в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

.
Талонкина Евгения Ивановна

Дебютировала в партии Чио-Чио-сан оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй» на сцене петроградского Мариинского театра в 1917 году. В 1920 годах выступала в петроградском Государственном академическом театре комической оперы. Позднее выступала в Ленинградском государственном академическом Малом оперном театре, МАЛЕГОТ.
Первая исполнительница партий в России — Кухарочки, «Соловей» И. Ф. Стравинского, 1918 год, в СССР — Ивонны, «Джонни наигрывает» Э. Кшенека, постановка Н. В. Смолича, 1928 год.
Партии в ее исполнении: Микаэла «Кармен» Ж. Бизе; Шарлотта «Вертер» Ж. Массне, постановка П. С. Оленина, 1920 год; Стефано «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, Харьков, 1920 год; Чио-Чио-сан «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, постановка Н. Н. Боголюбова, 1922 год; Алиса Форд «Фальстаф» Дж. Верди, постановка С. А. Самосуда, 1925 год; Изабелла «Бокаччо» Ф. Зуппе, постановка В. Н. Соловьева, 1930 год; Ольга Токмакова «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова, постановка В. П. Шкафера, 1933 год; Николетта «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, 1934 год; Шарлотта «Вертер» Ж. Массне, 1940 год.
Партнеры: Н. С. Артамонов, С. В. Балашов, Н. А. Большаков, М. В. Бочаров, Б. А. Горин, Р. Г. Горская, В. П. Дмитриев, П. М. Журавленко, П. И. Засецкий, Н. М. Калинина, К. В. Кузнецова, П. Я. Курзнер, Е. Г. Ольховский, В. К. Павловская, А. И. Попова-Журавленко, М. А. Ростовцев, В. Ф. Райков, О. В. Тарновская, И. И. Толмазан, Б. М. Фрейдков, Ф. И. Шаляпин.
Пела под управлением А. Коутса, Э. А. Купера, Д. И. Похитонова, С. А. Самосуда.

Примадонна из Сердобска

Московская улица, центр города. По пути на Базарную площадь, не доходя до аптеки Гартмана, с правой стороны, был некогда двухэтажный каменный дом с огромной вывеской — Пивная распивочно и на вынос. Подвал дома арендовал армянин Асманов, лудил самовары и кастрюли. На первом этаже жила домохозяйка — вдова Талонкина Елена Платоновна, муж которой, столяр, умер, оставив ей троих детей, двух сыновей Петра и Аркадия, и дочь Евгению. Второй этаж сдавался под пивную, что являлось основным источником существования семьи Талонкиных.

Евгения родилась в Сердобске, училась в Сердобской женской гимназии, которую окончила в 1910 году. Будучи гимназисткой, она вступила в хор соборной церкви, быстро выдвинулась своим голосом, став солисткой партии сопрано. В то время торговля на ярмарке разрешалась после окончания церковной службы. Приезжающие на ярмарку крестьяне до начала торговли вынуждены были чем то занять свободное время. Большинство шло в соборную церковь посмотреть убранство, послушать пение. Регент хора это учитывал, по сложившемуся обычаю в такие дни ставил концерт и другие виды пений, где преобладает сопрано, исполняемое Евгенией Талонкиной.

Изумительный голос Евгении своей силой и красотой наполнял все здание церкви. Крестьяне поднимали головы вверх, озираясь по сторонам, ища глазами обладателя такого прекрасного голоса. Многие горожане ходили в церковь для того, чтобы послушать Талонкину.

Многие советовали Елене Платоновне, маме Евгении, по окончании гимназии учиться дальше. Но из-за отсутствия средств она это сделать не могла. Необыкновенныv голосом Евгении заинтересовался Алексей Васильевич Щеглов. Он был очень передовым человеком, окончил Киевский университет. Работал в Сердобске уездным инспектором по налогам.

Алексей Васильевич организовал в городе драматический кружок, который каждую неделю ставил спектакли. На вырученные деньги покупалась декорация, костюмы, в последствии был построен Летний театр. Чтобы не дать пропасть необыкновенному голосу Евгении Талонкиной, Щеглов направляет ее учиться в Петербургскую консерваторию за счет средств любительского драматического кружка.

Учителем пения у Талонкиной был М. М. Чупрынников1, профессор Петербургской консерватории. На первом курсе консерватории выяснилось, что у Евгении колоратурное сопрано — самый высокий, подвижный, сильный и ценный голос. Со второго курса ей была назначена стипендия, позволяющая учиться в дальнейшем без каких-нибудь проблем. Еще не окончив учения, по рекомендации консерватории, Талонкина стала выступать на сцене Мариинского оперного театра в Петербурге. После окончания консерватории, Евгения на всю жизнь связывает свою творческую деятельность с этим театром, постепенно став одной из лучших певиц, примадонной театра.

«Русская музыкальная газета» публикуетъ въ номерѣ 22–23 от 22–29 мая 1916 года замѣтку «Консерваторскiй актъ» и «Отчетъ Петроградской консерваторiи»
Учебный годъ въ Консерваторiи закончился вначалѣ мая въ виду нѣкоторыхъ обстоятельствъ военнаго времени. 9 мая 1916 года состоялся годичный актъ, начавшiйся оглашенiемъ отчета. Изъ прочитаннаго на актѣ Петроградской Консерваторiи отчета видно, что, несмотря на войну, контингентъ учащихся, сравнительно съ прошлымъ годомъ, возросъ. Наиболѣе учениковъ изъ всего выпуска приходится на фортепiанный классъ и классъ пѣнiя. Окончили въ нынѣшнемъ году 188 человѣкъ. Удостоены диплома, то есть званiя свободнаго художника 140 человѣкъ и аттестата 48 человѣкъ, причемъ госпожа Мерiинъ и В. Зеленскiй получили премiи въ видѣ роялей, а премiя фортепiанной фабрики братьевъ Оффенбахеръ присуждена окончившему по классу спецiальной теорiи Н. Хейфецу. Премiю имени профессора Шуберта получилъ А. Семеновъ, а премiю Михайловскаго дворца въ суммѣ 1200 рублей – госпожа Талонкина.
Публичный актъ 51‑го выпуска Консерваторiи состоялъ изъ 15-ти номеровъ обширной и содержательной программы. <...> Категорiю окончившихъ Консерваторiю представляютъ вокалисты — госпожи: Розенбергъ, классъ профессора Гладкой, Иванова, классъ старшей преподавательницы Акцери, Павлинова, Талонкина классъ профессора Чупрынникова; господа Сергѣенко, Кабановъ классъ профессора Чупрынникова и Таврогъ классъ профессора Иванова-Смоленского. При самомъ доброжелательномъ отношенiи нужно надѣяться, что въ дальнѣйшемъ, несомнѣнно, молодежь эта разовьется, окрѣпнетъ и будетъ полезными и нужными работниками въ тѣхъ отрасляхъ, которыя она изберетъ своею спецiальностью. Изъ общаго числа окончившихъ курcъ консерваторiи въ нынѣшнемъ году 10 человѣкъ уже приняты въ различные театры.

Е. И. Талонкина в сценическом костюме, 1920 год
Е. И. Талонкина в сценическом костюме, 1920 год
Роль Татьяны в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в 1916 году, роль Мадам Батерфляй в опере итальянского композитора Дж. Пуччини «Чио Чио сан» в 1917 году, роль Миньоны в опере французского композитора Ам. Тома «Миньон» в 1919 году — все это имело ошеломляющий успех и принесло славу Талонкиной. Когда она пропела арию Миньоны: «Вы ласточки летите в дальний путь, где солнце греет, где легче дышит грудь», в театре раздался гром рукоплесканий, букеты цветов заполнили всю сцену, публика понесла артистку на руках.

Множество художественных образов Евгении Ивановны Талонкиной в сценических костюмах запечатлел фотограф Д. И. Быстров. Дмитрий Иванович Быстров в 1916 году выиграл конкурс среди фотографов Петрограда, проводимый Императорским театром.

Событием явилась постановка Н. В. Смоличем оперы Эрнста Кшенека «Джонни наигрывает» на сцене Малый театр оперы и балета в 1928 году. Шлягер буквально всей Западной Европы в течение нескольких сезонов, «Джонни» довольно долго был сенсацией в нашей стране. В постановке все рассчитано на зрелищность, на головокружительные трюки, на оглушительный треск и шум. Кино, световые зайчики, ракеты и поезд, кража скрипки и прочие «события» подавались с ошеломляющим эффектом. Работа для дирижера и для артистов была огромная. Труднейшие партии сразу обратили внимание общественности на ряд относительно молодых артистов, резко выделились Е. И. Талонкина, Б. М. Фрейдков, показавшие свои незаурядные актерские данные.

В любой исполненной Талонкиной роли — ей рукоплескали, ей восхищались! В 1925 году Евгения Талонкина вместе с известным артистом Ленинградского театра В. П. Грохальским приехала на свою родину, в Сердобск. Здесь, в Летнем театре, она давала концерт для своих земляков, тепло встретивших ее.

Евгения Ивановна Талонкина до конца своих дней не сходила со сцены Ленинградского театра оперы и балета, отдавая все свои силы для искусства. В 1942 году, во время блокады Ленинграда, Евгения Ивановна тяжело заболела и умерла в больнице.

Из Книги Памяти, Блокада 1941–1944, том 30
Талонкина Евгения Ивановна, 1893 года рождения. Место проживания: улица Глинки, дом 1, квартира 12. Дата смерти: февраль 1942 года. Место захоронения: Серафимовское кладбище.

Е. И. Талонкина Е. И. Талонкина
Е. И. Талонкина Е. И. Талонкина
Е. И. Талонкина
Е. И. Талонкина в опере Дж. Пуччини
Е. И. Талонкина в опере Дж. Пуччини "Мадам Баттерфляй"
ария Чио-чио-сан, 1917 год

Фотографическая карточка с автографом

Е. И. Талонкина
Е. И. Талонкина
автограф: Вере Алябьевой на добрую память. Евгения Талонкина

Бирюч Петроградских Государственных театров

Е. И. Талонкина

Михайловский театр. Евгений Онегин. Музыка П. Чайковского. Текст по Пушкину. Сценическая постановка О. О. Палечека. Режиссер М. С. Циммерман. Танцы поставлены П. Н. Петровым. Действующие лица: Татьяна Ларина — Е. И. Талонкина.

Бирюч Петроградских Государственных театров № 1, 1–8 ноября 1918 год

Постановка «Миньоны», в Михайловском театре, окончательно назначена на 25-е ноября. Заглавная партия поручена госпожам Коваленко, Владимировой и Талонкиной. В партии Филины будут чередоваться госпожи Бронская и Горская.

Бирюч Петроградских Государственных театров № 4, 24–30 ноября 1918 год

Е. И. Талонкина

Михайловский театр. Евгений Онегин. Дирижер В. А. Дранишников. Режиссер М. С. Циммерман. Действующие лица: Татьяна Ларина — Е. И. Талонкина.

Бирюч Петроградских Государственных театров № 9, 1–8 января 1919 год

Государственная опера
.... Артисты Мариинского театра Талонкина, Леонова, Селях, Грохольский, Курзнер и Куклин ездили на Гатчинский фронт, где участвовали в концерте. В той же поездке участвовал известный «квартет бродячих артистов» Н. В. Ростова, А. А. Орлов, Рамш и Филиппов. Концерт происходил на открытом воздухе. Такие летучие концерты на фронте, с участием артистов Государственной оперы, продолжались все лето.

Бирюч Петроградских Государственных театров, Сборник статей, 1919 год
***
Приложение
Партийный архив Ленинградского ОК и ГК ВКП/б/
Ленинградский Областной Комитет ВКП/б/
Особый сектор
II часть

Переписка на имя секретаря Обкома ВКП/б/ СНК СССР с органами НКВД и прокуратуры, Гостеатрами и записки инструктора горкома ВКП/б/ по искусству, о положении в театрах на сезон 1934/1935 года и об отдельных работниках
/индекс № 252/
Фонд № 24, опись 2в, связка 567, единица хранения 768

Вх. № 480-11с
16 июня 1934

Директор ГАТОБ В. С. Бухштейн

Положение в ГРУ солистов оперы в нашем театре явно неблагополучно. С одной стороны мы имеем группу стариков, являющихся бесполезным балластом труппы, сильно отягчающих фонд зарплаты и не только не несущих полной нагрузки, но коих нельзя загружать, в целях сохранения качества спектакля на должной высоте. С другой стороны группа молодежи, ещё не окрепшая для замены стариков.
Мы стоим перед необходимостью освежения состава нашей труппы солистов за счет освежения состава нашей труппы солистов за счет освобождения балласта и привлечения на их место новых исполнителей. Явление совершенно закономерное, практикуемое во всех театрах СССР, однако опыт прошлого сезона доказал, что процесс сокращения штатов, попытка освободиться от малоценных для производства людей, в нашем театре, явление чрезвычайно болезненное и не всегда возможное, несмотря на очевидную целесообразность его. А поэтому вынужденный крайней необходимостью провести освежение состава в труппе солистов, прошу санкционировать мне увольнение 6-и артистов, с оповещением их об этом с 1/УП-сего года, то есть с момента ухода в отпуск, выплатой им за отпускной период, с тем, чтобы с 1-го сентября этот же фонд зарплаты можно было использовать для вновь приглашенных артистов. Во избежание совершенно неизбежных разбирательств во всевозможных инстанциях, где это решение будет обжаловано, я прошу предупредить эти события, поставив в известность о нашем решении соответствующие учреждения и организации. Без вашей санкции, а также упомянутого оповещения, я не имею никаких оснований и никаких надежд на положительные результаты этого необходимого мероприятия. Прилагаю список артистов подлежащих увольнению, фонд зарплаты каких составляет 50 тысяч рублей в год, с начислениями.
<...>
5. Талонкина, Евгения Ивановна, из мещан, родилась в 1892 году, служит с 1916 года, получает 450 рублей в месяц, лирико-драматическое сопрано. Без малейшего ущерба для производства, может быть уволена, так как единственную партию, которую за ней сохранили — Ольгу в Псковитянке, ей предоставляют только для оправдания ее нахождения в театре; но по качеству же все лирико-драматическое сопрано выше ее; других партий ей давать нельзя, так как все остальные исполнительницы несомненно свежее и выше по качеству.
<...>
Резолюция товарищ Киров
С запиской товарища Бухштейна я согласен. Прошу Вашего разрешения — его просьбу удовлетворить.
Родионов
15 июня 1934 года

Ленинградский Областной Комитет ВКП/б/
Секретная часть
Вх. № 218 -26-с
28 октября 1934 года

В Секретариат ЛК ВКП/б/
Культпроп ЛК ВКП/б/ ставит перед секретариатом ЛК ВКП/б/ вопрос об изменении директорского состава следующих художественных зрелищных организаций Ленинграда:
1. Освободить от работы в ГАТОБ товарища В. С. Бухштейн, как не могущего в дальнейшем обеспечить руководство этим чрезвычайно ценным театром союзного значения и утвердить директором этого театра товарища Р. А. Шапиро.
<...>
Инструктор ЛК ВКП/б/ по искусству Я. Смирнов

10 дкабря 1920 г, Вертер Ж. Массне, дирижер М. Купер, постановка П. С. Оленина, 17 спектаклей 20/21 сезон
6 октября 1925 г. Фальстаф Дж Верди, композиция В. Р. Раппапорт, музыкальная постановка С. А. Самосуд, художник Н. П. Акимов, хореография А. И. Чекрыгин, 15 спектаклей 25/26 сезон
13 ноября 1928 г. Джонни наигрывает, Э. Кшенека, дирижер С. А. Самосуд, постановка Н. В. Смолич, художник В. В. Дмитриев, балетмейстер В. И. Вайнонен, 74 спектакля 28/29 сезон
24 мая 1930 г. Бокаччо Ф Зуппе, дирижер С. А. Самосуд, постановка В. Н. Соловьев, художник В. В. Дмитриев, 161 спектакль сезона 29/30
_______________________________
1 Митрофан Михайлович Чупрынников, 1866–1918, — артист оперы, лирический тенор, камерный певец и педагог. Учился у Е. А. Лавровской, в 1894 –1914 годах артист Мариинского театра в Санкт-Петербурге, пел с Ф. И. Шаляпиным. С 1907 года профессор Петербургской консерватории. Участник мужского вокального квартета, основанного Н. Н. Кедровым, богослужебные песнопения Русской Православной Церкви. Участвовал в первом сезоне Русской Оперы в Париже в 1908 году.

 


назадътитулъдалѣе