в оглавление
«Труды Саратовской ученой архивной комиссии.
Сердобский научный кружок краеведения и уездный музей»


100-летие Великой Октябрьской Социалистической революции
Сердобский уезд, хроника событий

Февраль 1917 года

Первая мировая война принесла неисчислимые бедствия стране. В Сердобском уезде, как и по всей Саратовской губернии, сократилась посевная площадь, половина крестьянского населения осталось безлошадным. Для нужд фронты выдвигались новые и новые требования. Уезду необходимо было покрыть все недоимки по поставкам хлеба и произвести новую разверстку, непосильную для крестьян. Повсеместно вспыхивали крестьянские волнения и столкновения с заготовителями.


Эти события позволили саратовскому комитету РСДРП/б/ усилить пропаганду своих идей в массах. С конца февраля 1917 года в стране развернулась новая волна революционных событий. В начале марта в Сердобске прошли митинги и демонстрации, приветствующие конец монархии и требующие окончания войны. Рабочие при поддержке солдат разоружили полицию. Гражданская власть в губернии переходила к исполнительному комитету впредь до организации постоянной власти. Уездным комиссаром Сердобска был назначен председатель комитета эсеров М. В. Сережников.

Временное правительство избегало конкретных решений по земельному вопросу. В течении марта-апреля 1917 года крестьяне по своей инициативе выбирало новые властные структуры, именуемые волостными исполнительными комитетами или комитетами общественной безопасности. С наступлением весеннего сева сердобские крестьяне стали самовольно захватывать пустующие земли. Помещики уезда Виноградова, Радченко, Лехович, Сабуров, Смирнова требовали от губернского комиссара военной защиты. Не избежали захвата церковные земли. Применения насилия со стороны крестьян до осени почти не отмечено.

В конце июня в Сердобске был создан съезд представителей волостных продовольственных комитетов и других общественных организаций по аграрному вопросу. Собрались делегаты различных партий и политических воззрений. При явном численном превосходстве в состав земельного комитета прошло большинство эсеров. Съезд постановил организовать на местах советы крестьянских депутатов, для чего была создана соответствующая комиссия, принято решение о реорганизации уездного исполнительного комитета.

В конце июля собралось совещание представителей крестьян, которое было объявлено первым уездным съездом советов На совещании создан уездный совет крестьянских депутатов, впоследствии в который включены представители от рабочих и солдат. Так возник первый совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Сердобске, подчинявшийся Временному правительству.

В противовес большевикам в городе накапливались контрреволюционные силы. Помещики уезда создали свою организацию «Сердобский союз земельных собственников», председателем правления которого в августе 1917 года избран кадет А. Д. Ченыкаев, в сентябре Ананьин, секретарь Смирнов. «Союз» устраивал свои съезды и заседания, собирая сведения о всех убытках, которые крестьяне причинили землевладельцам, надеясь впоследствии предъявить крестьянам свой счет.

Во всех волостях уезда крестьяне решали земельный вопрос самостоятельно. В сентябре 1917 года Сердобский уезд по количеству и силе крестьянских волнений занимал первое место в губернии. «Сердобский союз земельных собственников» отправил в Петроград телеграмму, в которой ходатайствовал о содействии к прекращению погромов. Для прекращения погромов из Аткарска выслана воинская часть.

Наравне с крестьянскими выступлениями усилилась волна рабочего движения. С прибытием в город фронтовиков значительно активизировалась деятельность революционно настроенных солдат и офицеров объединенных в полковом комитете 161-го запасного пехотного полка, расквартированного в городе. В полку открыли солдатский народный университет, стал выходить журнал «Сердобская жизнь». На митингах выступали как анархисты, так и толстовцы, и эсеры, и меньшевики. При содействии полкового комитета, во главе которого стояли писарь Хорчиков и прапорщик Щегольков, сочувствующий большевикам, из города выдворен карательный отряд. Разрасталась волна аграрного движения, немалой заслугой этому являлась агитация за захват поместий прибывшего М. В. Сережникова. В период от начала до конца октября 1917 года подверглись разрушениям до 50 помещичьих имений.

В начале октября в 161-ом полку образовалась большевистская группа. Под ее влиянием уездный совет был реконструирован, а председателем исполкома избран левый эсер Алексеев. В середине октября в Сердобске состоялся съезд волостных земств, гласных уездного земского собрания, представителей советов крестьянских депутатов, членов полкового комитета 161-го полка и представителей демократических организаций. На съезде принято постановление, которое указывало о переходе экономических построек под охрану волостных земств и продовольственных управ, обязывало волостные земства вести учет всего инвентаря, контролировать перегон скота, вывоз хлеба и леса.

В городе не пользовалось авторитетом Земство и Городская управа, фактически власти не было. Создание исполкомов диктовалось логикой событий. В октябре большинство советов находилось под влияние большевиков.

Октябрь 1917 года

12 октября состоялось секретное заседание президиума полкового комитета 161-го полка, на котором решено создать Уисполком. К участию в Уисполкоме были привлечены эсеровекие и эсдековские фракции и солдатские депутаты, разделившие представительство поровну. Вскоре до Сердобска докатилось известие об Октябрьской революции и о переходе власти к Советам. Полковой комитет добился от эсеров признания Уисполкома как высшей власти в уезде и в городе впредь до созыва Учредительного собрания. Первое заседание Уисполкома состоялось 29 октября. По согласованию всех трех групп президиум составлен под председательством Щеголькова, членов Тамбовцев и Копылов.


В первые месяцы работы президиум был занят решением самого важного для крестьян земельного вопроса. Президиум выслал на места своих представителей из числа солдат. Солдатами была проделана громадная работа, на которую от крестьян не поступило ни одной жалобы. Дележ поместий в основном был закончен в промежуток октябрь-декабрь 1917 года. К концу ноября советы стали создаваться на местах.

Назрела необходимость скорейшего созыва съезда Советов. К этому времени 161-й полк потерял свое значение, многие его представители разъехались. Однако, следует отметить, что именно солдатам принадлежит главная роль в создании Советской власти в уезде, вот их имена: Воробьев, Гвоздев, Григорьев, Замарин, Орехов, Панов, Щетинин, офицеры Гончаров, Ханумьян. Первый съезд Уездных советов состоялся 28 декабря в здании Ремесленного училища. В этот же день окончательно сформировалась фракция большевиков, ее пополнили прибывшие в уезд фронтовики: Афанасьев, Губин, Дворянчиков, Дмитриев, Комаров, Кудряшов, Сергеев, Юрасов и другие.

10 января 1918 года состоялся новый съезд Советов Назначенный в здании Земства съезд был сорван из-за антисоветской агитации, заседание пришлось провести в здании Ремесленного училища. Агитаторы смели своим напором часовых, лишь рота солдат, находящаяся в здании остановила их, съезд смог открыться. На этом съезде была провозглашена Советская власть в Сердобском уезде.


Константин Михайлович Губин
председатель Уездного исполнительного комитета города Сердобск

Поздравояю вас, братiе, съ Новымъ годомъ

Слово предъ ночнымъ молебствiемъ на Новый 1917 годъ. Произнесено въ церкви Училищнаго Совѣта при Святѣйшемъ Синодѣ.

Въ терпенiи вашемъ стяжитие дужи вашей
Лук 21, 19

Въ Новый годъ прінято, поздравляя, желать новыхъ благъ, лучшихъ, чѣмъ были въ прежненъ году. Готовъ и я отъ всей души молитвенно пожелать вамъ всего наилучшаго. Тяжелъ, страшно тяжелъ былъ прошлый годъ. Много пролито крови дорогихъ намъ братьевъ и соотечественниковъ; много ихъ легло костьми за родную отчизну. Сколько осиротѣло семействъ, сколько лишилось кормильцевъ. Многіе томятся въ плѣну; многіе страдаютъ отъ ранъ и увѣчіи. Съ ужасомъ смотримъ мы на уходящій въ вѣчность 1916 годъ. Какъ 6ы хотѣлось, чтобы Новый годъ не былъ похожъ на старый. Какъ бы хотѣлось, чтобы онъ лринесъ намъ миръ, успокоеніе, довольство во всемъ и радость. Но не въ нашей власти времена и лѣта, не отъ насъ зависитъ перемѣнить скорбь на радость, лишеніе на избытокъ. Будемъ молиться Творцу Небесному, да утѣшитъ Онъ насъ, даровавъ побѣду надъ врагами нашими.
Одинъ изъ знатоковъ ратнаго дѣла еще въ началѣ войны на вопросъ, кто побѣдитъ, сказалъ: «побѣдитъ тотъ, у кого окажется больше терпѣнiя». Что такое терпѣніе? Терпѣніе есть добродѣтель, необходимая во всякомъ дѣлѣ — умственномъ, нравственномъ и физическомъ. Оно состойтъ въ спокойномъ, безропотномъ несеніи всякаго рода трудовъ, часто соединныхъ съ огорченіями, неудачами, даже преслѣдованіями, скорбями и мученiями. Христіанское терпѣніе не есть только наружное самообладанiе, выдержка; нѣтъ, оно есть и внутреннее состоянiе духа, чуждое тревоги, унынiя, зложелательства; оно должно быть исполнено мира, любви, всепрощенія.
Образцомъ терпѣнія для христіанъ долженъ служить Господь нашъ Іисусъ Христосъ. Онъ не сдѣлалъ никакого грѣха и не было лести во устахъ Его. Будучи злословимъ, Онъ не злословилъ взаимно, страдая — не угрожалъ, но предавалъ по Судiи праведному /I Петр. 2, 22–23/ — Богу.
Прежде терпѣніе было одною изъ основныхъ добродѣтелей жизни обществевной, семейной и государственной; оно вырабатывало крѣпкіе и сильные характеры, вносило въ жнзнь порядокъ, послушаніе. Теперь не то, тоеперь терпѣніе, какъ и другія добродѣтели, — смиреніе и послушаніе, нечасты, теперь считаютъ ихъ несвоевременными, устарѣвшимъ пережиткомъ. Вмѣсто терпѣнiя теперь можно встрѣтить скорѣе нетерпѣливость, чрезмѣрный критицизмъ, осужденiе, ропотъ. Бываетъ нетерпѣливость, какъ болѣзненное явленіе; она объясняется темпераментомъ, нервозностью, но чаще она есть плодъ сильно развитого самомнѣнія, гордоси и эгоизма.
Нетерпѣливость несовмѣстима съ званiемъ воина. Истинный воинъ тотъ, который спокойно, съ полнымъ самообладаніемъ, терпѣливо всегда готовъ отдать себя и свою жизнь, и отдаетъ когда нужно, на защиту отечества, воимя Христа, за Его вѣру, по любви христіанской, самоотверженной. Но войну ведѵтъ не одни воины, а весь народъ; побѣды достигаетъ не одинъ фронтъ, но вмѣстѣ съ тыломъ. Поэтому терпѣніе необходимо имѣть не войскамъ только, но всему народу. Великое преступленіе совершаютъ тѣ, которые своими неправильными дѣйствіями — распространеніемъ ложныхъ извѣстій, искусственнымъ поднятіемъ цѣнъ на продукты и прочiя, будируютъ общество, порождаютъ въ немъ недовольство, сѣютъ раздоръ, отнимаютъ терпѣніе. Такіе люди помогаютъ врагамъ, отдаляютъ побѣду, вредятъ своимъ братьямъ и своему отечеству.
Сѣятели лжи и неправды всегда были среди людей. Апостолъ Іоаннъ, желая оградить вѣрныхъ своихъ чадъ отъ вредныхъ людей, пишетъ: возлюбленные, не всякому духу вѣрьте, но испытывайте духовъ /I Iоан. 4, 1/. Какъ бы я желалъ эти слова апостола примѣнить къ настоящему времени к къ современнымъ людямъ. Не вѣрьте всему безъ разбора, что слышите или читаете; испытывайте, вѣрно ли то, что вамъ сообщаютъ. Много появилось среди насъ лжецовъ — одни сознательно и злонамѣренно, другiе, по невѣжеству и даже по привычкѣ, несущее выдаютъ за сущее, бѣлое цзображаютъ чернымъ. А все это нервируетъ общество, ослабляетъ его трудоспособность, отвлекая вниманіе въ сторону отъ цѣли — побѣды надъ врагомъ.
Безспорно силенъ врагъ нашъ нѣмецъ; силенъ отъ того, что давно онъ задумалъ войну съ нами и приготовился къ ней; силенъ своею техникой, но не меньше, если не больше, силенъ своею сплоченностiю, своимъ единодушiемъ. Оставимъ и мы все, что разъединяетъ насъ. Сплотимся въ одну семью, дружно станемъ на врага за родину свою, Церковь Православную, Батюшку-Царя. Будемъ трудиться, кто надъ чѣмъ можетъ и что для войны нужно, не щадя своихъ силъ и средствъ.
Горе міру отъ соблазновъ, горе тѣмъ, которые соблазнились возможностью легкой наживы въ военное время и искусственно подняли цѣны на предметы насущной потребности. Некрасивое это дѣло, богоротивное. Не избѣжать имъ осужденія Божія за такое безчеловѣчіе. Не этого ждала родная страна оть своихъ сыновъ. Идетъ борьба великая, страшно великая и необычайно опасная. Значительная часть родной земли уже въ рукахъ враговъ; многіе соотечественники уже безъ крова и пристанища; зданія многихъ городовъ и селенiй разрушены; святыни осквернены. Мыслима ли въ такое время и при такихъ обстоятельствахъ нажива и такая большая? А она есть, отъ нея страдаютъ всѣ и особенно бѣднота. Какъ это могло случиться? Куда дѣвались совѣсть и Божій страхъ? Опомнитесь, братіе. Вспомните притчу Господа о богатомъ и Лазарѣ. Тамъ сый въ мукахъ богачъ просилъ праведнаго Лазаря предупредить его братьевъ, жившихъ еще на землѣ, чтобы они не злоупотребляли богатствомъ и не подвергались осужденію туда, гдѣ былъ сый въ мукахъ. Позвольте и мнѣ, какъ пастырю, предупредить васъ, злоупотребляющіе военнымъ временемъ и наживающіе на страданіяхъ братьевъ свои сокровища. Не получите вы отъ нихъ счастья. Богь накажетъ васъ, а страна осудитъ за то, что вы мѣшали ей скорѣе достигнуть побѣды.
Нерадостно мое новогоднее нынѣ къ вамъ слово, братіе. Стоя на рубежѣ стараго и Новаго года, обозрѣвая прошлое и стараясь проникнуть въ будущее, я пока ее вижу того, чтобь давало основанiе къ радости. Но я вѣрю, что радость наша будетъ, и отъ всей души желаю, чтобы она дана была Господомъ въ настутпившемъ году. Радость — это побѣда надъ врагомъ. Чтобы достигнуть ея скорѣе, вооружимся терпѣніемъ, будемъ спокойно, но съ твердостью трудитъся каждый въ своемъ дѣлѣ, направляя къ одному — побѣдѣ надъ врагомъ. Господи, благослови насъ, Господи, помоги намъ! Аминь.

Протоіерей Павелъ Соколовъ
Всероссiийскiй церковно-общественный вѣстникъ
Петроградъ
Воскресенье, 1 января 1917 года

 


назадътитулъдалѣе