана и Пантелеймона; великомучениковъ: Меркурiя и Анѳима; мученицъ: Татiаны и Iустинiи. А строилъ рабъ Божiй Михаилъ Васильевъ, сынъ Собакинъ, въ домъ по душѣ своей и жены и дѣтей своихъ и по всѣхъ родителехъ своихъ въ родъ и родовъ!!»

Святая икона Божiей Матери стариннаго письма; на ней надпись:
«Истинное подобiе и мѣра съ самаго того чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Толгскiя, яже близь града Ярославля за шесть поприщь, явился той святый чудотворный образъ Трифону Арxiепископу Ростовскому и Ярославскому, въ лѣта 6822 — (1314) мѣсяца августа въ 8 день.»

Эти святые предметы вложены въ храмъ Княземъ Александромъ Борисовичемъ Куракинымъ.

Въ Александровской слободѣ также есть небольшая каменная, очень красивая церковь, (изображенiе на стр. 85).

Въ деревнѣ Карповкѣ устроена мельница на 10 поставовъ.

При деревнѣ Сердобскѣ находится множество хорошаго строеваго, краснаго и чернаго лѣса, обильнаго въ особенности тетеревами...

Д. Карташевъ
Сердобскъ
_______________________________
1  Просимъ читателя взглянуть на виды Сердсбска Иллюстрацiя томъ VI, странiцы 181, 185, 217 и 244.
    Редакцiя не можетъ достаточно благодарить какъ сообщившаго ей эту статью, такъ и вгѣхъ, которые желаютъ знакомить черезъ наше изданiе русскихъ съ своимъ русскимъ. Благодаря этому участiю, Иллюстрацiя въ теченiе послѣдняго времени помѣстила на своихъ страницахъ уже множество такихъ свѣдѣнiй и еслибы все ея достоинство заключалось хоть въ одномъ этомъ, то и тогда подобнаго альбома видовъ и свѣдѣнiй о Pocciи, какой представляютъ уже вышедшiе и представлятъ слѣдующiе томы Иллюстрацiи, не можетъ дать никто и за цѣну хотя-бы въ десять разъ высшую.
2  Смотри видъ дома со стороны двора, страница 83.

 


назадътитулъдалѣе