в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»

А. И. Дворжанский «Собор Михаила Архангела города Сердобска 1905–2005: к 100-летию освящения»
Собор Михаила Архангела города Сердобска 1905–2005
к 100-летию освящения

С апреля 1944 года отец Александр возобновил свое служение в том же самом храме, был награжден палицей, а в следующем году по направлению епископа Михаила возглавил организационную работу по открытию вначале Преображенской церкви в селе Николо-Пестровке Иссинского района, а затем Михайло-Архангельского храма в Вадинске. 13 ноября 1945 года он овдовел и 6 июня 1946 года был перемещен в город Сердобск на настоятельское место. Однако город встретил его неприветливо: уже вскоре на него в Патриархию ушел грязный анонимный донос, написанный теми, кто не хотел себе нового настоятеля. До выяснения обстоятельств дела отец Александр был временно запрещен в священнослужении, но вскоре, за отсутствием вины, восстановлен и направлен в село Усть-Вазерки Бессоновского района, а 11 декабря 1947 года перемещен на место настоятеля церкви Рождества Христова села Инсар Мордовской АССР. Там тоже нашелся любитель анонимок, и в 1949 году священник на четыре месяца был отстранен от службы, пока расследовались причины возникшего в его приходе конфликта. Результаты проверки показали полную его невиновность в возводимых на него обвинениях, и епископ Кирилл восстановил протоиерея Зарина на прежнем месте, чего желал и сам священник, и многочисленные жители Инсара.

30 марта 1951 года А. Д. Зарин был награжден крестом с украшениями, а 20 апреля того же года Пензенский епархиальный совет постановил перевести его для пользы службы из Инсара в Сердобск настоятелем и благочинным третьего епархиального округа. Этого требовала и справедливость — в возмещение того морального ущерба, который отец Александр незаслуженно понес во время своего первого настоятельства в Михайло-Архангельском соборе Сердобска. Но если бы он знал, что его еще там ожидает...

В личном деле протоиерея того периода есть такая характеристика на него, подписанная преосвященным Кириллом: «Протоиерей Зарин А. Д. поведения отличного. По службе аккуратен. Ввиду проявленной во время обновленческого раскола идеологической неустойчивости не пользуется полным уважением со стороны некоторых пастырей и пасомых. Трезв и со всеми обходителен». Как мы видим, его временное уклонение в раскол в тридцатые годы до сих пор тянулось за ним, влияя на взаимоотношения и с духовенством, и с прихожанами, а скорее всего — просто использовалось и теми, и другими в собственных интересах. Однако итоги деятельности собора за 1951 год показали резкое увеличение его доходов, которое наступило после того, как настоятелем вместо Басова стал Александр Зарин. Церковный совет в количестве двадцати человек, удовлетворенный такими результатами, на своем собрании от 3 февраля 1952 года единогласно постановил: «Принимая во внимание деятельность отца настоятеля протоиерея Зарина, направленную на благолепие храма и водворение мира в храме и среди верующих, и за хорошее благоговейное церковное служение, проповедничество и трезвый образ жизни... ходатайствовать перед Епархиальным Архиепископом и Советом и Святейшим Патриархом представить отца протоиерея Зарина к награде митрой. А также второго протоиерея отца Алексия Боженова, за его службу и прежние заслуги перед храмом во время его настоятельства, ходатайствовать перед Епархиальным Архиепископом и Советом о награждении его очередной наградой — крестом с украшениями. Диакона Султанова, за его благоговейное, истовое служение и прекрасное душевное отношение к верующим, ходатайствовать перед Архиепископом Кириллом о присвоении ему звания протодиакона. Желательно, чтобы наши пожелания и ходатайства о награждении всех были выполнены ко дню Святой Пасхи 1952 года».

23 сентября 1953 года Епархиальный Совет на своем заседании обсуждал вопрос о предстоящем 50-летии служения протоиерея Александра Зарина, которое исполнялось 8 октября того же года. При этом особо отмечались его заслуги на посту настоятеля Михайло-Архангельского собора города Сердобска, где он «своим умелым руководством, тактическим подходом к людям сумел умиротворить приход и положить конец длительной распре в нем». Также отмечалось, что «во время Отечественной войны, служа священником в городе Саранске, отец протоиерей Зарин сумел собрать значительные суммы денег на патриотические нужды и заслужить благодарность Советского Правительства», за что он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». От себя добавим, что в 1945 году он внес на эти цели 22.000 рублей и был награжден медалью вместе с епископом Михаилом и настоятелем Казанской церкви города Кузнецка протоиереем А. П. Михайловым. Учитывая все это, Епархиальный Совет просил архиепископа Кирилла ходатайствовать перед Святейшим Патриархом о награждении юбиляра высшей церковной наградой — митрой, для получения которой требовалось 40-летнее беспорочное служение в пресвитерском сане. Однако формально отец Александр все же не мог еще рассчитывать на митру, поскольку момента последней награды прошло не пять лет, как полагалось, а всего три года. Тем не менее ответ из Патриархии был для него неожиданным и особенно болезненным от того, что напомнил, казалось бы, давно уже забытый им неприятный момент из собственной биографии — уклонение в раскол, уменьшавшее его время служения Русской Православной Церкви на три года. 2 октября 1953 года на имя архиепископа Пензенского и Саранского Кирилла поступило письмо из канцелярии Московской Патриархии, в котором говорилось следующее: «Вопрос о прежней службе протоиерея Зарина требует некоторых выяснений; кроме того, его пребывание в Григорианском расколе сокращает его службу в Православной Церкви, а потому в этом году не исполняется 50-летие его служения».

Внимательное прочтение этого ответа наводит на мысль, что главным, почему было отклонено ходатайство о его награждении, было все же не участие в расколе, а совсем другое, то, что требовало, как говорилось в письме, некоторых выяснений. О чем же шла речь? Вскоре отцу Александру, к большому его огорчению, и это стало известно. Оказывается, в Патриархии уже давно «гуляла» анонимка, в которой некая «группа верующих» обвиняла 70-летнего священника в страшном грехе незаконного сожительства с 35-летней счетоводом-бухгалтером церкви, воспитывавшей двух взрослых сыновей. Ложь была настолько явной, что не составило бы особого труда ее опровергнуть. Но к этому времени она обросла и другими «обвинениями» завистников, которые часто любят рядиться в одежды правдолюбцев. Поэтому требовалось тщательное расследование всех изложенных в доносах обстоятельств. Для этого при Епархиальном Совете была учреждена следственная комиссия, которая опросила целую группу людей, достаточно хорошо информированных о церковной жизни Сердобска, и доказала полную несостоятельность всех обвинений в адрес настоятеля. Но два моральных удара подряд были слишком большим испытанием для старого человека. Здоровье его стало резко ухудшаться. А тут еще несчастный случай, правду говорят: беда одна не приходит. О нем известно из самых первых рук, из рапорта по поводу случившегося, написанного протоиереем А. Зариным в 1954 году на имя епископа Пензенского и Саранского Леонида.

«Настоящим имею честь довести до сведения Вашего Преосвященства следующее скорбное событие. 20 октября сего года в шесть с половиной часов вечера я с диаконом В. А. Султановым ехали на лошади со станции Сердобск восвояси. На Куйбышевской улице навстречу нам шла грузовая машина. Она крылом врезалась в нашу телегу, поставила ее вертикально. Я сидел внутри телеги, и меня выбросило из нее метров на пять на дорогу, мощеную камнем. У меня сильно убита левая сторона, особенно бок. Больше меня пострадал диакон. Его крылом машины тащило по мощеной дороге некоторое расстояние. У него надтреснут череп головы, помята грудная клетка, сколько-то поломано ребер, но не менее пяти, зашита нога, на которой получилась ссадина. В общем, состояние здоровья его тяжелое. Первые дни были опасения за его жизнь. С 26 октября положение улучшилось. Располагает полной памятью. Навещают его родители и родственники. Мне врачом дан бюллетень до 1 ноября. В начале болезни чувствовал себя лучше. С успехом в страшную историческую ночь увез Султанова в больницу, продежурив при нем в ночи четыре часа, не дав застыть ему на холоду. Теперь мое положение ухудшается: сильные сердечные колики. Вашего Преосвященства покорный слуга и молитвенник протоиерей А. Зарин».

25 ноября того же года определением епископа Леонида протоиерей Зарин по состоянию здоровья отстраняется от активной настоятельской деятельности и назначается «почетным настоятелем церкви Михаила Архангела города Сердобска с освобождением от несения административных и хозяйственных обязанностей и несения священнических треб». Ему благословлялось лишь «служение в храме в праздничные и другие дни и обязательно в сослужении очередного священника». Настоятелем собора стал протоиерей Антоний Волошенко, с которым, как видно, отношения у него не сложились, вряд ли отец Александр смог полностью отстраниться от всех дел в храме, даже когда вышел за штат, и наверняка снова появились основания к нареканиям в его адрес — на этот раз уже со стороны нового настоятеля. Во всяком случае, уже 16 марта 1955 года «для пользы дела» протоиерей А. Зарин был освобожден от должности почетного настоятеля и ему категорически запрещались всякие действия, помощь во время богослужения, а также и совершение самих богослужений. Теперь любое его появление в храме могло восприниматься уже как «разложение приходской жизни». 3 апреля 1957 года отец Александр, так и не оправившись от всех этих ударов, скончался.

В 1955 году в Сердобском соборе был учрежден третий штат, видно по всему, что новый настоятель не справлялся со своими обязанностями, что подтверждает и назначение 25 января 1957 года на должность настоятеля протоиерея Сергия Аркадьевича Смирнова, которому предстояло прослужить в Михайло-Архангельском соборе восемь с половиной лет.

С. А. Смирнов родился в 1896 году в селе Вьюнки Наровчатского уезда. В 1918 году он окончил Пензенскую духовную семинарию, был рукоположен епископом Краснослободским, викарием Пензенской епархии Григорием, Соколовым, во диакона, а следом епископом Иоанном, Поммером, во священника и назначен настоятелем Казанской церкви села Богородского ГолицынаСаранского уезда. Состоял в должности окружного благочинного. В 1927 году епископом Филиппом перемещен настоятелем к Казанской церкви села Лады Мордовского автономного округа, в 1929 году им же был награжден наперсным крестом. В январе 1930 года осужден Тройкой ОГПУ на 10 лет по обвинению в антисоветской агитации и отбывал ссылку по 1947 год. В марте 1949 года епископом Кириллом назначен настоятелем Успенского храма города Темникова Мордовской АССР, откуда был выслан в Северный Казахстан, где пробыл пять лет. В марте 1956 года епископом Леонидом определен настоятелем храма Рождества Христова села Покассы Ширингушского района МАССР. Вскоре после перемещения в город Сердобск награжден саном протоиерея.

В личном деле священника имеются две его характеристики, одна из которых гласит: «Настоятель соборной церкви города Сердобска протоиереи Смирнов Сергей Аркадьевич является одним из лучших священников епархии. Жизнь этого пастыря с самого начала стала пламенным служением Богу. Художественно благоукрашает храм, заботится, чтобы он был чистый, уютный и теплый. Мудрый администратор и рачительный хозяин. Заботится о религиозно-нравственном просвещении. Внес в приходскую жизнь мир, который до его поступления часто нарушался. Внимателен как к своему причту, так и прихожанам. Трезв. В семейном и бытовом отношении безупречен». Эта характеристика написана членом Епархиального Совета протоиереем Наровчатским. Другая начертана рукой епископа, впоследствии архиепископа, Феодосия, Погорского. В ней говорится следующее: «Протоиерей С. Смирнов, отличаясь глубокой религиозной и молитвенной настроенностью, является одним из лучших пастырей епархии. бокой религиозной и молитвенной настроенностью, является одним из п™!Г' °Тличаясь ГЛУ" Богослужение совершает с большим воодушевлением, поучая своих прихожан Словом Божиим. Божиим. Пастырские обязанности исполняет ревностно и добросовестно. Внимателен как к своему причту, так и к прихожанам. Приложил много усилий и забот в деле благоукрашения и реставрации своего величественного собора. Хороший администратор и рачительный хозяин, внимательно наблюдающий за нормальным порядком церковноприходской жизни собора. Обладая христианским миролюбием и мудрым житейским тактом, сумел умиротворить приход, в котором до него мир часто нарушался. Как благочинный проявляет исполнительность, наблюдательность и рассудительность в делах подведомственного духовенства и церквей. Ведет христианский, трезвый и скромный образ жизни. Уважаем и любим своим приходом». Эти характеристики готовились накануне награждения протоиерея Смирнова палицей, которую он получил ко дню Святой Пасхи в 1961 году.

Владыка Феодосии неоднократно бывал в Сердобске и видел, как хорошеет и благоустраивается Михайло-Архангельский собор с самых первых дней пребывания отца Сергия на настоятельском месте, уже в 1957 году на устройство парового отопления, реставрацию живописи и покраску куполов было израсходовано 65.200 рублей, что говорит также и о хороших доходах, а следовательно, и хорошей посещаемости собора. Действительно, Сердобский собор относился к числу наиболее посещаемых храмов Пензенской епархии, наряду с храмами Пензы, Кузнецка и Беднодемьяновска. В 1959 году на обновление иконописи было затрачено еще 110.300 рублей.

Такие успехи наблюдались во многих храмах по всей России, и это не могло не встревожить государственные и партийные органы. Поэтому начало 1960-х годов знаменуется новым наступлением государства на Церковь. Принимаются постановления, ограничивающие права Русской Православной Церкви: «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах» от 13 января 1960 года, «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах» от 16 марта 1961 года, которое отстраняло священнослужителей от управления приходами и делало их не хозяевами храмов, заботящимися об их процветании, а всего лишь наемными работниками церковных советов, такими же, как, к примеру, сторожа и уборщицы. Было запрещено приглашать священников на собрания «двадцатки», а самим священникам вмешиваться в вопросы хозяйственной деятельности церквей. Настоятелю не разрешалось входить в церковный совет, что само по себе уже нарушало советское законодательство: священник, верующий человек, вдруг исключался из религиозного общества, хотя имел право, в принципе, баллотироваться даже в Верховный Совет. При этом предпринимались усилия и к обновлению состава исполнительных органов общин, с тем, чтобы ввести туда нужных людей, через которых можно было бы успешно проводить работу по ослаблению деятельности церквей. И в такой обстановке дальнейшие взаимоотношения священников с религиозной общиной всецело зависели от авторитета священнослужителей.

XXII съезд КПСС, состоявшийся в октябре 1961 года, провозгласил построение в нашей стране в течение ближайших двадцати лет коммунистического общества, нацеливая активных строителей коммунизма на полную ликвидацию религии как таковой. Но для успешной борьбы с Церковью требовалось прежде всего подорвать ее экономическую базу. Основным источником существования церквей являлась свечная продажа, поэтому правительство обложило непомерным налогом свечное производство: вместо 16 рублей за 1 кг свечей церкви стали получать их по 200 рублей за килограмм. Естественно, это повлекло увеличение и цен на свечи. Однако местным уполномоченным по делам Церкви вменялось в обязанность следить за тем чтобы в епархиях цены особенно не поднимали. Пензенский уполномоченный даже настаивал на том, чтобы продажа в храмах предметов религиозного культа проводилась по ценам равным их себестоимости!, а содержаться церкви должны только за счет добровольных пожертвований верующих, хотя каждый прихожанин знает, что покупая свечу, он тем самым как раз и жертвует на храм. Воспользовавшись тем, что в Сердобске вместо уменьшения цен на свечи по предложению церковного совета собрание «двадцатки» приняло решение об их увеличении в связи с большими реставрационными работами, весь старый состав исполнительного органа общины Михайло-Архангельского собора в 1961 году был снят с регистрации и вместо него выбран новый.

Со второго полугодия 1962 года в храмах был введен квитанционный учет всех, кто совершал крещение, венчание и отпевание. Теперь государство брало под самый жесткий контроль тех, кто не вписывался в его атеистическую политику, и могло более успешно применять к ним меры воздействия, чтобы навсегда отбить у людей охоту ходить в церковь. Результаты не замедлили сказаться: в 1964 году в Сердобске крестилось в церкви на 493 человека меньше, чем в предыдущем, а венчалось всего две пары. Религиозная жизнь в городе пошла на убыль.

Во время нахождения на Пензенской кафедре владыки Феодосия, 1960–1967 годы, в храмах стало практиковаться во время богослужений совместное пение всеми верующими церковных молитв. В Сердобском соборе было введено в богослужебную практику пение народом следующих песнопений: «Царю Небесный», «Богородице Дево», «Рождество Твое Христе Боже наш», «Дева днесь Пресущественного рождает», «Величит душа моя Господа», «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево», «Утверждение на Тя надеющеся», «Верую», «Отче наш», тропарей двунадесятых праздников, припевов к акафистам, читаемым во все воскресные и праздничные дни. Однако в первых числах января 1962 года сердобский хор и весь приход понесли невосполнимую утрату — скончался 86-летний регент правого хора Петр Дмитриевич Щетинин, всю свою жизнь посвятивший Михайло-Архангельскому собору. С восьми лет он уже пел в церковном хоре, затем стал управлять им и служил в соборе, можно сказать, до последних дней, лишь за год до смерти у него отказали ноги и он не мог больше посещать свой храм.

25 февраля 1964 года владыка Феодосии был возведен в сан архиепископа, а 8 марта протоиерей Сергий Смирнов сообщает ему, как это выдающееся событие в жизни епархии было отмечено в Сердобском храме: «Циркулярное письмо Вашего секретаря, извещающее о сем знаменательном событии, было обнародовано в нашем соборе при совершении литургии в воскресный день Недели мясопустной и предварено краткой беседой об архипастырской деятельности Вашего Высокопреосвященства за время четырехлетнего служения на посту Управляющего Пензенской епархией. По окончании Божественной литургии был отслужен благодарственный молебен Господу Богу, возвысившему честь и достоинство нашего иерарха, о ниспослании ему здравия и долгоденствия. Молебен завершен возглашением многолетия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и Высокопреосвященнейшему Феодосию, архиепископу Пензенскому и Саранскому. Отрадно было наблюдать настроение молящихся, выражающих любовь и признательность к своему владыке словами: «Спаси его Господи», «Дай ему Бог многие годы жизни». На глазах многих были видны слезы.

Настоятель Михаило-Архангельского собора протоиерей Сергий Смирнов в 1964 году за свои заслуги перед Церковью получил сразу две новые награды — крест с украшениями и митру. С этими наградами он вернулся из Пензы в Сердобск накануне Вербного воскресенья, на которое служил в соборе Божественную литургию, а после нее рассказал прихожанам, как прошло его награждение и какие трогательные чувства он при этом испытал. Прихожане были растроганы до слез и радовались за своего настоятеля, тем более что награды были вполне заслуженными. 21 ноября 1963 года архиепископ Феодосии сам побывал в Михайло-Архангельском соборе на его престольный праздник Архистратига Михаила и смог лишний раз вынести самое благоприятное впечатление о состоянии храма. А в феврале 1964 года он направил настоятелю собора следующую резолюцию: «В Сердобском соборе я наблюдал много положительных фактов, характеризующих церковноприходскую жизнь с лучшей стороны. Отец настоятель прилагал и прилагает много усилий, чтобы собор во всех отношениях был образцовым. Ремонт сделан прекрасно. Чтение выразительно. Хор правый и левый поет хорошо. В алтаре наводится порядок. Настоятель поучает свою паству словом и житием. Церковный совет, чувствуется, состоит из людей, преданных Церкви и заботящихся о добросовестном исполнении своих обязанностей. Желаю духовенству, церковному совету, служащим и прихожанам собора еще больше заботиться о своем соборе и о порядке в нем, чтобы в мире и согласии возносить свои молитвы и получать духовное утешение».

Несколько подробнее о храме знакомят подготовленные отцом Сергием «Сведения о Михаило-Архангельском соборе в городе Сердобске и приходе по состоянию за 1963-й год».

«Одним из великолепных храмов епархии является Михаило-Архангельский собор в городе Сердобске. Его объем, внешнее и внутреннее устройство, заведенный порядок богослужений и установившаяся атмосфера взаимоотношений, основанная на принципах христианского мира и согласия, привлекает к нему многих верующих, желающих получить покой душевный. И в будни, и в праздники идут сюда люди, некоторые помолиться, а другие выполнить христианские обязанности или церковные требы. В меру своего усердия или расположения, они несут в храм свои трудовые копейки, чтобы затеплить свечу, поддержать красоту и великолепие храма. Церковный же орган, ведая собранными средствами, не забывает и своего гражданского долга, выделяя из этих средств нужную долю в «фонд мира».

Храм содержится в чистоте и порядке. Постоянная уборка его, чистка и мытье, исключает возможность загрязнения. Престолы и жертвенники одеты в приличную одежду, которая по временам меняется. На престолах — ковчеги в футлярах. В одном из них хранятся запасные частицы святых Даров и святого Миро. Излишняя церковная утварь находится в шкафу. Обеспеченность храма церковной утварью, богослужебными книгами, всякого рода облачениями — удовлетворительна. Средняя посещаемость храма в будние дни от 10 до 50 человек, в воскресные — до 200–300 чел, в дни двунадесятых праздников — от 300 до тысячи человек. В храме поют два хора, из коих один платный. Среди ежедневных служб имеется один выходной день — понедельник, когда дежурным священником выполняются только требы. Если же этот день совпадает с днями праздничными или днями чтимых святых, то пропуска в служении не бывает. Богослужебная практика в приходе в свое время была одобрена предшествующими епископами. Она не встретила возражений и со стороны ныне здравствующего и правящего епископа. Все священные обряды и таинства совершаются в храме. Как исключение, на дому бывает напутствование, причащение и соборование, тяжело больных. Исповедь, как правило, индивидуальная. При большом стечении народа допускается и общая исповедь. Этой общей исповеди обычно предшествует беседа, содержащая объяснение заповедей пророка Моисея, а иногда о христианских добродетелях. Число поучений в храме, в сравнении с прошлым годом, сократилось из-за моей болезни.

Как уже сообщалось в начале обзора, взаимоотношения между членами причта и общиной, а также ее органом покоятся на принципах христианского мира и согласия. Не было между ними случаев взаимной ненависти или вражды.

К числу особых событий в истекшем году следует отметить посещение Преосвященнейшим Феодосием, епископом Пензенским и Саранским, нашего храма и совершение в нем архипастырского богослужения в храмовой праздник в честь святого Архистратига Божия Михаила 8-го ноября.

Настоятель протоиерей С. Смирнов».

Этот отчет настоятель собственноручно отвез владыке, но во время своей поездки в Пензу сильно простудился. Несмотря на это, превозмогая себя, он еще четыре дня после возвращения в Сердобск служил в соборе, а затем слег с воспалением легких. Это было уже повторное воспаление — первое он перенес за два года до того. 30 июня 1964 года в 21 час 15 минут отец Сергий скончался. Погребение его состоялось 2 июля. Направляя в «Журнал Московской Патриархии» некролог, написанный делопроизводителем владыки архимандритом Спиридоном, архиепископ Феодосии просил Преосвященного Питирима, председателя издательского отдела Московской Патриархии, поместить этот некролог, в виде исключения, полностью, без сокращений, — ради заслуг почившего, являвшегося, как он отмечал, выдающимся пастырем Пензенской епархии.

То же самое хотим сделать и мы, помещая здесь те самые строки, которые читала 41 год назад его осиротевшая сердобская паства.

1 июля текущего года после продолжительной и тяжелой болезни на 69-м году своей жизни скончался настоятель Михайло-Архангельского собора города Сердобска Пензенской области митрофорный протоиерей отец Сергий Смирнов.

Почивший по своим личным и служебным качествам являлся одним из достойнейших пастырей Пензенской епархии: 46 лет прослужил он Церкви Божией в священном сане, из них более сорока в должности благочинного, а последние годы он состоял еще и членом епархиального Совета.

Весь срок его служения протек в духе неослабевавшей ревности к пастырскому долгу, в исполнении которого он всегда отличался примерным тщанием, образцовой честностью и неустанным проповеданием Слова Божия.

За свою долголетнюю многополезную и беспорочную службу он был награжден Святейшим Патриархом Алексием ко дню Святой Пасхи нынешнего года высшими церковными наградами: наперсным крестом с украшениями и митрой.

Предчувствуя близость кончины, отец Сергий приготовился к ней таинством елеосвящения и неоднократным причащением Святых Таин. Готовился он к исходу безбоязненно, с твердой верой в милость Божию и упованием на вечную блаженную жизнь, утешая оплакивающих его родственников и прихожан.

За неделю до смерти его посетил Высокопреосвященный Феодосий, архиепископ Пензенский и Саранский, с которым он простился и принял от него молитвенное напутствие и слово утешения. Простился он также со всеми посещавшими его прихожанами, преподавая им прощальное благословение и испрашивая милость о себе по смерти.

Кончина его была, несмотря на страдания, мирной, в ясном сознании и поистине христианской.

Погребен он был, искренно оплакиваемый своей осиротевшей паствой, потерявшей в лице его любвеобильного духовного отца, миротворца и наставника.

Вечная память новопреставленному протоиерею Сергию, доброму пастырю и верному служителю алтаря Господня!..

Архимандрит Спиридон».

За два года до кончины Сергия Смирнова покинул причт Собора, выйдя за штат по болезни, протоиерей Алексий Боженов, прослуживший в соборе 16 лет и скончавшийся 15 декабря 1971 года в городе Сердобске. На семь лет дольше него трудился в Михайло-Архангельском соборе протодиакон Владимир Андреевич Султанов— свидетель и участник послевоенного возрождения собора. Родился он в Куйбышевской области в 1917 году. В 1938 году окончил Брянский ветеринарный техникум, затем два года проучился в Орловском пединституте. 12 апреля 1945 года епископом Пензенским и Саранским Михаилом был назначен на должность штатного псаломщика только что открытого в Пензе Успенского кафедрального собора. В январе 1946 года рукоположен во диакона к тому же собору, а 20-го апреля переведен ту же должность в Михайло-Архангельский собор города Сердобска. Здесь он много трудов положил вместе с настоятелем протоиереем Иоанном Виноградовым по очистке и вывозу из собора перед его открытием военного имущества, которого, по словам очевидцев, насчитывалось 86 вагонов. В 1965 году он был награжден Архиерейской грамотой, а 25 мая следующего года — саном протодиакона.

В апреле 1968 года Владимир Султанов, после 22-х лет службы в Михайло-Архангельском соборе, подал прошение об увольнении и переехал в Волгоград, где поступил протодиаконом в Казанский собор. Причиной его отъезда из Сердобска стал конфликт с новым настоятелем Михаилом Ординым, назначенным на место умершего Смирнова. Суть этого конфликта излагает владыка Феодосий: «Протодиакон В. Султанов служил в Сердобском соборе более 20 лет, усердно и добросовестно исполнял свои обязанности, вполне удовлетворяя прихожан как своей службой, так и поведением. С 1966 года отношение к нему изменилось в связи с тем, что бывший настоятель собора М. Ордин, преследуя личные и корыстные цели, произвел большое возмущение в приходе и, в частности, без всяких к тому оснований. Возбудил против протодиакона В. Султанова незначительную группу своих темных и фанатичных приверженцев, «группу Хорькова», которые стали жаловаться на него, используя клевету и добиваясь его ухода из Сердобска в отместку за увольнение из Сердобска священника М. Ордина, якобы уволенного по проискам протодиакона В. Султанова, каковая версия является абсолютно неправдоподобной». Михаил Ордин «за ошибочные и возмутительные выступления в храме перед прихожанами в своих личных интересах, из-за чего произошли большие волнения, беспорядки и склоки в храме и приходе, за игнорирование и неподчинение Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Феодосию, архиепископу Пензенскому и Саранскому» был уволен 17 декабря 1966 года с должности настоятеля и перемещен в сельский приход, однако отказался подчиниться архиерейской власти, за что был «запрещен в священнослужении без права ношения духовной одежды и священнического креста, а также причащения Святых Тайн, впредь до раскаяния и примирения со Святой Церковью». Однако, как видим, он не только не раскаялся в своих действиях, но и настроил определенным образом часть прихожан, вынудив Владимира Султанова избрать себе более спокойный приход.

Правда, вслед за его увольнением к владыке Феодосию обратились буквально все прихожане сердобской церкви — 568 человек, которые просили вернуть им протодиакона, без которого служба в храме сразу потеряла свою былую красоту, но на это преосвященный резонно ответил: «Я понимаю, что в Сердобском соборе сложилось трудное положение со священнослужителями, но помочь в настоящее время не могу. Протодиакон В. Султанов вряд ли согласится возвратиться в Сердобск из Волгограда. За ним не было никакой вины, и прихожане могли бы его защитить от кучки клеветников, но они этого не сделали вовремя, а теперь его возвратить трудно».

Какой показательный пример, наблюдаемый повсеместно в нашей жизни, когда несколько пасквилянтов в своей агрессивности оказываются сильнее целого коллектива, который неспособен организовать достойный отпор и защитить невиновного человека, а равнодушно, а то и с жадным любопытством взирает: что же с ним будет дальше.

После недолгого пребывания на посту настоятеля Михайло-Архангельского собора Михаила Ордина эту должность с 1967 года занимал протоиерей Михаил Ильич Богачкин, перемещенный 19 октября 1972 года настоятелем в Казанскую церковь города Кузнецка. Вторым священником с 1962 года был Иван Иванович Русский.

В 1970 году религиозная деятельность Сердобского собора характеризуется такими официальными цифрами: крещений совершено 575, венчаний 6, отпеваний очных 200, заочных 581, посещаемость на Пасху 5.000 человек, Рождество 3.300, Крещение 3.600, Троицу 3.000, в престольный праздник 2.800. Большая, чем в сердобском храме, посещаемость наблюдалась только в Успенском кафедральном соборе города Пензы, да и то не во все праздники.

После перевода протоиерея Михаила Богачкина в Кузнецк на его место был назначен иеромонах Модест, в миру Михаил Федорович Кожевников, которому предстояло прослужить здесь целых 16 лет. Родился он 25 августа 1930 года в Польше. В 1958 году поступил послушником в Почаевскую Лавру, 17 марта 1960 года принял там монашеский постриг с именем Модест. В 1965 году окончил Одесскую духовную семинарию, где в 1962 году посвящен в сан иеродиакона, в 1969 году окончил Московскую духовную академию, в которой в 1966 году был рукоположен во иеромонаха. С 1969 по 1971 год служил в Ивановской епархии, а затем перешел в Пензенскую. Некоторое время являлся секретарем управляющего Пензенской епархией, а 13 сентября 1971 года епископом Мелхиседеком, Лебедевым, назначен настоятелем Крестовоздвиженской церкви села Козлятского Нижнеломовского района. В 1973 году перемещен на место настоятеля Михайло-Архангельского собора города Сердобска и возведен в сан игумена, в 1986 году стал архимандритом, а в 1990 году награжден орденом святого князя Владимира III-й степени. С января по июнь 1991 года являлся старшим священником Наровчатского Троицкого Сканова женского монастыря, а затем стал духовником Санаксарского Рождество-Богородичного мужского монастыря. В январе 1997 года принял схиму с именем Михаил, 2 февраля скончался. Похоронен в городе Сердобске. Где бы он ни был, везде батюшка отличался ревностным служением и духовной мудростью.

Вторым священником при нем с 1979 года служил Стефан Николаевич Видманов, уроженец села Ичалки Мордовской АССР. В 1987 году владыка Серафим, Тихонов, назначил его настоятелем Михайло-Архангельского храма районного центра Башмаково. Там он в 1991 году получил сан протоиерея. А 6 сентября 2004 года неожиданно скончался, немного не дожив до своего 50-летия. Похоронен у алтаря башмаковской церкви, которой отдал 17 лет своей жизни.

Вместе с игуменом Модестом и священником Видмановым в соборе некоторое время служил диаконом Богдан Семенович Рожнятовский, уроженец Львовской области, рукоположенный в этот сан владыкой Серафимом 14 июня 1981 года и направленный в Сердобский Михайло-Архангельский собор на диаконское служение. 14 ноября 1983 года он переводится Успенский кафедральный собор, а 20 августа 1984 года рукополагается в сан иерея и направляется на самостоятельное священническое служение: вначале настоятелем Троицкой церкви села Адашево Инсарского района МАССР, а 26 августа 1985 года — Михайло-Архангельского храма села Вадинска, в котором прослужил 15 лет. За это время им была проделан большая работа по реставрации вадинской церкви, а также других храмов и молитвенных домов возглавляемого им благочиния. За свои неустанные труды отец Богдан 22 апреля 1989 года был награжден саном протоиерея, а в 1993 году — палицей. 3 октября 2002 года владыка Филарет, Карагодин, переводит его на должность настоятеля Михайло-Архангельского собора города Сердобска, вместо протоиерея Иакова Рыбчича, занимавшего этот пост со 2 января 1991 года, а также возлагает на него обязанности благочинного VI-го округа. В 2004 году отец Богдан получает еще одну высокую церковную награду — орден преподобного Сергия Радонежского III-й степени.

Вторым священником собора с 1989 года был Валерий Викторович Осягин, трагически погибший в январе 2004 года.

Сейчас в соборе, кроме настоятеля протоиерея Богдана Семеновича Рожнятовского, трудятся протоиерей Иаков Иосифович Рыбчич, иеромонах Андрей, Александр Викторович Афанасьев, с 1998 года, священник Мариан Николаевич Яворский с 1999 года, иеродиакон Иннокентий, Ганин Олег Владимирович, с 1995 года и диакон Виталий Дмитриевич Дмитриев с 2001 года.

В начале 1980-х годов Сердобский собор стал приходить в ветхость. От сырости со стен стали осыпаться росписи. Хоры, расположенные в левом приделе, неожиданно рухнули, чем сразу же захотели воспользоваться власти, чтобы закрыть собор, признав его аварийным. Неимоверными усилиями храм удалось отстоять. Купола, крыша, карнизы — все требовало не просто ремонта, а полной замены, но строительный материал для собора, как и раньше, отпускать запрещалось, так что приходилось его покупать украдкой. В 1981 году были заменены обветшавшие рамы на центральном барабане и шатровых башнях, а в следующем году в окнах второго яруса, и началось сооружение кирпичной ограды спереди собора. Однако для успешной реставрации храма нужен был деятельный человек, который мог бы всецело сосредоточиться на этом деле. К счастью, такой человек нашелся в самом соборе. Это Лидия Ильинична Рожнятовская, работавшая в то время бухгалтером, супруга тогдашнего диакона Богдана Рожнятовского. В 1982 году владыка Серафим, который за свои почти 22 года управления Пензенской епархией, 1978–2000 годы, много раз посещал собор Михаила Архангела, бывая здесь ежегодно и по нескольку раз в году, благословил ее заниматься стройкой — и работа закипела. В этом и последующие три года были заново восстановлены и перекрыты оцинкованным железом главный купол, шатры и крыша собора. В конце 1987 года очистили от пыли и копоти и промыли изнутри собор до самого верха, отремонтировали хоры, средний и левый приделы, в следующем году провели центральное отопление. В конце 1980-х годов бригада московских художников во главе с Виктором Ивановичем Мироновым начала роспись собора, которая длилась около трех лет и в начале 1992 года была окончена. Затем взялись за центральный иконостас, поскольку первоначальный не уцелел — он был разрушен, когда здесь находился военный склад. Зато сохранились боковые, изначальные иконостасы, выполненные из мрамора. В 1998 году новый пятиярусный иконостас предстал во всем своем великолепии. И, наконец, приобрели резные позолоченные киоты для икон, завершив благоукрашенме собора.

Главные работы были проведены при настоятеле архимандрите Модесте, который был награжден за это орденом святого князя Владимира III-й степени. Матушка Лидия Рожнятовская, которая трудится в соборе уже 23 года, за свою неутомимость и старание удостоилась двух медалей Русской Православной Церкви — преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Даниила Московского. Первыми ее помощницами были староста собора с 1983 года монахиня Тикуса, Ксения Моисеевна Филиппова, отдавшая своему храму около 25 лет и скончавшаяся в 1994 году; регистратор монахиня Архилая, Анна Николаевна Дасаева, которая работает здесь уже 45 лет; теперешний председатель церковного совета, монахиня Рафаила Любовь Николаевна Денискина, пришедшая в собор 34 года назад; псаломщица монахиня Харитина Лидия Васильевна Кулагина, тоже уже 36 лет связанная с Михайло-Архангельским собором; псаломщица Мария Егоровна Ворожейкина, 23 года помогающая клирикам собора нести свою службу. Все они были награждены почетными грамотами Русской Православной Церкви.

Но на этом работы отнюдь не заканчиваются. В 2003 году по благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета подготовлена проектно-сметная документация на строительство рядом с собором двухэтажного здания Духовно-просветительного центра. Наконец-то после долгих хлопот отведен под него земельный участок. В 2004 году состоялась закладка камня и выполнен нулевой цикл работ. И уже недалек, кажется, тот день, когда исполнится заветная мечта и многих священников, служивших в соборе, и многих прихожан — иметь хорошее помещение для совершения таинства крещения, которое до сих пор приходится проводить в маленьком, тесном помещении. А ведь крещение — это таинство, в котором человек умирает для греховной жизни и возрождается от Духа Святого в жизнь новую, духовную, светлую. И как бы ни относиться к этому великому событию в жизни человека, действительно ли как к таинству, что является само собой разумеющимся для верующих, или же просто как к обряду, если крестят лишь по традиции, но тот высокий смысл, который заложен в таинстве крещения, совершаемом только раз в жизни, требует достойного оформления. И это должен понимать всякий.

А в заключение хотелось бы ещё раз вспомнить слова владыки Феодосия, которые он сказал сорок лет тому назад:
«Желаю духовенству церковному совету, служащим и прихожанам собора ещё больше заботиться о своем соборе и о порядке в нем, чтобы в мире и согласии возносить молитвы и получать духовное утешение».
Аминь.

~ 2 ~

 


назадътитулъдалѣе