в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»



Архитектура, Женская гимназия

Расположена на угловом участке квартала с отступом от линии застройки улицы. Здание кирпичное, трехэтажное с полуподвалом, под вальмовой крышей, «П»-образное в плане. Главным тринадцетиосевым фасадом обращено на улицу Ленина и отделено от нее небольшим палисадником с кованой решеткой. Объемно-планировачная композиция здания симметрчна: над центральном расположенным вестибюлем главного хода на третьем этаже находится актовый зал, классные комнаты и другие помещения вдоль коридоров, проходящих по всему зданию; только в боковых крыльях имеются дополнительные входы и лестницы, вокруг которых группируются жилые и служебные помещения. Первый рустованный этаж со сравнительно небольшими прямоугольными окнами отделен от цокольного и второго этажей тягами-валиками. Горизонтальные членения дополняются поясом городков под окнами верхнего этажа и венчающим карнизом с аналогичными городками на фризе. Карниз и пояс прерываются лопатками на два этажа, членящими центральный, на пять осей окон, и боковые ризалиты, по одной оси, главного фасада. Кроме пяти больших арочных окон актового зала, отмеченных архивольтами, остальные окна верхних этажей имеют лучковые перемычки с криволинейными упрощенными сандриками. Архитектура центрального ризалита обогащена функционально и конструктивно оправданными средствами: большее по сравнению с другими помещениями пространство актового зала выявлено его превышением над остальными частями здания, для необходимой освещенности зала увеличены оконные проемы, массивный портал главного входа служит тамбуром, более напряженный, частый чем на боковых ризалитах ритм лопаток в простенках подчеркивает значение центра здания. Подчиненной роли боковых ризалитов в общей композиции соответствует ограниченность и меньшая выразительность использованных средств: сдвоенное окно третьего этажа, отсутствие венчающего карниза и продление стены в виде аттика, декорированного городками и круглой нишой. В интерьере сохранилась главная лестница с металлическими перилами оригинального рисунка, отделка потолков ряда помещений и арки эллиптического очертания, расчленяющие коридоры. Художественную ценность представляет металлическая решетка палисадника, на кирпичном цоколе и закрепленная между кирпичными тумбами. Аналогичная решетка была применена на парапете ризалитов главного фасада.
Здание является великолепным образцом, в котором сочетаются принципы рационалистической архитектуры и местных декоративных средств в кирпичной выкладке и решетках.

 


назадътитулъдалѣе